Актуализация проблемы здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день требует качественно нового подхода к воспитанию и обучению в образовательных учреждениях, тем более что школа является идеальным центром для продвижения идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.
Имеющиеся в литературе сведения относительно морфо-функционального развития и состояния здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью указывают на существенные отличия их от сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Так, А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев Ж. И., Шиф Л. П. Уфимцева, В. И. Берзинь (1999) отмечают, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. В исследованиях Р.Д. Бабенковой (1983), В.А. Ванюшкина (1999), И.Ю. Горской (2001), Д.В. Григорьева (2000), Н.А. Козленко (1994), Е.М. Мастюковой (1987), В.М. Мозговой (1994) отмечено, что нарушение интеллекта также отрицательно сказывается на двигательной сфере данной категории детей. По мнению авторов, решающее значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с умственной отсталостью в жизни современного общества приобретает здоровье учащихся.
В Федеральном законе “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”– одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, к труду и семейной жизни. В качестве приоритетов образовательной политики выступают доступность, качество и эффективность образования. Опыт работы в специальном учреждении доказывает, что не ребенок должен приспосабливаться к школьному обучению, а напротив, именно школа должна стремиться адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание состояние его физического и психического здоровья, особенности развития, склонности и способности.
Это обязывает в организации учебно– воспитательной работы слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, считать основополагающей идеологией школы – педагогику развития. Именно поэтому, приоритетной задачей коррекционной школы является сохранение и укрепление здоровья детей.
Безусловно, культура здоровья школьников на высоком уровне не появляется сама собой, а развивается в результате активной систематической работы. С целью обеспечения необходимых условий для системного подхода к охране и укреплению физического, психического и социального здоровья детей, в рамках программы развития города и программы развития школа “Школа педагогической поддержки” создана медико-валеологическая служба, руководителем которой являюсь я, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Цель службы– формирование модели здоровьесберегающего образовательного пространства на основе единства и непрерывности общего образования, дополнительного образования и оздоровительной работы.
Задачи:
создание условий для сохранения здоровья школьников с проблемами в развитии с помощью образовательных технологий;
создание информационного поля по здоровьесберегающим технологиям;
оказание медико-психолого– педагогической помощи ребенку в зависимости от сложностей, которые он испытывает;
оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье детей;
разработка и внедрение технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок.
Конечный результат этого– формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Подключаясь к общим для всех образовательных учреждениям направлениям деятельности по комплексной стратегии улучшения здоровья с использованием оценки состояния здоровья учащихся с проблемами в развитии, что находится в соответствии со ФЗ “Об образовании” мною были выделены следующие:
1.Диагностическая и консультационная
деятельность, направленная на обеспечение
психолого– педагогической коррекции и
реабилитации учащихся;
2. Медицинская профилактическая и лечебная
деятельность;
3.Педагогическая деятельность с учетом
валеологических требований и реализация
коррекционных технологий, направленных на
сохранение и укрепление соматического,
физического и душевного здоровья учащихся;
4.Приобщение детей и подростков к ценностям
здорового образа жизни через учебную и
внеклассную деятельность.
Реализация принципа гуманизма требует создания такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно работала бы на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка.
Сегодняшнюю ситуацию в школе необходимо рассматривать через два приоритетных принципа: “Не навреди!” и “Ребенок– ты – ценность!”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья детей.
Приоритетным направлением службы является диагностическая деятельность специалистов школы, которая позволяет выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по его сохранению и укреплению. Диагностика здоровья учащихся проводится по следующим критериям:
мониторинг исследования хронических заболеваний;
анализ состояния здоровья, выявление тенденций;
мониторинг физической подготовленности учащихся;
мониторинг физического развития;
качество морально– нравственного здоровья детей;
психологическое здоровье ребенка.
Учет психического состояния ребенка также является одной из актуальных проблем. В нашей школе эта проблема решается в комплексе всеми специалистами учреждения. В результате детальной медико– психолого– педагогической диагностики на каждого ребенка составляется индивидуально– ориентированный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического развития ребенка и зона его ближайшего развития. Данный маршрут полностью отражает особенности ребенка, его возможности в обучении и не позволяет завышать ожидания к ребенку с проблемами в развитии со стороны взрослых.
