Методические материалы к организации работы Школьного научного общества учащихся (ШНОУ)

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Человек познает мир в различных формах: обыденной, мифологической, религиозной, художественной, философской и научной. В результате этого познания он расширяет горизонты понимания не только внешней действительности, но и самого себя.

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого становится новое знание о мире.

Ученый, познавая мир, формирует новые знания, а затем передает их обществу через научные публикации, доклады, отчеты. Учащиеся, в отличии от ученых, в ходе исследовательской деятельности познает выработанные человеком знания. Он не получает объективно новый результат в науке, не производит новое знание, но полученная в результате научно-исследовательской деятельности новая информация, становится для него новой и личностно значимой.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющей субъективный интерес для учащихся.

Цель научно-исследовательской работы учащихся – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоение действительности.

В условиях информационного общества знания о мире быстро устаревают, поэтому главным становится не столько сами знания, сколько способы и методы их приобретения и использования.

Включаясь в процесс исследования, самоопределения, проектируя собственную предметную деятельность в избранной области, а также анализируя эту деятельность.

Задачи научно-исследовательской деятельности:

  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности;

  2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся;

  3. Освоение учащимися универсальных способов социальной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной.

Школьное научное общество учащихся

Положение о школьном научном обществе учащихся (ШНОУ) МОУ «СОШ № 54»

I. Общие положения

1.1. Школьное научное общество учащихся (далее ШНОУ) – добровольное творческое объединение школьников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в различных областях науки, техники, искусства под руководством специалистов, учителей и педагогов дополнительного образования. В секциях ШНОУ учащихся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники, производства: приобретают навыки в экспериментальной и научно-исследовательской работе под руководством педагогов, учителей и других специалистов.

1.2. Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в ШНОУ, имеющие склонность к научному творчеству и рекомендации учителей; члены клуба постоянно занимаются поисково-исследовательской деятельностью, активно участвуют в реализации коллективных проектов.

1.3. Место и роль ШНОУ в образовательном процессе определяется Программой развития школы и Образовательной программой школы.

1.4. ШНОУ может иметь свое название, эмблему, девиз, члены ШНОУ - удостоверения.

II. Цели и задачи

2.1. Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

2.2. Задачи ШНОУ:

  • формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

  • развивать познавательную самостоятельность у учащихся;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике разработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

  • использовать метод презентации исследовательской работы;

  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

  • формировать единое школьное научное общество со своими традициями;

  • осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов ШНОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.

III. Содержание деятельности ШНОУ

3.1. Организация лекториев или семинаров для преподавателей и учащихся по темам проектов, отдельным вопросам науки, по вопросам культуры умственного труда.

3.2. Работа научных руководителей и учащихся по поиску и обзору научной литературы.

3.3. Организация творческих встреч с исследователями, учеными специалистами.

3.4. Ежегодное проведение практической конференции, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года.

3.5. Типы научно-исследовательских работ учащихся: рефераты, теоретические работы, теоретические работы с элементами прогноза, проектные работы.

IV. Организация работы ШНОУ

4.1. Высшим органом ШНОУ является Совет «общества».

4.2. В Совет входят научные руководители, руководители школьных методических объединений, учащиеся, зарекомендовавшие себя в плодотворной научной деятельности.

4.3. Совет ШНОУ координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет школьной научно-практической конференции.

4.4. Результаты деятельности ШНОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.

V. Права и обязанности членов ШНОУ

5.1. Члены общества работают в одной из секций, участвуют в конференциях, самостоятельно углубляют знания в избранной области наук, участвуют в пропаганде их среди учащихся школы, вносят предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества.

5.2. Члены ШНОУ имеют право:

  • работать в одной - двух секциях;

  • принимать участие в конференциях различного уровня;

  • использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;

  • иметь научного руководителя, получать консультации и рецензии на свои работы;

  • публиковать результаты своей исследовательской работы в печатном органе ШНОУ, школьной газете;

  • принимать участие в работе общего собрания ШНОУ;

  • избирать и быть избранным в руководящие органы ШНОУ;

  • добровольно выйти из состава ШНОУ.

5.3. По итогам школьной научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены ШНОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы и направлены для участия в конкурсах городского, территориального, регионального уровней.

VI. Материальная база ШНОУ

Материальная база ШНОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются библиотека, читальный зал, школьный музей, кабинеты информатики, мобильный класс, специализированные кабинеты, лаборатории, приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений на основании согласования с ними.

Положение о научно-исследовательской работе учащихся МОУ «СОШ № 54»

I. Общие положения

1.1. Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
  • развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
  • развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
  • способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

II. Организация научно-исследовательской работы учащихся

2.1. Научными руководителями учащихся являются учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели ВУЗов.

2.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей.

2.3. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.

2.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы и др.

2.5. Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции городского, территориального, регионального, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

III. Виды научно-исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный – аналитическое составление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий – наблюдения, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический – изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
  • изобретательско-рационализаторский – усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский – проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

IV. Критерии научно-исследовательской деятельности

4.1. Актуальность выбранного исследования.

4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знание сверх школьной программы.

4.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.

4.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

4.6. Теоретическая и практическая значимость исследования.

4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

V. Требования к содержанию научно-исследовательской работы

5.1. Соответствие выводов, цели и задач заявленной темы.

5.2. использование известных результатов и научных фактов.

5.3. Имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы.

5.4. Собственные достижения автора.

5.5. Структура работы.

Приложение №1

(План работы школьного научного общества на 2009 – 2010 учебный год)