Тема урока: «Гибка тонколистового металла».
Цели:
- научить учащихся приёмам гибки тонколистового металла с помощью оправки;
- развивать познавательные способности, техническое мышление.
- способствовать воспитанию трудовой дисциплины учащихся;
Оборудование, материалы и вспомогательные средства.
Линейка, чертилка, ножницы слесарные, киянка, слесарные тиски, угольник, шаблон, оправки, заготовки металла, слесарный верстак. Презентация (приложение 1).
Организация рабочего места и техника безопасности при гибке металла.
Чтобы заниматься гибкой металла, надо правильно организовать рабочее место и соблюдать определённые правила труда.
На слесарном верстаке не должно быть лишних инструментов и предметов. Гибку выполнять необходимо в тисках. Работу производить только исправным инструментом. Во время работы нельзя отвлекаться. Если позвали, то необходимо остановить работу.
Предварительная подготовка.
Учащиеся дома собирают материал о видах металла и готовят сообщения. Исследуют толковый словарь, выясняя значение слов: гибка, гнуть, гибкий слесарь, инструмент слесарный. Делают сообщения.
Ход урока
Урок начинает другой учитель.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок, мы отправляемся на экскурсию в музей Технологии обработки металлов. А экскурсию с вами проведёт наш экскурсовод Алёшин Сергей Анатольевич.
В класс входит учитель технологии.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Нашу экскурсию мне хочется начать со слов Максима Горького: «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь…»
Итак, мы проходим в наш первый зал - Исторический.
Выступают учащиеся с сообщениями.
Ученик 1:
Человечество в своём развитии прошло несколько исторических этапов. Первый был Каменный век, когда основные орудия труда и оружие изготавливались из камня. Но они были мелки и ломки. Около 4000 лет до нашей эры египтяне научились обрабатывать первый из металлов - медь. Так начался второй этап – Бронзовый век, который продолжался до 500года до нашей эры.
Ученик 2:
На смену Бронзовому веку в 9 -7 веках до нашей эры пришел железный век. Железный век - это эпоха распространения металлургии железа и изготовления железных орудий, которые были прочнее каменных, медных и бронзовых.
Ученик 3:
Металлы принято делить на 2 – е основные группы: чёрные и цветные. Чёрные – это чугун, сталь, железо. Цветные используют, как в чистом виде, так и в сплавах. К цветным металлам относятся: медь, алюминий, олово, цинк, латунь, свинец.
Ученик 4:
Вместе с открытием металлов человек учился их обрабатывать. Сначала вручную: плавили, ковали, гнули. В производственных условиях металл обрабатывают как в горячем, так и в холодном состоянии. Холодная обработка осуществляется на специальных станках (токарных, фрезерных, сверлильных и других). А появились первые станки в 12 веке.
Учитель: Хорошо, спасибо. Как вы думаете, ребята, какой будет сегодня тема экскурсии? (ответы учащихся – обработка металлов). Правильно. Следующий зал – Тематический.
Учитель: Перед вами слайды, скажите, какие операции при обработке металла изображены?
Опиливание металла с помощью напильника |
|
Резка металла слесарными ножницами |
|
Гибка тонколистового металла в тисках с помощью оправки |
|
Правка тонколистового металла киянкой. |
Учитель: Правильно! Откройте тетради и запишите тему экскурсии.
«Гибка тонколистового металла»
Наши цели:
- научиться приёмам гибки тонколистового металла в тисках и с оправкой.
- расширить знания о металле;
- воспитание трудовой дисциплины.
Учитель: Переходим в следующий зал - Лексический, потому что нам необходимо знать значения слов, чтобы понимать друг друга.
Гибкий – легко сгибаемый.
Гнуть – придавать изогнутую форму, сгибать.
Слесарь – рабочий, специалист по ручной выделке, сборке и починке металлических изделий.
Слесарный инструмент – инструмент для ручной работы с металлом.
Учитель: Вот мы и пришли в зал - Повторения.
У вас на столах карточки, подпишите названия инструментов.
Ф.И.___________________________________________
Название инструментов | Изображение инструментов |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
Учитель:
Поменяйтесь с соседом карточками и проверим вместе (ответы на слайде), отметьте правильные ответы +
- Тиски.
- Молоток.
- Киянки.
- Угольник.
- Напильник.
- Чертилка.
- Ножницы по металлу.
