Оборудование:
-
сочинения детей;
-
разрезанные листочки с пословицами;
-
чистые листы для каждого ребенка;
-
запись на доске или плакаты: «Если хочешь иметь друга - будь им!», «У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает все», «Другом быть трудно, стать другом – большая работа» и др.
-
песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»
-
нарисованные детьми сюжеты на данную тему.
Вступительное слово учителя.
Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Правильно о дружбе и товариществе. Вы пришли в этот класс из трех разных коллективов, вы плохо знаете друг друга, у вас не сформирован коллектив, но вам предстоит учиться вместе многие годы. Я хочу, чтобы вы подружились, и чтобы ваш класс был единым целым. Крепким и сплоченным. Поэтому сегодня мы будем говорить о дружбе, я зачитаю отрывки из ваших сочинений, мы будем работать с пословицами, и в конце классного часа вы ответите на вопрос о том, умеете ли вы дружить.
Диспут. Учитель:
А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.
-У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Животные не могут быть друзьями.
- Друг всем – никому не друг.
-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
Дети высказывают свое мнение.
Ученик 1:
Дружба — это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.
Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Дружба — это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие — одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный — это душевно слепой человек».
Звучит песня:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош...
Ученик 2:
Было в классе четверо мальчишек, и сидели классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Да и в учебе в классе были первыми. Вот только Владимир и Денис были такими превосходными математиками, что после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» — в один голос заявили мальчики и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы...
Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
— Ты откуда, хлопец, взялся?
— Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
Учитель:
- Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивала словами: «Если бы не случай...»? («Верные друзья», «Настоящие друзья»).
- Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Почему мальчики бросили Ваню одного?
- Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?
Ученик 2:
Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга...
Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей обычно у человека мало.
Иметь друга — великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга — будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств.
Учитель:
А теперь послушайте стихотворение и скажите, почему у этой девочки нет друзей.
Ученица читает стихотворение А. Барто «Требуется друг»:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: — Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
— Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной —
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: — Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
Ребята высказывают свое мнение.
Учитель:
Итак, мы выяснили, каким должен быть друг. Послушайте отрывки из ваших сочинений и запишите черты характера, которые упоминаются в них.
Ученикам было дано письменное задание рассказать о своем лучшем друге, подруге; дописать такие предложения: «Друг — это тот, кто...», «Друг и приятель — не совсем одно и же, так как...», «Самый лучший друг — мама, потому что...», «Мой верный друг — папа, потому что...».
Учитель:
Каждый человек хочет, чтобы у него были верные друзья. Но не у всех они есть. А можно ли научиться дружить? Прежде всего нужно понять какой я. Что во мне хорошего, а что не очень. Я предлагаю вам написать объявление «Ищу друга», указав свои положительные и отрицательные стороны.
Затем ребята сдают листочки. Учитель вытаскивает по одному и зачитывает, не называя фамилии. Ребята поднимают руки, если они хотели бы дружить с этим человеком.
Учитель:
Надежный фундамент дружбы — товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей — узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде». «В недруге стрела — что во пне, а в друге — что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».
Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? Ребята называют.
А теперь я предлагаю вам разбиться на три команды. Каждая команда получает конверт с разрезанными пословицами. Чья команда быстрее соединит пословицы.
Пословицы и поговорки о дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Был бы друг, будет и досуг.
- Был бы дружок, найдется и часок.
- Друзья прямые — братья родные.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Птица сильна крыльями, а человек друзьями.
- Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
- Хороший друг всегда приходит вовремя.
- У друга вода лучше, чем мед у врага.
- Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
- У друзей секретов нет.
- В дороге и отец сыну товарищ.
- Друг научит, недруг проучит.
- Своих друзей наживай и отцовских не забывай.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
- Приятелей много, а друга нет.
- Не хвались другом три дня, а хвались три года.
Учитель:
А теперь составьте ситуацию, которая раскрыла бы суть одной из пословиц.
Учитель:
У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.
«Как научиться дружить?» — этот вопрос часто задают ребята. Ответим им строками из писем таких же ребят, как они сами.
«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба.
Рая Сырцова из Ставропольского края».
«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга. Люба Смирнова из г. Люберцы Московской области».
«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную.
Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь. Витя Самсонов из г. Киева».
Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая прислала в редакцию такое письмо: «Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет. Я учусь в школе в IX классе, но мне кажется, что я там лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я одна, совсем одна...».
Учитель:
Вот и закончился наш большой разговор о дружбе. Какой вывод вы сделали из сегодняшнего классного часа? Умеете ли дружить? Хотели бы вы , чтобы у вас был такой же друг, каким являетесь вы или вам нужно что0то поменять в себе?
Ребята высказывают свое мнение.