В начале учебного года с самых первых дней, психологом, совместно с педагогами школы, отслеживается уровень адаптации детей, так как именно от этого зависит их психическое здоровье.
Такое всестороннее обследование дает возможность индивидуального подхода, позволяет корригировать и развивать функциональные возможности ребенка.Учитывая возрастные, физиологические, индивидуально– психологические особенности детей на основе результатов проводимых мониторинговых исследований специалистами школы осуществляется комплексный подход в учебно– воспитательной и оздоровительной работе по укреплению соматического, психического и психологического здоровья, оптимального физического развития и двигательной подготовленности детей.
Оздоровительная работа в школе ведется медицинскими работниками совместно с врачами: педиатром, психиатром, фельдшером, а также учителями, воспитателями и родителями.
Особенности состояния здоровья детей, обучающихся в школе таковы, что обычная, традиционная педагогика вплотную подходит к границам педагогике оздоровительной. Поэтому, вся деятельность школы направлена на организацию образовательной среды с использованием здоровьесберегающих технологий.
В школе осуществляется комплексный подход в воспитательно– оздоровительной работе по укреплению соматического (физического), психического и психологического здоровья, оптимального физического развития.
Лечебно-профилактическая работа осуществляется как система общеукрепляющих мер, так и система индивидуальной медицинской помощи.
Учитывая возрастные, физиологические, индивидуально– психологические особенности детей, разработана система профилактической работы по оздоровлению организма с помощью: витаминизации (проводится в течение года, с целью повышения и поддержания иммунитета детей); фитотерапия (витаминный чай с добавлением различных трав и цитрусов); физиотерапия (ЛФК, в перспективе бассейн); сенсотерапии ( занятия по психомоторике).
Медико-валеологическая служба школы занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
– создание комфортных условий обучения;
– использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Сбалансированное регулирование отдельных элементов режима, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка в течение дня, недели и года улучшает возможности образовательного процесса, делает педагогическое воздействие более устойчивым.
Обязательным составляющим режима является активно– двигательная и физкультурно– оздоровительная деятельность учащихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом и проводится два раза: первый раз между уроками– в течение 30 минут и второй– во второй половине дня после обеда– в течение одного часа. Учитель физкультуры на “Тропе здоровья” в течение 15 минут организует комплекс физкультминуток состоящих из 4-5 упражнений, не требующих сложной координации движений, и в то же время оказывают влияние на основные группы мышц, которые удовлетворяют естественную потребность детей в движении, обеспечивают активный отдых после учебной работы. Упражнения, используемые педагогом, содействуют укреплению здоровья, закаливанию, нормальному физическому развитию учащихся, повышению работоспособности учащихся на уроках.
Для решения задачи увеличения двигательной активности путем 100% охвата занятиями физкультурой проводятся обязательные занятия по физической культуре 2 раза в неделю по 40 минут и занятия лечебной физической культурой 1 раз в неделю, что положительно сказывается на здоровье как благодаря повышению объема двигательной активности детей, так и за счет усвоения и применения ими на практике знаний о здоровье, получаемых на занятиях.
Часть уроков проводятся в зале ЛФК и тренажерном зале под руководством инструктора. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проходят на природе. Увеличивается процент детей с высоким уровнем физической подготовленности.
Научить жить детей без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни помогает применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно– урочная форма), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно– ориентированный подход, игровые технологии).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы является обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
– учет периодов работоспособности детей (период врабатываемости, период высокой продуктивности с признаками утомления);
– учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на уроках (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
– наличие эмоциональных разрядок на уроках;
– использование физкультурных пауз на уроках;
– использование вспомогательных средств и наглядности для восприятия учебного материала и т.д.
На уроках и во внеурочной работе применяются здоровьесберегающие технологии. В школе разрабатываются и внедряются разные педагогические технологии, сберегающие здоровье: игровые методики, проектная деятельность. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка с проблемами в развитии, является оптимизация двигательного режима школьника. Гимнастика на уроке позволяет снять усталость, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки. Динамические паузы, используемые педагогами на уроках, обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения с глаз и профилактики ухудшения зрения.
В школе созданы оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, которые по тем или иным причинам не могут обучаться в школе по классно-урочной форме обучения. Учитывая индивидуально– типологические особенности этих детей, состояние соматического и нервно-психического здоровья, по заключению врача-психиатра и медико-психолого-педагогической комиссии данным учащимся рекомендовано домашнее и консультационное обучение.