Выставите оценки: ошибок нет-5,1 ошибка- 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2.
(Ученик собирает карточки)
Учитель: А мы идём в следующий зал – зал Новых Знаний (объяснение нового материала)
Сгибание тонколистового металла.
Сгибанием из листов металла изготавливают самые различные объемные предметы. Вручную эту операцию осуществляю в тисках и на оправках или с помощью специальных приспособлений. Основным рабочим инструментом при гибке служит киянка или молоток с мягким бойком, чтобы не оставлять на листе вмятин.
В тисках выполняют гибку сравнительно небольших листов металла под различными углами: от совсем незначительного до прямого. Заготовку закрепляют в тисках так, чтобы разметочная риска (линия сгиба), установленных на губки тисков. Если загибаемая часть заготовки сравнительно узкая, то ее сгибают на заданный угол ударами киянки. Для сгибания более широкой полосы металла на загибаемую часть накладывают деревянный брусок и по нему наносят удары молотком.
При сгибании тонколистового металла под прямым углом с помощью прямоугольных оправок тиски обычно поворачивают па угол примерно в 45° по отношению к переднему краю верстака и в них прочно закрепляют оправку. Сгибаемый лист накладывают на оправку так, чтобы разметочная риска совпадала с ребром оправки. Ударами киянки сначала отгибают концы загибаемой части листа, а затем сгибают по всей длине.
Изделия круглой и другой сложной формы сгибают из листов металла па оправках соответствующей формы. На промышленных предприятиях это осуществляется с помощью специальных приспособлений, гибочных машин, штампов и на профилегибочных станах. Эту работу выполняют кузнецы и штамповщики. Запишите в тетради: Гибка – это процесс сгибания металла в тисках с помощью слесарных инструментов.
Учитель: «Хорошо, что в мастерской, всё, что надо под рукой». Главное не получить травму. Переходим в зал Безопасности.
Правила техники безопасности.
- Работать следует только исправным инструментом.
- Обязательно нужно надежно закреплять заготовку в тисках.
- Нельзя стоять за спиной работающего.
- Нельзя складывать оправки и инструменты на край верстака.
- При гибке нельзя держать левую руку близко к месту сгиба.
- Чтобы не поранить левую руку, поддерживающую лист металла при его сгибании на оправке, обязательно нужно надеть
руковицу.
Учитель: Вот мы и подошли к самому интересному залу – залу Трудовых навыков.
Каждый из вас сейчас побывает в роли слесаря. Справа бригада (___________________), он же дежурный по бригаде. Слева(_______________________), он же дежурный по бригаде.
3адание:
- Размеченную и вырезанную заготовку из тонколистового металла закрепите в тисках таким образом, чтобы линия сгиба была на уровне губок тисков.
- При помощи киянки согните заготовку по намеченным линиям, используйте оправку при изготовлении ребра жёсткости.
- Как только кто-то выполнил работу, на доску прикрепляется лепесток ромашки, а работа отдаётся мне на проверку.
- Разрешается выполнившему задание помогать членам бригады.
Учитель: Все сегодня хорошо поработали. Следующий зал самый ответственный - зал Контроля знаний.
Тест.
Ф.И._________________________________________________________
1. Какими инструментами производят гибку тонколистового металла?
А) ножницами и тисками.
Б) молоток и оправкой.
В) тисками и оправкой.
2.Где должна находиться линия сгиба в тисках?
А) по линии уровня губок.
Б) ниже линии уровня губок.
В) выше линии уровня губок.
3.Специалист по ручной работе с металлом называется:
А) сантехник.
Б) столяр.
В) слесарь.
4. Зачем при сгибании тонколистового металла нужна оправка?
А) чтобы чертить.
Б) чтобы сгибать.
В) чтобы править.
5. Каким инструментом можно работать?
А) исправным.
Б) столярным.
В) слесарным.
6. Что нельзя делать при гибке металла?
А) зажимать заготовку в тиски.
Б) стоять за спиной работающего.
В) надевать рукавицы.
7. Найди лишнее.
А) плоскогубцы.
Б) тиски.
В) оправка.
Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия, последний зал – зал Подведения итогов.
1. Отметки за карточки.
2.Отметки за изделие.
3. Отметки за тест.
Учитель: Все вы сегодня очень хорошо поработали, и я надеюсь, что наша экскурсия вам понравилась. Всего вам хорошего, до свидания.