Цель: изучая причины Реформации, её особенности в разных странах, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря: католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.
Задачи:
образовательные: учащиеся выясняют основные причины, формулируют цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии.
Знакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера.
Определяют итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.
развивающие: учащиеся продолжают формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы.
Учатся разрешать проблемную ситуацию.
воспитательные: учащиеся развивают коммуникативные навыки, работая в группе. Опираясь на морально-нравственные и духовные ценности христианской культуры, формируют толерантное отношение к людям другого вероисповедания.
Оборудование:
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. Учебник для 7 класса,
- презентация (PowerPoint) – см. приложение 1,
- компьютер, проектор для презентации,
- настенная карта “Европа в XVI–I пол.XVII вв.
- раздаточный материал: таблица “Участники Реформации и их требования” - на каждого учащегося (незаполненная);
- текст литературно-исторического источника – поэты раннего Нового времени о католической церкви,
- набор букв для физкультминутки.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вступительное слово учителя: Вслед за Великими географическими открытиями на жизнь европейцев оказали огромное влияние другие события. О них мы сегодня и поговорим. Эти события начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии н. XVI в. не было единства. Её территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи. |
Следят по карте. Делают вывод о политической раздробленности Германии. |
Начинает показ слайдов 1-3 (см. презентацию). Ставится проблемное задание. |
Пытаются дать ответ. |
Называется тема урока (слайд 4), Ставятся вопросы к теме (слайд 5). Демонстрирует слайд 6 с определением “Реформация”. Говорит о возвращении к этой теме на уроках обществознания в старших классах. |
Запись в тетрадь. Находят определение “Реформация” в начале §11, записывают в тетрадь. |
Делит учащихся на 3 группы. Осуществляет руководство и контроль деятельности групп. Оказывает помощь. |
1 группа читает 1 пункт §11,
формулирует причины Реформации. 2 группа читает 2 пункт §11, заносит в бланк таблицы (выдаётся) требования участников Реформации. 3 группа работает по заданию к тексту литературно-исторического источника (выдаётся) о причинах недовольства католической церковью. |
Подводит итог, слайды 7-8 о
причинах недовольства всех сословий
католической церковью. Слайд 9 – причины Реформации. Физкультминутка: использует 2 набора букв. Задание по вариантам. |
Обсуждаются результаты работы
групп. Записывают причины Реформации в тетрадь. Учащиеся 1 варианта подходят к одному столу, где лежит набор букв, учащиеся 2 варианта – к другому. Задание: чья команда быстрее составит слово “Реформация” и правильнее даст определение. Буквы на листах берут в руки, выстраиваются так, чтобы прочесть слово |
Краткий рассказ о деятельности Мартина Лютера и его учении. Слайды 10-12. | Записывают дату начала реформации |
Краткий рассказ о Крестьянской войне и требования Томаса Мюнцера. Слайды 13-14. | Отвечают на вопрос: с идеями какого гуманиста схожи идеи Т. Мюнцера? |
Краткая информация о
религиозных войнах. Слайд 15. О протестантах – слайд 16. Об итогах религиозных войн. Аугсбургский мир. Слайд 17. Показывает на карте территории, где установилась лютеранская церковь. |
Записывают термин “протестант”
и дату мира. При наличии времени выписывают итоги Реформации в тетрадь. Следят по карте. |
Возвращается к проблемному заданию в начале урока. Слайд 18. подводит итог. | Высказывают суждения. |
Проводит первичный тестовый
контроль. Слайды 19-20. Проверка результата – слайд 21. Предлагает оценить свою работу на уроке. |
Выполняют письменно тестовый
контроль. Обмениваются работами и проводят проверку. Ставят оценку. Ставят себе оценку на том же листе, где выполняли контроль. |
Разноуровневое домашнее
задание. Слайд 22. |
Выбирают домашнее задание. |
Раздаточный материал
Задание группы № 2: Прочитайте п. 2 § 11 и заполните таблицу.
Требования участников Реформации
Сословия |
Основные требования |
Дворяне | |
Горожане | |
Крестьяне |
Задание группы № 3: Внимательно прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали чувство протеста у большинства европейцев.
Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:
Ручьи сокровищ в Рим бегут,
Здесь вечный находя приют.
Но на дыру без дна похож,
Безбожный Рим не полон всё ж.
Ручьи грехов сюда стекают,
И здесь их людям отпускают…
Кто нравы Рима узнаёт.
Охладевает к вере тот.
Немецкий городской поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:
Есть у попов про всех товар.
Лишь покупай - и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом Божий превращают в рынок:
Дают реликвии доход,
А главное – в церквах идёт
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка.
К болящему - и дань сберёт…
Страдает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнёт он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Коль не заплатишь – проклянут.
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было не повадно,
Трудиться разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно,
Курить и пьянствовать безбожно?