С целью соблюдения требований к нагрузке в течение дня на каждого ребенка составляется график индивидуальной занятости, где разумно сочетаются фронтальные и индивидуальные формы работы с учетом особенностей конкретного ребенка. В течение недели проводится ряд индивидуальных и подгрупповых занятий специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя ЛФК, социального педагога.
Никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья. Мы должны сформировать у детей навыки саморегуляции, способность совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью. Для решения данных вопросов внутри медико-валеологической службы разработан и реализуется проект “Твое здоровье”.
Считаю, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о своем здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.
Цель программы “Твое здоровье”– создание благоприятных условий для нормального физического, психического и душевного развития ребенка.
Система внеурочных дел выстроена в логике комплекно-целевой программы, в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности.
Деятельность программы реализуется в следующих направлениях:
– спортивно-оздоровительное;
– консультационно-профилактическое;
– диагностическое (см. выше мониторинг физического развития и подготовленности)
В спортивно-оздоровительном работа направлена на повышение интереса учащихся к занятиям физической культуры, увеличение физической активности и развитие физических качеств.
В рамках этого направления планируются и проводятся спортивные коллективно– творческие дела: Дни Здоровья, “Рыцарский турнир”, армрестлинг, неделя физкультуры и спорта и т.д. Ежегодные акции, организованные в школе “В жизнь без табака и наркотиков”, “Мир моего будущего”, “Меняю сигаретку на конфетку” направлены на формирование правильных представлений о здоровом образе жизни. Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятия дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Руководителем медико-валеологической службы и программы “Твое здоровье” создано электронное пособие для педагогов школы, в которое подобраны и систематизированы упражнения на развитие дыхания, на профилактику утомления, нарушения осанки, снятию напряжения с глаз.
Учащимся нашей школы свойственна повышенная внушаемость, снижение критичности к своим и чужим негативным поступкам, привычкам. Они очень легко поддаются дурному примеру, отрицательному влиянию,– это даже имеет для них какую-то притягательность. Что служит нейрофизиологической базой для возникновения всевозможных вредных для здоровья пристрастий ( к алкоголю, никотину, токсичным веществам).
С целью профилактики этих негативных явлений, социальным педагогом школы реализуется программа “Все цвета, кроме черного”, позволяющая проводить просветительскую работу с учащимися в форме часов интересного общения, практических занятий. На данных занятиях дети, совместно с педагогом, учатся противостоять негативному влиянию, правильно находить выход из сложной ситуации.
Большинство учащихся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам бросить эту вредную привычку.
Сегодня мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа уже начинает делать свои плоды. По результатам анализа анкетирования изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию, к спорту. В спортивных секциях школы занимается около 40% учащихся, в городских 18% всех учащихся, так как есть возможность широкого выбора школьниками с проблемами в развитии спортивных секций, как в школе, так и за ее пределами.
Данные полученные в ходе проведения методики “Добро, зло и я” показывают, что 61% учащихся правильно расставляют нравственные категории, испытывают позитивное самоощущение, что свидетельствует о том, что воспитанники чувствуют себя комфортно, не испытывая тревоги, страха. У ребят укрепилось чувство собственного достоинства и благоприятного представления о своей значимости.
Таким образом, основные задачи медико– валеологической службы, работающей над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка с проблемами в развитии к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Результаты реализации экспериментального проекта “Медико-психолого– педагогическое сопровождение учащихся с проблемами в развитии” позволяют сделать следующие выводы:
– структура, организационные и содержательные основы деятельности медико– валеологической службы являются адекватными целям и задачам школы и позволяют оптимизировать деятельность учреждения данного вида;
– школа планомерно работает над проблемой здоровья школьников с проблемами в развитии, не допуская отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся;
– в школе создан механизм сопровождения учащихся через деятельность медико– валеологической службы;
– разработан всесторонний диагностический инструментарий для комплексного изучения ребенка (индивидуальная медико-психолого-педагогическая карта);
– разработаны научно-методические и организационные основы мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационная, медицинская профилактическая работа на всех уровнях обучения;
– педагогами активно внедряются здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс школы;
– в школе создана благоприятная здоровьесберегающая среда.