Цель: знакомство с портретным жанром, его отражение в творчестве художников Красноярского края.
Задачи:
Обучающая: обучить умению разбираться в жанрах, анализировать художественное произведение,
Развивающая: развитие коммуникативных умений, расширение знаний о творчестве художников.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, приобщение к искуcству.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: проектор, иллюстративный, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
- Рассмотрите предметы на доске (фотографии, портреты)
- Что общего в них, чем они отличаются? (Фотографию изготавливает механизм, а над картиной работает автор, он по-разному может показать одного и того человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.)
3. Сообщение темы
- Что такое портрет? (Варианты ответов учащихся).
Портрет – жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению одного человека или группы людей. Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир, и для этого они общаются с портретируемыми, изучают его индивидуальные особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне. Поэтому разные портреты одного человека могут быть у разных художников и похожи и не похожи.
- Сегодня мы с вами поговорим о портрете, рассмотрим портретный жанр в творчестве художников Красноярского края.
Просмотр презентации, слайды 1 -9
4. Разновидности портретного жанра.
- Могут ли портреты быть разного вида? (Варианты ответов учащихся).
В случае затруднения в ответе на вопрос предложить прочитать статью. Приложение.
а) Самостоятельное чтение статьи.
б) Ответы на вопросы по содержанию.- Какие виды портретного жанра ещё существуют?
5. Игра «Пазлы». Работа в группах.
- Соберите картинки из частей. Определите автора.
(Н.П.Лой «Катя» акварель, А.Г.Поздеев «», В.И.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирячка», «Меньшиков в Берёзове», «Ольга Сурикова (Кончаловская) – старшая дочь художника».
- Чем они похожи, чем отличаются? (На всех изображены люди, отличаются авторами, и количеством изображённых персонажей)
6. Знакомство с творчеством Василия Ивановича Сурикова.
- Поговорим о портретном жанре в творчестве Сурикова.
- Какие картины В.И.Сурикова вам известны? Попробуйте найти их среди данных и назвать.
(Учащимся предлагается ряд репродукций картин смешанных с картинами любого другого художника)
- Василий Иванович Суриков являлся автором множества знаменитых картин исторического содержания. Для создания их Василий Иванович много читал статей, искал исторические факты, прослеживал цепочку событий, наблюдал за характерами исторических героев. Им создавалось огромное количество эскизов и зарисовок, которые впоследствии использовались. Только изучив всё, приступал он к написанию картины. Для создания персонажей Суриков писал множество зарисовок, а затем примерял их в картине.
7. Игровой момент «Подбери этюд к картине»
а) Группам учащихся раздаются конверты: с картинами «Меньшиков в Берёзовке», «Боярыня Морозова» и этюды. Задача детей, определить к какой картине, какой этюд относится (Приложение 1.)
б) Сравнение своего результата с образцом. Презентация слайды 10, 11
8. Исследование связи этюдов с картинами.
Чтение статей группами (Приложение 2).
9. Знакомство с понятием автопортрет.
- К какой разновидности можно отнести следующие портреты? Презентация, слайд 11.
10. Практическая часть.
Можно предложить учащимся собрать портрет из частей, найти половину, дорисовать недостающие черты, передать эмоции.
11. Рефлексия.
- Что нового узнали за урок, чему научились?