Цели урока:
- Рассмотрение автопортрета как особого жанра живописи.
- Проследить процесс его становления и эволюции, выявить его типы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с жанром “автопортрет”.
- Определить особенности “ оригинального” типа автопортрета на примере творчества художников разных стилей и направлений нескольких исторических эпох.
- Создать атмосферу, способствующую глубокому художественному и эмоциональному восприятию показанных картин.
Ход урока
“Всему будь холодный свидетель, на всё, устремляя свой взор”. В. Брюсов.
Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали историю возникновения жанра “автопортрет”, проследили процесс его становления и условно разделили его на типы:
Ученики: Авторский автопортрет, групповой и скрытый.
Учитель: совершенно верно. И сегодня мы познакомимся с 4 типом этого загадочного жанра – ОРИГИНАЛЬНЫЙ автопортрет. К этому типу мы относим автопортреты художников, поражающие зрителя своей неординарностью, необычностью.
Примером такого автопортрета могут служить “Восточные двери”, знаменитые “Врата Рая”, где Лоренцо Гиберти оставил свой автопортрет на ручках двери Флорентийской баптистерии. Бронзовая копия этих ворот, выполненная литейщиком В. П. Екимовым, установлена с северной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге.
В 1434 году нидерландский художник Ян Ван Эйк написал картину, которая стала очень знаменитой. Она принадлежит Лондонской Национальной галереи и в каталогах ее именуют так: “Свадьба Джованни Арнольфини и Джованни Ченами”. Нам эта картина известна под названием “Чета Арнольфини”. С первого взгляда на этой картине изображены двое: мужчина и женщина в дорогих праздничных одеждах. Они стоят посредине своей спальни под люстрой с зажженной свечой. Не смотрят друг на друга. Не смотрят и на нас зрителей. Левая рука женщины нежно и доверчиво лежит на ладони мужчины. Правая рука мужчины поднята вверх. Его жест напоминает клятвенный, но он как будто и обращен к кому то. Совершенно небывалая в живописи ситуация выражения лиц этой пары становятся более понятными с помощью того, что отражается в выпуклом зеркале, которое висит на стене их спальни. Зеркало показывает эту пару со спины, их комнату и дверь в противоположной стене. В дверях тоже двое - человек в красном и человек в синем одеянии. Их лиц не видно. Сопоставив это изображение с подписью на стене выше зеркала, которую принято читать так: “Ян Ван Эйк здесь был” и дата 1434 год, некоторые исследователи предположили, что художник стоял на пороге этой комнаты.
Историю с зеркалом повторил итальянский художник Пармиджанино в картине “Автопортрет в выпуклом зеркале”. Распространение зеркал и повальное увлечение ими привело к различным модификациям использования художниками своего отражения в зеркале. Пармиджанино с поражающей достоверностью изображает все искажения своего лица: вытянутость, расплющенность, нарушение пропорций. Это характерно для отражающей поверхности выпуклого стекла. Это пример своеобразных поисков художника новых живописных приемов.
Великий Микеланджело в сцене “Страшного суда” так же прибегает к необычному способу своего изображения. У ног вершащего страшный суд Христа стоит старец Варфоломей. В правой руке он держит нож, а в левой – человеческую кожу, содранную вместе с руками. И вот на коже, искаженное мукой боли – лицо Микеланджело.
В оригинальном автопортрете находили воплощение мрачные фантазии художника. Например, в картине Аллори “Юдифь с головой Олоферна” художник изображает себя в отрубленной голове, а в Юдифь – женщину, которую страстно любил художник.
Невероятную беспристрастность демонстрирует “Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом” Ван Гога. Автопортрет сделан сразу после нанесенного увечья. Как бы ему не было больно, художник способен увидеть себя таким, какой он есть - загнанный, несчастный, утомленный человек.
Виктор Браунер пишет в период глубокого душевного кризиса “Автопортрет с вырванным глазом”. Картина построена на взаимосвязи реального и ирреального. Вся трагичность автопортрета в том, что по странному совпадению художнику действительно выбивают глаз. Этот портрет как отражение корчившегося в муках мира накануне второй Мировой войны.
Необычно воспринимается автопортрет Эдварда Мунка в картине “Крик”. На дороге, ведущей к фьорду, глубокому морскому заливу в Норвегии, стоит человек. Его голова – обтянутый кожей череп. Глаза и рот широко раскрыты. Руки он прижал к голове, поскольку не может выносить собственного крика. Желто-красное небо и зелено-голубые воды фьорда написаны широкими волнообразными мазками. Кажется, что они словно подхватывают крик, чтобы передать его дальше.
Т. Ульрике, в качестве экспоната выставил самого себя с нарукавной повязкой и палочкой слепого. На его груди висит плакат с надписью “Я не в состоянии больше видеть никакое искусство”.
Автопортрет-это исповедь художника. В зависимости от состояния человека - разная. Словно по озарению – художник идёт к холсту и изображает себя. Размышляет о себе и спокойно, и страстно, не терпеливо, когда душевная боль или желание выразить свое отношение к действительности настолько велико, что как бы входит живой частью в краску и помогает воссоздать на полотне и порыв, и негодование, и желание к творчеству.
Автопортрет – не зеркало художника, не его отражение. Это сложный жанр изобразительного искусства, совмещающий портрет, идею, и, конечно же, размышление об эпохе и себе самом. Это размышление о своем внутреннем мире, гордое утверждение главных качеств художника – творца.