Цели:
1. Развивать умения проверять слова с буквой е в корне.
2. Развивать внимание и память, обогащать речь учащихся.
3. Воспитание культуры учебного труда.
Оборудование: лепестки, ягода спрятана под лепестками, сигнальные карточки, елка, шары.
Мотивация.
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
- Чем в начале тяжелы труды, тем милей плоды.
II. Минутка чистописания.
Запорошило дорожки,
Разукрасило сережки.
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница… (зима).
- На какую букву начинается отгадка? Охарактеризуйте.
Согласная, парная, звонкая, в слове зима мягкая.
- Пропишем строчную и заглавную буквы Зз и отгадку зима. (На доске открывается образец буквы Зз оформленной снежинками)
- На какую орфограмму отгадка?
- Подберите проверочные слова.
- Тема сегодняшнего урока: продолжить работу с безударными гласными в корне, которые проверяются ударением.
- Зима богата чудесами.
Узоры на стеклах, на дорожках рассыпано серебро, жемчуга. И среди этих чудес, расцвел цветик-семицветик, который поможет нам в открытии новых знаний на уроке. Как вы знаете, когда развивается растение, после цветка созревает… плод. Сегодня, опираясь на имеющиеся знания, будем его выращивать.
Скажите волшебные слова:
Лети, лети, лепесток.
Через запад, на восток.
Чуть коснешься ты земли
Будь по-моему вели…
III. Орфографическая минутка. Лепесток 1
А) – Приготовим сигнальные карточки.
- Возить, моря, холода, дома, визжать, шагать, посадить, встречать, горевать, шишка, ловушка, гвоздь.
Б) Запись предложения у доски и в тетрадях.
- Записать предложение.
- Найти орфограммы.
- Подчеркнуть главные члены предложения.
Зимой на севере бывают сильные морозы.
IV. Изучение нового материала. Лепесток 2
Отгадайте загадки запишите отгадки
1. Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела - пчёлы)2. Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо - гнёзда)3. Ты не клюй меня дружек,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду
В ней тогда таких как я
Будет целая семья. (Зерно - зёрна)4. Эту сказку ты прочтёшь
Тихо-тихо, тихо
Жили-были серый ёж
И его … (Ежиха – ёж)
- Что объединяет все эти слова?
- Одна орфограмма - е, проверяем ё.
V. Сделайте вывод. Лепесток 3
Если в проверочном слове в корне буква ё, в проверяемом слове в корне нужно писать гласную е.
- А как можно проверить другие безударные гласные.
Историческая справка.
Ё, ё — 7-я буква русского и белорусского и 9-я — руси'нского алфавитов.
Используется также в некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например, киргизском, монгольском, чувашском и удмуртском). После согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o]; в прочих случаях — сочетание [jo]. В словах русского происхождения (кроме слов с приставками трёх- и четырёх-) всегда несёт ударении
Согласно § 10 “Правил русской орфографии и пунктуации”, официально действующих с 1956 года, “буква „ё“ пишется в следующих случаях”:
- Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например узнаём в отличие от узнаем, всё в отличие от все, вёдро в отличии от ведро; совершённый (причастие) в отличии от совершенный (прилагательное) и т.п.
- Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.
- В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т.п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
Памятник букве Ё установлен в Ульяновске.
VI. Физ.пауза. Лепесток 4
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (Мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (Расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
VII. Закрепление изученного. Лепесток 5
Тест. На полях рабочей тетради. (Писать только безударную гласную)
Весна, грибной, озеро, ледок, стрела, лесной, число, стрижи, гнездо.
Е, и, е, е, е, е, и и е е
Взаимопроверка Работа в парах. Критерии оценок:
1 ошибка – 4
2, 3 – 3
Более 3 – 2
VIII. Лепесток 6.
Самостоятельная разноуровневая работа с последующей проверкой.
- Выберите задание по своим силам:
Сверкнула, в, яркая, звезда, небе
Месяц, над, сияет, весело, селом.
“Красные карточки” - записать, разобрать по членам предложения и обозначить части речи. (Высокий уровень)
“Зеленые карточки” - записать, подчеркнуть орфограммы. (Средний уровень)
“Синие карточки”. Игра “Елочка”. Нарядим елочку. (На шариках записаны слова, с пропущенной орфограммой “Безударная гласная е, проверяемая буквой ё”.
Необходимо подобрать проверочное слово, только тогда повесить шар на елку. (Индивидуальная работа у доски со слабоуспевающими учащимися)
IX. Рефлексия. Лепесток 7
Итак, все лепестки собраны. Вернёмся к девизу нашего урока. (Обмен мнениями)
И мы увидели плод своих трудов на уроке. Чудеса заканчиваются.
- Как вы думаете, как можно назвать эту ягоду, если она выросла зимой, под снегом. (Снежиника)
- А каков плод нашей сегодняшней работы на уроке?
Х. Домашнее задание.
Сочинить сказку о волшебном цветке.