Некоторые учащиеся заранее составляют небольшие сообщения о выдающихся деятелях культуры конца XIX – начала XX века – учёных, писателях, художниках, артистах, композиторах, поэтах, меценатах.
Предварительно была организованы экскурсии в село Гагино Сергиево-Посадского района, где в одном из местных храмов венчался певец Фёдор Шаляпин с итальянской балериной Иолой Торнаги, Абрамцево и Мураново.
Цели урока:
- Бережно и с уважением относиться к истории родного края и памятникам культуры.
- Ознакомить учащихся с информацией о деятелях русской культуры XIX – начала XX вв.
- Развивать навыки выступления перед аудиторией.
- Прививать интерес к музыке, литературе, изобразительному искусству.
- Прививать навыки самостоятельной работы, чувства прекрасного, любовь к искусству. Вселять чувство гордости и уважения за достижения в Отечественной культуре.
Оборудование:
- Портреты-слайды видных деятелей культуры и искусства к. XIX – начала XX вв.
- Репродукции картин.
- Видеозапись совершённых экскурсий.
- Плакаты с высказываниями видных деятелей культуры и искусства.
- Выставка книг и репродукций по теме урока.
- Алгоритмы выступлений, целей и хода урока.
- Сообщения учащихся.
- Карточки с заданиями и таблицами.
- Записи музыкальных произведений.
- Компьютер и мультимедиа-проектор.
На доске:
- Тема урока: Культура России конца XIX – начала XX века. Определение слова КУЛЬТУРА – возделывать - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие
- Главный вопрос урока: ПОЧЕМУ период отечественной культуры конца XIX – начала XX века отмечен таким многообразием течений, направлений и стилей в литературе, живописи, музыке и архитектуре?
- Высказывание В.С.Соловьёва “Русская наука, вступившая на готовый и верный путь научных знаний, проложенный Европой, не смогла озарить мир “новым светом”. Оказавшись способными к наукам, русские ученые всё же не достигли результатов, которые бы составили бы эпоху в истории хотя бы отдельных наук. Русская наука и культура, начавшаяся, по существу, с Ломоносова, за 140 лет показала, что русские способны участвовать в общеевропейской научной деятельности приблизительно в той же мере, как шведы или голландцы”.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок несколько необычен по строению и проведению, хотя название темы довольно привычно для нас. (Приложение 1, слайд 1)
Учитель называет тему и объясняет почему урок необычен: Мы попробуем поговорить о культуре огромной России, отталкиваясь от одного интересного факта из истории нашего села Бужаниново, затем свяжем всё в единый рассказ и в конце постараемся ответить на главный вопрос урока, он указан на доске.
Далее учащиеся открывают рабочие тетради, записывают тему урока и по ходу урока фиксируют в приготовленную таблицу в одну колонку – имена деятелей культуры и искусства, а в другую новые понятия и слова, которые услышат по ходу урока.
УЧИТЕЛЬ: В этом учебном году, совершая поход по местам боевой и трудовой славы нашего района, в полупустой и забытой всеми деревне Гагино мы обнаружили остов старой полуразрушенной церкви. (Приложение 1, слайд 2)
УЧЕНИК зачитывает краткое сообщение об истории Гагино.
УЧИТЕЛЬ: Естественно, пройти мимо мы не могли и решили узнать, что там внутри этого строения, есть ли какие-либо следы? К великому изумлению, мы обнаружили стены, обклеенные страницами старых журналов с текстами и портретами людей прошлого века. Читаем: “Здесь обвенчались Ф.И.Шаляпин и итальянская балерина Иола Торнаги….”
Ученик зачитывает краткое сообщение о Ф.Шаляпине (Приложение 1, слайд 3)
Учитель (Звучит отрывок песни в его исполнении): просит ещё раз повторить фразу о свидетелях Шаляпина и Торнаги, рисует на доске схему следующего содержания
и напоминает, чтобы учащиеся не забывали заносить в таблицу тетради новые имена. Одновременно по ходу урока учитель строит схему на доске, ориентируя учеников по направлениям искусства и культуры.
УЧИТЕЛЬ: Начнём с музыкального направления (Приложение 1, слайд 4)
(Звучит отрывок из музыкального произведения С. Рахманинова).
УЧЕНИК рассказывает краткую биографию композитора.
УЧИТЕЛЬ: Конец XIX – начала XX века – это время творческого взлёта и других великих русских композиторов-новаторов: Скрябина, Танеева, Стравинского. В своём творчестве они стремились вырваться из рамок традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Творческая деятельность Римского-Корсакова и Петра Чайковского протекала одновременно, и в течение всей жизни они относились друг к другу с большим уважением. Содружество композиторов Бородина, Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Мусоргского с легкой руки Стасова получило название “Могучей кучки”. (Приложение 1, слайд 5)
(По ходу рассказа учителя на экране слайды с портретами композиторов)
Русская вокальная школа была представлена выдающимися певцами – Шаляпиным, Собиновым, Неждановой (Приложение 1, слайд 6)
УЧИТЕЛЬ: От музыки переходим к живописи. Как и музыка, русская живопись испытывала влияние зародившегося на Западе АВАНГАРДИЗМА.
