Цели:
- повторить тему “Режим дня школьника”;
- закрепить в игровой форме навыки применения гигиенических норм;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оформление класса: плакаты с пословицами и поговорками о чистоте, красочно оформленные режимы для учеников, большой плакат с изображением Мойдодыра из одноимённого стихотворения К.И.Чуковского.
Данная работа направлена на закрепление ежедневных гигиенических норм у детей 7–8 лет. Это то время, когда в детях физиологически своевременно возрастает подвижность нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения. Это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Значит, и воздействовать на детей целесообразно, опираясь на эмоциональную сферу. Из многих литературных жанров на помощь учителю приходит сказка. Известные детям литературные герои возникают в классе у них перед глазами, и начинается перемещение детей из социальной реальности в тонкую, где “куклы оживают” и происходят все основные сказочные приключения.
В силу того, что появившиеся в классе герои знакомы каждому ребенку (и любимы многими детьми), происходит активное эмоциональное включение маленького человека в процесс игры-волшебства, в котором литературные герои будут передавать свои знания о мире (в данном случае о вопросах гигиены), а дети, полностью доверяя своим сказочным друзьям, будут впитывать свои знания на сознательном и подсознательном уровнях.
Учитель входит в класс. В руках у него посылка и большой голубой конверт. На них надпись: “УЧЕНИКАМ ШКОЛЫ № 60”.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем классе собрались верные друзья и помощники Мойдодыра. На адрес нашего класса пришли посылка и письмо. Откроем вначале письмо и посмотрим, от кого оно и что в нём написано.
Учитель вскрывает конверт, достает плотный лист и читает громко стихотворение Ю.Тувима “Письмо ко всем детям по очень важному делу”.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.До свиданья!
Ваш Тувим
- Вот, ребята, мы и узнали, от кого пришло письмо. Наверное и посылка вам пришла тоже от Мойдодыра. Давайте посмотрим, что в ней.
Текст письма:
“Дорогие ребята! Вместе с письмом я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки. Кто их правильно отгадает, получит подарок-отгадку к этим загадкам.
До свидания. Ваш Мойдодыр”.
Учитель достаёт из ящика маленькие цветные пакетики. На них написаны загадки, а внутри лежат подарки-отгадки. Загадки читаются громко. Тот, кто отгадывает, получает подарок.
Гладкое, душистое
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было.
Догадались, это … (Мыло)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Белый, белый порошок
Между зубок скок-поскок.
Заблестели зубки,
Раскраснелись губки. (Зубной порошок)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Я на ёжика похожа, а ещё на свинку.
У меня на спинке колкая щетинка.
Если вижу я детей грязных, будто свинки,
Я щетинкою своей им почищу спинки. (Одёжная щётка)
- Вот и получили вы подарки Мойдодыра. На дне коробки остался ещё один подарок. Этот подарок особый, он прислан для всех вас. Но прежде чем его получить, нужно выполнить довольно сложное задание. Мойдодыр хочет проверить, хорошо ли вы знаете правила поведения, умеете ли вы правильно ухаживать за собой и соблюдаете ли вы режим дня.
В это время раздаётся стук в дверь. В класс входит ребёнок в костюме Незнайки. Одет он неряшливо, волосы торчат во все стороны, на лице грязные полосы, костюм измят. Незнайка обращается к ребятам:
- Я пришёл к вам в гости!
- Здравствуй, Незнайка! Ты пришёл как раз вовремя, - говорит учитель
- Сейчас ребята будут повторять некоторые правила поведения, а ты слушай внимательно, запоминай, они и тебе пригодятся.
А вы, ребята, обратите внимание на внешний вид и поведение Незнайки, когда будете перечислять правила.
Ученики отвечают, а Незнайка приводит себя в порядок.
- Прежде чем войти, надо постучать и спросить разрешение.
- Надо следить за чистотой лица и рук, хорошо умываться.
- Волосы надо содержать в порядке, аккуратно причёсывать.
- Обувь надо чистить каждый день.
- Платье и костюм должны быть всегда чистыми и выглаженными.
- Всегда надо иметь чистый носовой платок.
- Молодцы, ребята, правила вы знаете очень хорошо. А чтобы Мойдодыр узнал, как вы соблюдаете режим дня, давайте возьмём с выставки самый лучший и прочитаем. Встаёт ученик и читает свой режим дня.
- К сегодняшнему дню некоторые из вас выучили интересные стихотворения. Сейчас мы их послушаем.
Ученики читают наизусть стихотворения.
Режим дня
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок
За парту в школе сесть.
Наша зарядка
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать!
Спешите на зарядку
Мы вас не будем ждать!Распахнуто окошечко,
Нам холод нипочём!
Походим мы немножечко
И сон с себя стряхнём.Но чтоб совсем проснуться
Нам нужно потянуться.
Начинай! Не спеши!
Через нос ровней дыши!
- Я возьму мяч большой, подниму над головой. Прогну спину, а мяч назад закину.
- Чтоб ногам работу дать, будем дружно приседать.
- Взял Серёжа обруч свой, держит обруч за спиной. Всё, что делает Серёжа, повторять попробуй тоже.
- А теперь, детвора, умываться пора!
Аист моется
По воде, под ивняком,
Ходит аист босиком.
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.Клювом трогает лозу,
На себя трясёт росу.
И под душем серебристым
Моет шею чисто-чисто.И не хнычет:
“Ой, беда, ой, холодная вода!”
- Молодцы, ребята! Вы и правила хорошо знаете и стихи выучили интересные.
Сразу видно, что вы настоящие друзья и помощники Мойдодыра, - говорит Незнайка.
- А вот и последний подарок Мойдодыра. Он прислал нам диск с мультфильмом о себе. Посмотрим его. (Просмотр мультфильма “Мойдодыр”)