Здоровье есть высшая ценность, а здоровый образ жизни - естественная форма поведения человека. Здоровье - одно из важнейших условий личного счастья и yспеха человека, его полноценного гармоничного развития (Войтенко).
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И, хотя, образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Перед школой стоит задача создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
Реализуя эти задачи в свою учебно-воспитательную деятельность мы с родителями составили Программу развития «Цветик-семицветик».
В программе 7 направлений:
- Я – человек.
- Я – личность.
- Я – ученик.
- Я и мой народ.
- «Я» и другое «Я».
- Я и природа.
- Я и мир.
Главное место здесь занимает здоровье – проблема сохранения здоровья учащихся. А фундамент можно заложить именно тогда, когда ребенок учиться в начальных классах.
Младший школьный возраст благоприятен для:
- формирования мотивационной сферы, устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов;
В классе -30 детей. 18 мальчиков и 12 девочек.
Вся учебно-воспитательная деятельность разделена на 4 этапа:
1этап – Создание классного коллектива.
2 этап – Наш класс-наша семья.
3 этап – Самоуправление в классе.
4 этап - Я –личность.
Создали организационный механизм деятельности:
Шаги механизма |
Ученик |
Родитель |
Учитель |
1.Информационно-аналитический шаг. |
Дает объективные и полные ответы на вопросы анкеты или задания |
Дает объективные и полные ответы по вопросам воспитания своего ребенка |
Осуществляет сбор и анализ ответов учащихся и родителей |
2. Рефлексия. |
Кто я? Чего я хочу? Как я этого достигну? Как я собираюсь это сделать? |
Как мне помочь своему ребенку достигнуть того, что он хочет? |
Как мне спланировать свою деятельность, учитывая мнения учащихся и родителей? |
3.Планирование. |
Предлагает свои мероприятия: то, чего он хочет провести. |
Участвует совместно с детьми и учителем в планировании внеучебной деятельности. |
Составляет план работы, исходя из итогов сбора данных учащихся и родителей. |
4.Организация. |
Активно включается во внеучебную деятельность. |
Входит в состав совета проведения мероприятий(по своему желанию). Обеспечивает своему ребенку условия. |
Организует всю внеурочную деятельность. |
5.Мотивирование. |
Выполняет свои обязанности так, чтобы достичь цели и задачи. |
Морально помогает своему ребенку в построении своей деятельности. Также сам активно участвует. |
Координирует и стимулирует процесс выполнения. |
6.Контроль и оценка. |
Достиг ли я цели и задачи? Как? Что учитывать в дальнейшем? |
Оценка достигнутого самим и свои ребенком и всем коллективом. Рефлексия. |
Как нам удалось этого достигнуть? Есть ли отклонения от запланированного? Что учесть в будущем? |
Выбрали группу здоровья, в состав которого вошли родители с медицинским образованием.
Группа здоровья начала свою работу с дизайна класса. Установили ионизатор воздуха. Установили связи:
- бассейн «Долгун»,
- Ледовый дворец «Эллэй Ботур»,
- Дворец детства,
- Детская библиотека,
- Музей им. Е.М.Ярославского,
- ДЮСШ,
- Детская поликлиника,
- Реабилитационный центр.
Первое направление программы - Я - человек. Мое здоровье в моих руках. Обязательными составляющими компонентами по укреплению здоровья детей являются:
- Динамические перемены;
- Физминутки на уроке;
- Использование информационных технологий;
- Дни здоровья;
- Беседы для детей – уроки здоровья;
- Беседы для родителей – педвсеобуч;
- Мониторинг;
- Традиционные мероприятия – спортивные праздники «Снеговик», «Мама, папа и я – спортивная семья», смотр песни и строя и т.д.
- посещение бассейна, ледового дворца, экскурсии, походы и т.д.
- полное медицинское обследование -1 раз в год.
- Результаты последнего медобследования на диаграмме:
Второе направление – Я личность. Я должен сам себя развивать.
Провели мониторинг, по итогам которого была построена деятельность по этому направлению:
- Уроки саморазвития Суе;
- Защита рефератов «Секреты моего имени», «Тайны моей фамилии» и т.д.;
- Различные конкурсы для девочек и мальчиков, направленные на поднятие самооценки ребенка;
- Посещение детской библиотеки;
- Направления по разным кружкам, учитывая способности, интересы каждого ребенка и т.д.
Третье направление – Я ученик. Я учусь учиться.
Это уроки, мероприятия – все школьные дела.
И самым важным компонентом здесь является – портфолио каждого ученика, где хранятся все его наблюдения, результаты, достижения.
А также исследовательская деятельность. Его мы начали с первого класса с конференции, где выступали мои выпускники – пятиклассники со своими исследовательскими работами.
Направления исследовательской деятельности по классам:
- 1 класс – Мой родной город.
- 2 класс – Моя родословная.
- 3 класс – Исследования по темам.
- 4 класс – Проекты.
В этом учебном году все 30 детей выбрали свои темы. Провели наблюдения, опыты, ознакомились с литературой. Все выступили со своими работами. Теперь все работают над своими выводами, итогами, проектами, по результатам которых проведем в конце итоговую конференцию.
Четвертое направление - Я и мой народ. Я должен знать свою родословную.
Кроме уроков национальной культуры, изучения своей родословной сюда входят традиционные мероприятия, которые проводятся ежегодно:
- день родного языка;
- дни открытых дверей;
- конкурс «Читающая семья»;
- неделя якутского языка;
- день бабушек и дедушек – 1 октября;
- день мам – в октябре;
- день пап – в апреле
Все во втором классе защитили свою родословную.
Пятое направление - «Я» и другое « я». Я должен уметь общаться в коллективе.
Создана структура деятельности в классе.
Дети распределились в группы по желанию и выбрали сами актив класса. Все внеклассные мероприятия проводятся в форме коллективного творческого дела (КТД) под руководством актива класса. Состав актива подвижный, таким образом, каждый ученик приобретает организационные навыки и учится руководить КТД.
Шестое направление - Я и природа. Я берегу все что меня окружает.
Я должен знать свой край.
Все предметы, мероприятия связанные с изучением родного края, родной истории, родной республики:
- походы;
- экскурсии;
- посещение театров, музеев;
- конкурсы, викторины, мероприятия…
Седьмое направление - Я и мир. Прежде всего - Я должен знать культуру своего народа.
С первого класса у нас проводятся один раз в неделю – урок фольклора, урок олонхо, хомус.
- Постановка олонхо «Модун Эр Со5отох»;
- Ансамбль хомусистов;
Создали в классе фольклорный ансамбль «Аптаах сибэккичээннэр»(«Цветик-семицветик» . Достижения ансамбля:
Главная особенность программы развития «Цветик-семицветик» - это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей, определяющей поведение детей, их стремление вести здоровый образ жизни.