УЧЕНИК: Зачитывает определение этого направления искусства.
(Учащиеся продолжают заполнять таблицу в тетради, учитель строит схему на доске)
УЧИТЕЛЬ: Прочные позиции удерживали представители академической школы и наследники передвижников – Репин, Суриков, Коровин… (Приложение 1, слайд 7)
УЧЕНИК делает краткое сообщение о Коровине. (Приложение 1, слайд 8)
УЧИТЕЛЬ: Но законодателем моды сталь стиль МОДЕРН.
УЧЕНИК: Даёт определение направлению, можно пользоваться учебным материалом.
УЧИТЕЛЬ: Последователи этого стиля объединились с общество “Мир искусства” и заняли резко критическую позицию в отношении передвижников. Они считали, что искусство не должно зависеть от политических и социальных явлений – Бенуа, Рерих, Сомов, Лансере и др. Совершенно исключительным был художественно-философский поиск Казимира Малевича. (Приложение 1, слайд 9)
УЧЕНИК: Даёт определение направления СУПРЕМАТИЗМ.
УЧИТЕЛЬ: Произведения многих талантливых художников конца 19 – начала 20 вв. По крупицам собирал замечательный человек, посвятивший собиранию картин всю свою жизнь и средства – Павел Третьяков (Приложение 1, слайд 10). 1856 году им была основана Московская городская Художественная галерея и передана в дар Москве в 1892 году. Музей хранит сейчас около 40 тыс. произведений лучших художников нашей страны от древности до настоящих дней. (Приложение 1, слайд 11)
УЧИТЕЛЬ: Задаёт вопрос – какое слово является связующим звеном в биографиях художников, о которых мы говорим?
УЧЕНИК: Краткий рассказ об Абрамцево. (Приложение 1, слайд 12)
УЧИТЕЛЬ: Художники Абрамцевского кружка Васнецов, Поленов, Врубель, Коровин, работавшие в Частной опере Саввы Мамонтова стали настоящими реформаторами в области театрально-декорационного дела, что впоследствии успешно применялось в Художественном театре. (Приложение 1, слайд 13)
УЧЕНИК: Краткое сообщение о Мамонтове. (Приложение 1, слайд 14)
УЧИТЕЛЬ: Несколько раз посетил усадьбу Абрамцево и замечательный историк В.О. Ключевский, ученик Соловьёва. Бывали здесь писатели Тургенев, Хомяков, Самарин и др.
УЧИТЕЛЬ: Скульптура также переживала второе рождение – Антокольский, Микешин, Опекушин, Волнухин, Андреев. (Приложение 1, слайд 15)
УЧЕНИК: краткое сообщение об Опекушине.
УЧИТЕЛЬ: Но в целом, скульптура мало поддавалась движению авангардизма.
Если Абрамцево – художественный центр России, то Мураново по праву можно считать его поэтическим центром (Приложение 1, слайд 16), давшим миру таких поэтов как Тютчев, Баратынский, Майков и др. (Приложение 1, слайд 17)
УЧЕНИК: Под музыку Рахманинова читает одно из произведений Баратынского.
УЧИТЕЛЬ: Приезжали в имение Энгельгардов и Гоголь, и Аксаковы. Литература начала XX века также отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. На смену Толстому, Чехову, Короленко (Приложение 1, слайд 18) идут Бунин, Куприн, Горький… (Приложение 1, слайд 19)
Большое место в литературе занимали труды русских философов – Бердяева, Булгакова, которые заявляли о самобытности исторического пути России, ее особом предназначении в истории. (Приложение 1, слайд 20) Благодаря трудам Соловьева широкая публика начинает проявлять интерес к религии, идее нации и вообще духовным ценностям. Под влиянием Соловьева накануне 1917 года в России возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего, это Флоренский и Булгаков, которые развивали свои теории.
УЧЕНИК: Краткое сообщение о П.Флоренском.
Указывается дом-музей П.Флоренского в г.Сергиев Посаде.
УЧИТЕЛЬ: В начале XX века литература испытывает влияние АВАНГАРДИЗМА.
УЧЕНИК: Зачитывает значение понятия.
УЧИТЕЛЬ: Самыми яркими представителями авангарда были ФУТУРИСТЫ.
УЧЕНИК: Даёт определение понятию.
