Перед современным преподавателем истории уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения студентами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные компетенции, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни.
При этом знания, приобретаемые в дискуссии, становятся для каждого студента лично значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Понятно, что такая трудная задача требует от студента мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, компетенций. Развиваются способности студентов к восприятию, сопереживанию.
Современный преподаватель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого студента на ту или иную историческую проблему.
На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом студенты овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.
Раньше такие занятия использовались только в вузах, но с некоторых пор в силу ряда причин они все шире практикуются в школах, лицеях, ссузах. И это не случайно, а основано на учете особенностей нынешних студентов, стремящихся к самостоятельности, свободе, и опирается на педагогическую тенденцию изучать материал крупными блоками для создания у студентов целостного представления о нем. Несмотря на свою относительную молодость, и эти типы уроков можно считать уже для ссузов традиционными.
Именно, один из таких уроков я хотела бы представить.
Лекция-дискуссия «Реформаторский курс П.А. Столыпина».
Цель данного урока: рассмотреть основные направления реформаторского курса П.А.Столыпина; выявить суть, значения и последствия его аграрной реформы; дать оценку политической деятельности П.А. Столыпина; дальнейшая реализация идей сотрудничества преподавателя и студентов.
На лекции рассматривались следующие вопросы:
План
- Личность П.А. Столыпина.
- Программа реформ.
- Суть аграрной реформы
- Переселенческая политика. Кооперация.
- Итоги Столыпинской аграрной реформы.
- Столыпинская аграрная реформа в Курской губернии.
Урок начинается с беседы. Ее цель - актуализировать знания студентов по итогам революции 1905-1907 гг. И так, революция 1905-1907 годов завершилась.
Вопросы:
- Каковы её итоги?
- Как она решила аграрный вопрос?
Обобщая ответы, подчеркиваем, что после революции мы видим, что острота аграрного вопроса не изменилась, развитие капитализма, требовало преобразования в сельском хозяйстве.
Перед студентами ставятся вопросы:
- Какие варианты развития капитализма в сельском хозяйстве были возможны в России?
- Были ли в России конца 19 начала 20 века предложения реформирования страны?
Отвечая на них, студенты излагают и отстаивают свои взгляды на перспективы развития России в начале ХХ века.
Для более полной характеристики личности П.А.Столыпина рассказ преподавателя дополняется показам фрагмента из видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли»
Второй вопрос – организую работу студентов с электронной презентацией, в которой представлены правительственная программа и программа законопроектов.
( Для подготовки электронных презентаций к лекциям, привлекаю студентов в качестве проектной работы по предмету.)
Охарактеризовав, программу реформ переходим к обсуждению вопросов:
Столыпину принадлежит следующее высказывание «Когда мы пишем закон для всей страны необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых»
- Вы согласны со Столыпиным?
- Представьте себе, что это сказано сегодня, какие последствия имела такая постановка вопроса?
Третий вопрос. С целью конкретизации вопроса использую слайды:
Слайд: Цели Столыпинской реформы
Слайд: Смысл и цели
Слайд: Аграрная реформа
Перед студентами ставлю проблемный вопрос:
Почему государство пошло на разрушение общины?
После его обсуждения, переходим к рассмотрению проблемы выхода из общины крестьян.
Слайд: Выход крестьян из общины
С целью выяснения взглядов студентов на вопрос, ставлю сложную задачу - доказать, аргументировать свою точку зрения.
Давайте с вами попытаемся оказаться в позиции бедняка, середняка и зажиточного крестьянина. Приведите аргументы за и против выхода из общины?
Действительно вопрос вызвал массовую активность студентов. Иные точки зрения и аргументы поражали своей новизной и убедительностью
Четвертый вопрос. Его изучение начали с обсуждения вопроса:
Как вы думаете, какие цели преследовала переселенческая политика правительства?
Затем студентам были показаны:
Слайды: Переселенческая политика.
Кооперация – показ CD, после чего, они должны были их прокомментировать.
Пятый вопрос - итоги Столыпинской реформы.
Студенты обсуждают вопросы:
Как вы думаете, достигла ли Столыпинская реформа своих целей?
Какие трудности возникли, при проведении реформы?
Чем они были вызваны?
Шестой вопрос - Столыпинская реформа в Курской губернии.
Выступление студентов (Они представили проектную работу по данному вопросу) , показ слайдов.
Затем идет показ фрагмента видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли» (убийство Столыпина).
Подведение итогов занятия проходит опять же в форме дискуссии, так как взгляды студентов входе обсуждения на уроке расходились. Обсуждение вопросов:
Почему так трагично сложилась судьба Столыпина?
В чем истоки его одиночества, как политика реформатора?
Что бы было с Россией, если бы она получила 20 лет покоя внутреннего и внешнего?
Чем вы объясните интерес Российской общественности к П. А.
Столыпину и его деятельности в конце 20 века?
Сравните аграрную политику Столыпина и аграрную политику современного правительства России?
Данный урок в очередной раз показал, что работа студентов на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с преподавателем; последний, видя реакцию студентов, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сократить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Студентов нужно готовить к предстоящей лекции, а для этого им надо разъяснить, как слушать и записывать, как работать с лекционным материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов формирование необходимых ключевых компетенций студентов.
Изложение преподавателем основных вопросов темы, а также продолжение формирования приемов рассуждения, сравнения, анализа, доказательства, аргументации собственного мнения и т. д., активное использование их в собственном лекционном монологе. Данная форма учебного занятия, на мой взгляд, является необходимой для студентов еще и потому, что она приучает их к самостоятельной работе с устным словом, к ведению грамотных и экономичных записей, к внутреннему диалогу с преподавателем, к соучастию в постижении прошлого и настоящего. Лекционная форма не ограничивает преподавателя истории в использовании самых разнообразных приемов и средств обучения: от традиционного объяснения и меловых записей на доске до современных аудио- и видеозаписей и проблемного изложения.
Современная лекция освобождается от прежних стереотипов и предубеждений, и все более приобретает черты диалогичности. Ей присущ динамичный, дискуссионный характер, поэтому, сегодня она несет не только информативную, но и нравственную нагрузку. С помощью разнообразных приемов и средств обучения преподаватель преодолевает пассивность аудитории, превращает ее в субъекта, соучастника учебного занятия.
При проведении урока использовались следующие материалы:
- фрагменты из видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли»;
- Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.- М.: Клио Софт,2000 диск 1.(1900-1918 г.г.)