Цель урока: приобщение детей к русской культуре.
Задачи:
– Пробудить интерес к истории возникновения русской песни
– Познакомить с многообразными жанрами русской песни
– Расширить знания детей о музыкальных инструментах
– Познакомить детей с солистами, музыкантами и вокальными группами из других школ.
Ход мероприятия
Звучат фанфары, выбегают скоморохи.
1Ском.
– Слушайте все, слушайте все!
Вас праздник ждет во всей красе!
2Ском.
– Бегите, спешите, дивитесь,
Все на праздник песни торопитесь!
1Ском.
– Эй, честной народ
На веселье снаряжайся,
К нам на праздник песни собирайся!
2Ском.
– Рассаживайтесь по одному,
Мы расскажем вам, что к чему!
1Ском.
– Сегодня представление –
Всем на удивление!
2Ском.
– С песнями, да прибаутками
С самыми веселыми шутками!
1Ском.
– С песнями самыми модными,
Русскими, народными.
2Ском
.– Полноправной хозяйкой нашего праздника
станет – ПЕСНЯ!
Так давайте же встретим тепло и дружно хозяйку
праздника!
1Ском.
– Расступись, честной народ
Песня к нам сама идет.
(Звучит народная мелодия. Выходит хозяйка – песня)
Песня.
– Здравствуйте, гости дорогие!
Поклон вам, званые да желанные.
Местные и приезжие.
Рада видеть я вас!
Веселья и радости вам желаю,
С открытием праздника поздравляю.Со всех концов города приехали сегодня гости, показать себя и порадовать других. Я с удовольствием представляю их.
Музыканты из школы искусств – Группа “Леди” и солистка Ирина Демчик из школы № 6
Танцевальная группа, частушечницы и плясуны из пятой школы.
А помогают мне веселые скоморохи – Чугунова Людмила и Гудырев Денис.
-
Нам песня строить и жить помогаетОна, как друг и ведет, и зовет
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
– Сколько песен создано на Руси за нашу многовековую историю? Если начнешь перечислять, то можно сбиться со счета. Колядки, веснянки, масленичные, троицкие, петровские – это песни календарных праздников. А еще хороводы, плясовые, шуточно-сатирические, авторские, исторические. Песен у нас, что звезд в зимнюю, морозную ночь. О некоторых песнях мы сегодня и поговорим.
1Ском.
– Где песни поют, там долго живут.
2Ском.
– Чтоб праздник этот сблизил всех,
Чтоб он помог в работе,
Пусть будут шутки, игры, смех
У каждого в почете.
1Ском. – Мы приглашаем на сцену вокальную группу шк. №5
ПЕСНЯ “КАЛИНУШКА”
1Ском.
– Обойди хоть всю планету,
Лучше русской песни нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
2Ском. – Сейчас мы послушаем мелодию песни “Вдоль да по речке”. Ее исполнят балалаечницы Сапрыкина Валя и Ардеева Варя.
МЕЛОДИЯ ПЕСНИ НА БАЛАЛАЙКЕ.
1Ском. – А мелодию песни “Степь да степь кругом” исполнят Тайбарей Вероника и Меринова Ирина Олеговна, а исполнят они ее на домре.
МЕЛОДИЯ ПЕСНИ НА ДОМРЕ.
Песня – Песня, русская песня,
Как же ты хороша,
Песня, русская песня
Жизни нашей душа.
– Петь на Руси умели всегда, самозабвенно, голосисто, с припевками да прибаутками. Пели в одиночку и хором. В радости и в горе. Пели сердцем припевали, выговаривали.
Я приглашаю на сцену Демчик Ирину с песней “Валенки”.
ПЕСНЯ “ВАЛЕНКИ”,
1Ском. – Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать.
2Ском. – Мы пришли повеселиться, поиграть.
1Ском. – Пусть закружится веселый хоровод.
2Ском. – Пусть потешит сам себя честной народ.
Песня – Хоровод – это русская народная игра. Движение людей по кругу с пением и пляской. Такое определение дает Ожегов.
Без хоровода не проходил ни один праздник на Руси. Наши хороводы – душа увеселений девушек. Все девушки старались показать здесь свою игривость, непринужденную ловкость.
Поют, бывало, резвятся, вертятся, раскланиваются, хотят кавалерам понравиться.
Но бытовала такая пословица, “Ищи невесту не в хороводе, а в огороде” так как в хороводе все девушки красивы да пригожи, как те, которые вам покажут хоровод с платками.
ХОРОВОД С ПЛАТКАМИ
Песня – Так же ни одно гуляние не проходило без пляски.
Пляска – это народное хореографическое искусство, средство развлечения и общения людей на праздниках.
Плясовые движения очень разнообразны – это приседания и подъем на цыпочках, дробушки и верчение, покачивание бедрами и похлапывание руками по коленке или ступне. Все это сопровождалось посвистыванием, выкриками, ударами в ладоши.
Самые популярные плясовые песни – “Комаринская”, “Барыня”, “Коробушка”, пляски под частушки. Антон Носов покажет нам пляску под “Барыню”.
ПЛЯСКА
Песня – Не оставалась в стороне и игровая песня, когда пропетые слова имитируются движениями. Может разыгрываться свадьба или венчание, сев или сбор урожая. Такие песни пели на посиделках и вечеринках. Движения этих песен уже все знали, но могли и импровизировать.
Сейчас танцевальная группа покажет игровую песню “На горе то, калина”
ПЕСНЯ – ИГРА
Песня – Всеми любимая частушка – это четверостишие или двустишие исполняемое на определенный мотив. Частушки бывают разные: любовные и бытовые, лирические и задиристые, грустные и веселые. Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
1Ском
– Нам негоже Нарьян-Марцы
Про обычай забывать,
И частушки под гармошку
Надо нынче вспоминать.
Барыню, Подгорную
Семеновну задорную.
Песня – Валерия и Екатерина исполнят задорные частушки “Семеновна”.
ЧАСТУШКИ
Песня – Звенела в зале песня русская.
Слегка протяжная и грустная,
И вместе с трелями баянными
Вставало солнце над полянами.
К микрофону приглашаю баяниста Геймбух Володю, он исполнит мелодию народной песни “Во саду ли, в огороде”.
МЕЛОДИЯ ПЕСНИ НА БАЯНЕ
Песня
– То веселая и светлая,
То, грустная,
Широка ты, глубока ты,
Песня русская!Лучше нет тебя на свете,
Всем ты хороша
Песня вольная, как ветер
Русская душа!
Встречайте группу “Леди” с песней “Летала да пела”.
Песня: – Вот и подошел к завершению наш праздник, я думаю, мы славно повеселились, узнали много нового, интересного, познакомились с музыкантами и певцами из других школ. Я благодарю всех участников праздника и приглашаю их на сцену.
Звучит музыка. Выходят участники.
НАГРАЖДЕНИЕ