Цель урока:
- Повторение и закрепление основных понятий и применение знаний и способов действий по теме «Тепловые явления».
- Развитие умений и навыков решать задачи на применение формул Q= cm(t2-t1) и Q = qm, корректирование знаний.
- Формирование отношений взаимной ответственности и зависимости в группах, а также деятельности по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
План урока:
Этап | Время, мин |
Приёмы и методы |
|
2 |
Приветствие учащихся, настрой учащихся на урок. |
|
2 |
Сообщение темы и целей урока. |
|
3 |
Разминка. |
|
3 |
Сообщение учителя. |
Оборудование:
- Кроссворд;
- Карточки с заданиями «Физической эстафеты»;
- Ромашка с вопросами;
- Конверты с задачами
- Конверты с чайнвордами
Ход урока
1. Организационный момент
Без тепла нет жизни. Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом. Слишком сильный холод и жара разрушают всё живое.
В восемнадцатом веке многие ученые считали, что теплота – это особое вещество «теплород», невесомая «жидкость», содержащаяся в телах. Сейчас мы знаем, что это не так. Сегодня мы будем говорить о теплоте и тепловых явлениях.
Про теплоту начнем рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Задачу мы любую одолеем,
И другу мы помочь всегда сумеем,
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся ТЕПЛОТА!
2. Игра – соревнование
Игра состоит из шести конкурсов:
- Конкурс – «Разминка»
- Конкурс – «Для любителей кроссвордов»
- Конкурс – «Викторина»
- Конкурс – «Формула» - эстафета
- Конкурс – «Люблю задачи я!»
- Конкурс – «Угадай чайнворд»
Правила игры: учащиеся делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает очко (жетон). Побеждает та команда, которая наберет большее число очков, самым активным игрокам в каждой команде за правильные ответы выставляется оценка «5».
Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения. И так начнем игру.
3. Закрепление знаний и способов действий
«Разминка»
- Что такое тепловое движение? (Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела).
- Энергия движения и взаимодействия частиц из которых состоит тело. (Внутренняя энергия)
- Какие способы изменения внутренней энергии вам известны? (1. Совершение механической работы над телом; 2. Теплопередача).
- Что называется теплопередачей? (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом).
- Какими способами может осуществляться теплопередача? (Теплопроводностью; конвекцией; излучением).
«Для любителей кроссвордов»
На экране медиапроектора появляется кроссворд. Его предлагается отгадать. В результате в выделенной части кроссворда получается ключевое слово, если задание выполнено правильно.
В каждую клетку, включая нумерованную надо поставить буквы так, чтобы слова по горизонтали означали:
- Прибор для измерения температуры.
- Передача тепла струями жидкости или газа.
- Один из видов передачи тепла.
- Современная единица измерения количества теплоты.
- Старинная единица измерения количества теплоты.
- Вещество, сжигаемое для получения теплоты.
- Учёный, придумавший первый прибор, отмечавший изменение температуры воздуха.
- Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.
- Шведский учёный, усовершенствовавший термометр.
- Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и т.п.
- Самый плохой проводник тепла.
- Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве.
- Единица измерения температуры.
Какое слово получилось в выделенной части кроссворда? (Теплопередача)
Что называется теплопередачей? (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. Или процесс, при котором внутренняя энергия передаётся от одного тела к другому).
«Викторина»
Проверяем умение решать различные качественные задачи. На яркой бумажной ромашке с обратной стороны лепестков приведены качественные задачи по теме. Члены команды поочерёдно отрывают лепестки и отвечают на вопрос.
Задача 1. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый? (Потому что темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает быстрее (излучение)).
Задача 2. За ночь поверхность воды в озере покрылась льдом. При замерзании воды теплота отдавалась атмосферному воздуху или получалась от него? (При замерзании теплота отдавалась воздуху).
Задача 3. Днём слой льда на поверхности озера растаял. При таянии льда теплота отдавалась воздуху или получалась от него? (При таянии льда теплота получалась от воздуха).
Задача 4. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску? (Солнечными лучами прогреваются лучше черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи. (излучение)).
Задача 5. Жидкости и газы нагревают снизу. Почему это не обязательно для твердого тела? (Жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью и их нагревают снизу используя явление конвекции, твердые тела нагревают путем теплопроводности.)
Задача 6. Прежде чем налить в стакан кипяток, в него опускают чайную ложку. Объясните для чего это делают? ( Если наливать в стакан кипяток без ложки, то стакан получая теплоту может лопнуть, а если мы опустим в стакан сначала ложку, а затем нальём кипяток, то часть теплоты получит ложка, а часть стакан и он не лопнет.)
Задача 7.Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна кружка изготовлена из алюминия, другая из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в неё жидкость?
(Алюминиевая кружка быстрее нагреется до температуры налитой жидкости в нее, т.к. теплопроводность алюминия больше.)Задача 8. Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги? (В комнате самые холодные слои воздуха внизу.)
«Формула»
Давайте вспомним с какими формулами мы познакомились в данной теме?
(1.Формула для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; 2. Формула для расчета количества теплоты выделившегося при полном сгорании топлива.)
Проведем эстафету, которая посвящена основным формулам темы. Вы поочерёдно записываете пропущенные величины в формулы, связанные в общую цепочку, оформленную на листе. Первый ученик заполняет пропуск в первой формуле и эту же величину записывает во вторую формулу, туда куда показывает стрелка; второй – повторяет эти действия и т.д.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
«Люблю задачи я!»
Решаем количественные задачи:
Задача 1. Сколько энергии получит ваш организм, если вы выпьете один стакан чаю при 60ºС. (Массу воды в стакане принять равной 200г., температуру тела человека принять равной 37ºС, удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/кг ºС)
Задача 2. При сжигании бензина выделилось 230 Дж теплоты. Определите массу сгоревшего бензина. (Удельная теплота сгорания бензина 4,6 Дж/кг)
Задача 3. Для получения 900 Дж теплоты 100г. железа нагрели на 20ºС. Какова удельная теплоёмкость железа?
Задача 4. При сжигании каменного угля выделилось Дж энергии. Определите массу сгоревшего угля. (Удельная теплота сгорания каменного угля 3,0Дж/кг)
Задача 5. Для получения 1800 Дж теплоты 100г. алюминия нагрели на 20ºС. Какова удельная теплоёмкость алюминия?
Задача 6. Объём каменного угля 0,12 м³. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании угля? ( Удельная теплота сгорания каменного угля 3 Дж/кг, а его плотность 1350кг/м³)
Задачи решаем под копировальную бумагу, затем проверяем, сдав подлинник учителю.
«Угадай чайнворд»
Каждой команде выдаётся по чайнворду. В течение двух минут нужно угадать зашифрованную в нем фразу. Ключевое слово «ЭНЕРГИЯ».
Чайнворд 1. Движение по спирали от клетки со звёздочкой.
(Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией тела.)
Чайнворд 2. Движение диагональное, от клетки со звёздочкой.
(Энергия никуда не исчезает и не создаётся из ничего, она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому.)
4. Подведение итогов
Физика теплоты – огромная наука, и естественно, что сегодня мы только кратко отразили некоторые тепловые явления. Д/З - повторить §1-11
Литература:
1. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Под редакцией В.Г. Разумовского, Москва, «Просвещение» 1993г.
2. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2003г.
3. Учебник физики 8 класс. А. В. Перышкин, Москва, «Дрофа».