Цели:
-
Подвести учащихся к пониманию причин падения монархии в России.
-
Выяснить причины и итоги Февральской революции в России.
-
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы, анализировать исторические источники, развитие навыков интуитивно-понятийного мышления.
Оборудование:
- презентация,
- документы,
- учебник: А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX век. – М., 2006г.
I. Актуализация знаний учащихся по теме «Первая Мировая Война»
Выполнение заданий со слайдов 1-3 (Приложение1)
II. Изучение новой темы
1. - Мы с вами вспомнили важное событие истории России - Первую мировую войну. А как общество российское относилось к участию нашей страны в данном мировом конфликте? (Обсуждение, ответы учащихся)
- Недовольства общества политикой царизма вылилось в Февральскую революцию 1917 г. и к свержению монархи в России. (слайд 4 с темой)
- Каковы цели нашего урока? (слайд 5 )
2. – Любое событие необходимо начинать анализировать с его причин.
Задание: Внимательно прослушайте рассказ учителя о причинах Февральской революции и выпишите в тетрадь основные из них:
Участие России в Первой мировой войне привело к началу в стране экономической разрухи, нищеты и голода среди населения. В тяжелом положении находилось крестьянство, страдавшее от малоземелья и нищеты. В сложных условиях находились и рабочие, т.к. полностью отсутствовало рабочее законодательство. С этими проблемами Николай II не мог справиться единолично. К тому же его отчаянная попытка сохранить самодержавный строй, отказ от предоставления населению политических прав и свобод привели к нарастанию противостояния общества и государства. В такой ситуации Государственная Дума требовала отставки «царского правительства» и создания правительства, ответственного перед Думой.
- А теперь давайте проверим ваши записи. Обратите внимание на экран (слайд 6), сравните причины, указанные на слайде с вашими.
- Спасибо за работу. Мы с вами вместе выяснили причины Февральской революции.
3. – А теперь нам необходимо узнать об основных событиях революции. Я предлагаю вам внимательно прочитать п. 1 § 10 и ответить на вопросы, которые вы видите на экране (слайд 7). Только сначала ознакомьтесь, пожалуйста, с предлагаемыми вопросами, а потом преступайте к изучению информации и работе над ней.
- Спасибо за работу, за грамотные и логичные ответы. Вы правильно отметили основные события революции, а теперь посмотрите на экран, где приведены основные события Февральской революции, которые вы уже назвали. (слайды 8-9)
4. - Вам уже известно, что
завершающим событием Февральской
революции стало отречение Николая II от
престола и как следствие – свержение
монархии. В связи с этим я предлагаю вам
поработать с документом «Манифест об
отречении Государя Императора Николая II
от престола Российского и о сложении с себя
верховной власти» и выполнить задания к
нему. Это позволит нам ещё точнее оценить
события 1917 года. (работа с документом)(Приложение2).
5.- После свержения монархии в России установилась особая форма правления – Двоевластие. Вам необходимо выяснит сущность данного явления. На экране перед вами пустая схема, которую вам предстоит заполнить, используя материал учебника п. 2, 4 § 10. (слайд10)
6. – Итак, мы вместе с вами выявили и объяснили сущность Двоевластия, узнали лидеров того и другого течения, а теперь нам предстоит узнать о целях и задачах Временного правительства, сравнить их с причинами революции, найти точки соприкосновения.
(Работа с документом «Декларация Временного правительства о его составе и задачах» Приложение3).
7. – Каждое событие в истории имеет обязательный итог. Так и у Февральской революции есть свои особенные итоги. (слайд 11).
(анализ итогов революции по слайду).
III. Для закрепления изученного материала, вам предлагается выполнить дома таблицу, сделать задания 1,2 к § 11. Также у вас есть возможность выполнить индивидуальные задания на выбор. (слайд 12)
Спасибо за отличную работу на уроке!