Цели:
- Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы при решении дробно-рациональных уравнений;
- Способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творческих способностей учеников;
- Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;
- Формировать умение работать в команде.
Оборудование: У учащихся на рабочем месте оценочные листы, карточки с уравнениями; схема классификации решения дробно-рациональных уравнений; ватманы, на которых ребята I выполняют проектную работу.
Оценочный лист учащихся:
Рисунок 1.
Ход урока
Мы с вами на прошлых уроках работали над решением дробно-рациональных уравнений. Сегодня мы эту работу продолжаем, но ваша деятельность будет отличаться от обычной. Чем? Вы скажете в конце урока.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла фразу «Я познание сделал своим ремеслом». Предлагаю вам сделать такое логическое задание. Вам нужно составить 2 слова из этого эпиграфа. Ответы к заданиям соответствуют номерам букв (после каждого задания указаны номера слов из которых взяты буквы).
|
(РОЗА) |
|
(ПОВОД) |
А можно: „Есть повод подарить
розу". И такой повод нашёлся у вашей
одноклассницы, и она вам сегодня решила
подарить эту розу. (Роза нарисована на
переносной доске).
Каждой группе на дом было дано задание - собрать копилку уравнений. На перемене я попросила капитанов групп написать по 3 уравнения из вашей копилки. Сама из своей копилки добавила 5 уравнений.
И сейчас вас попрошу из данных уравнений выбрать те, которые являются дробно-рациональными.
Докажите, что эти уравнения дробно-рациональные. Предлагаю вам, работая самостоятельно, устно решить 5 уравнениеВы умеете решать дробно-рациональные уравнения двумя способами, когда выполняется условие равенства дроби нулю и равенство дробей с одинаковыми знаменателями.
Существуют ли другие способы решения дробно-рациональных уравнений?
Итак, вы выдвинули гипотезу: кто-то считает, что существует; кто-то считает, что нет. Давайте выясним: «да» или «нет».
Вы будете работать сейчас в группах. Задача групп будет состоять в том, чтобы составить таблицу классификации способов решения дробно-рациональных уравнений. Прежде чем приступить к работе, каждый из вас должен перед собой поставить цель сегодняшнего урока.
Перед вами лежат оценочные листы, в левом столбце которых написаны цели, выберите те из них, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак "+" или допишите свою цель.
Группы вытаскивают карточки с уравнениями 1,2,4 (эти уравнения написаны на доске) и начинают свою проектную деятельность. (Находят все способы решения уравнений. Учитель в это время по необходимости консультирует).Презентация каждой группы (каждая группа показывает таблицу классификации способов решения своего уравнения)
Вы прослушали отчёт каждой группы. Узнали другие, способы решения дробно-рациональных уравнений, и теперь попрошу до конца доделать таблицу классификации способов решения дробно-рациональных уравнений.
Отчет групп.
Предлагаю вашему вниманию составленную нами таблицу классификации способов решения дробно-рациональных уравнений.
Рисунок 2.
Возьмите, пожалуйста, свои оценочные листы и проставьте себе баллы, максимальное количество баллов указано за каждый этап. Сложите и посчитайте баллы. Если вы получили от 85 до 100 баллов, то оценка "5"; от 70 до 85 баллов, то оценка "4"; от 50 до 70 баллов, то оценка "3". Оцените степень сложности урока; оцените степень усвоения материала.
Так чем же отличалась ваша деятельность на сегодняшнем уроке от предыдущих уроков?Домашнее задание:
Виленкин № 145(зад), 238 (г, д, е) - на повторение. Составить 2 дробно-рациональных уравнения, одно из которых можно решить делением многочлена на многочлен; второе, - применив основное свойство пропорции.
Я довольна вашей работой. Пусть были ошибки, не всё у вас получалось. Как говорится в пословице: „Не ошибается тот, кто ничего не делает". И у меня тоже появился повод подарить вам по розе.