Классный час по теме "Их подвиг бессмертен"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Тема: “Их подвиг бессмертен”.

Цель: Воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к Родине на примере героической борьбы Советского народа с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитывать у детей чувства гордости за свою Родину, победившую фашизм.
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийное оборудование, магнитофон, выставка рисунков “Дороги войны”, выставка книг “Читаем о войне”, муз. сопровождение: песня “Тёмная ночь” муз. Н. Богословского, стихи В. Агатова, 7-я симфония Шостаковича, песня Александрова “Священная война”, песня “Солнечный круг”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

…Мы стоим на пороге, самого святого праздника – дня Победы над фашисткой Германии. Как неумолимо бежит время.

65 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Для одних война стала далёким воспоминанием, для других историей. Сегодняшний классный час мы посвящаем памяти 27 миллионов советских людей, погибших на полях сражений, сожженных в крематориях концлагерей, замученных в застенках гестапо, погибших под бомбёжками, и тем, кто дожил до светлого праздника, - Дня Победы.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медаль: “За оборону Москвы”, 15.249 юных ленинградцев получили медаль “За оборону Ленинграда”.

- От Бреста до Москвы – 1000 км.

- От Москвы до Берлина – 1600 км.

- От Бреста до Берлина - 2600 км, поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа.

- А дорогами войны – 4 года.

- Война длилась – 4 года.

- 1 тыс. 418 дней и ночей.

- 34 тыс. часов.

И более 27 миллионов погибших людей.

- Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

Ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в Вечный Огонь – тихой скорби сиянье, -
Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчанья (Метроном)

Ученица:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям,
Давайте люди никогда об этом не забудем.
Фон (звучит тихая музыка)

Ученица:

Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего –
Гляди на неё, да любуйся в оба!

Была жизнь прочна и богата:
С затылка до пят – золотой водопад,
Без примесей суррогата!

Ученик:

Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами!

Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего –
Смотри на неё, да любуйся в оба!

(Музыка постепенно стихает)

(Фон тревожная музыка)

Ученик:

А по ту сторону границы “обыкновенный фашизм” заливал кровью Европу, насаждая “новый порядок”: Растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия, падение Парижа потрясло мир. Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Великая мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре её остриё оказалось направлено на нашу страну. (Фон 7-я симфония Шостаковича)

Война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города, сёла, выжжены хлебные поля, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Ученик:

Завтра рощ испугаются птицы
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится
Через 24 часа.

Фон (тихая музыка)

Ученица:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…

Такою все дышало тишиной
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких - то 5 минут осталось.

Музыка звучит громче, и включается отсчет времени – это стук Метронома.

Ученики:

- Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.

- Запричитала, застонала вся Земля наша.

- Заголосила раненая Родина.

- И встали, поднялись на защиту её сыновья и дочери.

- Разные были у них имена и разные национальности.

- Но все они стали братьями и сёстрами по крови, потому, что проливали её на одном великом поле битвы.

- Проливали её за спасение одной общей своей Родины.

- Глубоко возмущённые вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.

Добровольцы осаждали помещения военкоматов.

Звучит песня Александрова “Священная война”.

Ученик:

Шли на фронт от мала до велика.
Шли вчерашние школьники,
Почти такие же школьники и девчонки, как мы!

Ученица:

Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод
Дальние разрывы
Слушал и не слышал
Ко всему привыкший 41 год!

Ученик:

41 – он был жестоким,
Чтобы вражеский снять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки,
В неумелых еще руках.

Ученица:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!

Гудят накатанные рельсы
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы.
Кочуют с Запада к Востоку.

Учитель:

Но бывали минуты затишья. И пелись песни. В них бойцы вспоминали мирную жизнь, свой дом, своих любимых. (Исполнение песни “Темная ночь” сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского. Приложение 1)

Ученики:

Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не знает, не ищет земля тишины
В трудах и тревогах седеют солдаты –
Герои давно отгремевшей войны.

Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны,
Гуляют с внучатами в солнечных парках
Герои давно отгремевшей войны.

В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны,
И песни, и солнце в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.

Клятва

Именем солнца, именем Родины, клятву даем
Именем жизни клянемся павшим героям:
То, что отцы, не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!

Ученик:

Люди!
Покуда сердца стучатся, Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!

Ученик:

Детям своим расскажите о них, чтобы
Тоже запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!

Ученик:

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю Вас: Помните!

Исполнение песни “День Победы”

3. Обсуждение.

Учитель:

- Ребята, нужно, ли говорить о людях, погибших на фронтах войны, в застенках концентрационных лагерей. Оставшихся в живых детях лишенных детства.

Что для вас означает слово “война”?

Фон (тихая музыка)

Ученик:

Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только хор наш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

Исполнение песни “Солнечный круг”.

Приложение 1

Темная ночь

Муз. Н. Богословского ст. В. Агатова

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь.
И у детской кроватка тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами…
Тёмная ночь разделяет, любимая нас,
И тревожная черная степь пролегла между нами
Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с Любовью меня, чтоб со мной не случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и теперь надо мною она кружиться…
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!