УЧИТЕЛЬ: Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Новые слова, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши – Маяковский, Бурлюк…(Приложение 1, слайд 21)
УЧЕНИК: Читает одно из стихотворений Маяковского.
УЧИТЕЛЬ: Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты. Они утверждали, что вера и религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Без веры в божественное начало на Земле нет красоты – утверждал патриарх русского символизма Мережковский. Русский СИМВОЛИЗМ стал явлением мирового масштаба.
УЧЕНИК: Даёт определение понятию СИМВОЛИЗМ.
УЧИТЕЛЬ: В их стихах звучит призыв к новому миропорядку, основанному на единении всех людей и духовной свободе. Александр Блок, которого М.Горький назвал “чувствилищем своего времени”, выдающийся поэт и прозаик, историк литературы Валерий Брюсов, Бальмонт, Гиппиус и др. (Приложение 1, слайд 22)
В 1907 году в Москве открывается выставка “Голубая Роза” в которой принимают участие поэты и художники уникальных стилей, направлений, сочетавшие авангардистские идеи с традиционными русскими.
УЧИТЕЛЬ: В конце XIX – начале XX века значительно увеличивается и количество научно-популярных изданий, доступных широким слоям населения – НИВА, ОГОНЁК, МИР ИСКУССТВА, АПОЛЛОН, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ и т.д. (Приложение 1, слайд 23)
В России развивается библиотечное дело.
ВОПРОС: Почему увеличивается количество печатных изданий?
УЧИТЕЛЬ: Периодическая печать – это только начало. Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссёров – Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского. (Приложение 1, слайд 24)
УЧЕНИК: Сообщение о Станиславском
УЧИТЕЛЬ: Конец XIX – нач. XX века – период деятельности Пелагеи Стрепетовой – создавшей лучший образ Катерины в “Грозе” Островского, Мария Ермолова – Орлеанская дева, Вера Комиссаржевская – чеховская Чайка. (Приложение 1, слайд 25)
Ведущие позиции занимал и русский балет, опиравшийся на традиции Академизма конца XIX века: Михаил Фокин, Анна Павлова, Вацлав Нижинский. (Приложение 1, слайд 26) Основателем русских балетных сезонов в Париже был С. Дягилев – один из основателей объединения “Мир искусства”, объединивший в своих рядах самых талантливых представителей искусства России. (Приложение 1, слайд 27)
УЧИТЕЛЬ: Начало XX века – это время появления нового вида искусства – кинематографа. В 1908 году была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”, а в 1911 году – первый полнометражный фильм “Оборона Севастополя”. (Приложение 1, слайд 28)
ВОПРОС: Если бы вы жили в к XIX – нач. XX века и вам предложили выбрать куда пойти – в театр или в кино – что выберете? Почему?
ВЫВОД: Театр был для избранных слоёв населения, а кинотеатр доступен широким массам.
УЧИТЕЛЬ: Именно для этих масс возникла необходимость строительства вокзалов, доходных домов, магазинов, рынков, банковских зданий и т.д.
Архитектура представлена новым направлением МОДЕРН.
УЧЕНИК: Даёт пояснение новому термину
УЧЕНИК: Краткое сообщение об архитекторе Шехтеле. (Приложение 1, слайд 29)
УЧИТЕЛЬ: Наш рассказ о культуре может идти бесконечно. Заполнена схема на доске, заполнены таблицы в тетради. Прослушаны сообщения и просмотрены все подготовленные вами слайды. И я прошу вас обратить внимание на слова философа Соловьева. (Приложение 1, слайд 30)
Учитель зачитывает слова вслух и просит высказаться учащихся – согласны они с утверждением Соловьева или нет и почему?
УЧИТЕЛЬ: А теперь перейдём к главному вопросу урока. (Приложение 1, слайд 31). Учитель ещё раз зачитывает вопрос и просит учащихся ответить на него.
Учитель подводит итог.
На рубеже XIX–XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Распахивают свои двери выставочные залы России.
В Москве открываются огромные галереи и частные коллекции. Теперь для того, чтобы познакомиться с Пикассо приходится ехать в Россию, а не только в Лондон или Париж.
Значение этого периода, названного по праву Серебряным веком, трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и музыке.
УЧИТЕЛЬ: Закрепление материала.
(Звучит музыка)
Из заполненной именами таблицы в тетради учащиеся должны на карточках, которые раздаст учитель, заполнить определенные столбцы “ЖИВОПИСЬ”, “МУЗЫКА”, “БАЛЕТ”, ит.д.
УЧИТЕЛЬ собирает карточки и предлагает, глядя на экран, угадать имена художников, поэтов, композиторов, названия картин, архитектурных сооружений и т.д. за что выставляется соответствующая оценка.
УЧИТЕЛЬ в конце урока объявляет оценки за работу на уроке и задаёт задание на дом.