Тип урока: закрепление изученного.
Задачи:
1. Образовательные:
- систематизировать знания учащихся по теме “Электризация тел. Строение атома”;
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
2. Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
- воспитание внимательного, доброжелательного отношения к одноклассникам; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
3. Развивающие:
- формировать умение и способности работать в коллективе;
- расширение кругозора, повышение эрудиции.
Оборудование:
- Карточки с названием команд.
- Физические приборы: динамометр, термометр, электрометр.
- Портреты ученых: Шарля Огюстена Кулона, Абрама Федоровича Иоффе, Эрнеста Резерфорда.
- Бочонки из игры “Лото”.
- Рисунки (Приложение 1).
- Жетоны.
Ход урока
Организационный момент
Класс делится на 3 команды равные по знаниям. Каждой команде дается название: “Электрончики”, “Протончики”, “Нейтрончики”.
I конкурс “Разминка”
Командам выдаются конверты, в которых находятся карточки с названием городов. Задание: расположить названия городов таким образом, чтобы из начальных букв составить название физического прибора. Данный прибор найти на демонстрационном столе и объяснить его назначение.
Динамометр |
Термометр |
Электрометр |
Донецк |
Тула |
Элиста |
Иркутск |
Ереван |
Люблено |
Новгород |
Рига |
Екатеринбург |
Ангарск |
Москва |
Киев |
Москва |
Омск |
Тула |
Омск |
Минск |
Рига |
Минск |
Екатеринбург |
Омск |
Ереван |
Тверь |
Москва |
Тамбов |
Ростов на Дону |
Евпатория |
Рига |
Тверь |
|
Ростов на Дону |
Команда, которая справилась с заданием быстрее других получает 3 жетона, остальные – по 2 и 1 соответственно
II конкурс “Заморочки из бочки”
Каждая команда по очереди вытаскивает из мешочка бочонок, номер которого и определяет номер задания. За каждый правильный ответ – 1 жетон. Максимальное количество задач - 4.
Задания могут быть следующими:
- Определите знак заряда шариков, подвешенных на нитях. (Приложение 1. Рисунок 1).
- Одинаковые ли силы действуют на равные заряды q1 и q2 со стороны поля заряженного шара? (Приложение 1. Рисунок 2).
- Почему под действием электрического поля наэлектризованная палочка притягивает к себе легкую полоску незаряженной металлической фольги? Ведь в электрически нейтральной фольге в равной мере присутствуют как положительный, так и отрицательный заряды и наряду с притяжением должно происходить и отталкивание. (приложение 1 рисунок 3)
- Известно, что в состав атома лития входят 3 протона. Сколько всего частиц в атоме лития? Назовите их.
- Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды шаров? (приложение 1 рисунок 4)
- В электрическом поле равномерно заряженного шара в точке А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? (приложение 1 рисунок 5)
- Два электрических заряда взаимодействуют с некоторой силой. Какое из утверждений верно: а/ один заряд действует на другой заряд; б/ поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот; в/ поле одного заряда действует на поле другого заряда?
- На рисунке схематически изображены атом и ион водорода. На каком рисунке (а/ или б/) изображен ион? Какой заряд представляет собой ион? (приложение 1 рисунок 6)
- Металлический шар заряжен. Какого знака заряды у шариков одинаковой массы, подвешенных на шелковых нитях? (приложение 1 рисунок 7).
- Электрическое поле заряженного металлического шара действует на заряженную пылинку, находящуюся вне шара. Действует ли поле пылинки на шар?
- Обладает ли электрическим полем кусочек янтаря, найденный вами на берегу моря? Будет ли он притягивать легкие кусочки бумаги?
- На рисунке 1 схематически изображен атом гелия. Что изображено на рисунке2? (приложение 1 рисунок 8)
За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону, таким образом, максимальное количество жетонов, которое может получить команда равно четырем.
III конкурс “Темная лошадка”.
Командам предлагается угадать ученого – физика. Дается 3 попытки. Если угадали с первой попытки, команда получает 3 жетона, если со второй- 2 жетона, а если с третьей – 1 жетон.
Задание для первой команды:
- Этот ученый установил законы электрического и магнитного взаимодействий – 3 балла;
- Французский физик, военный инженер – 2 балла;
- В его честь названа единица заряда – 1 балл.
Ответ: Шарль Огюстен Кулон.
Задание для второй команды:
- Ему принадлежит ряд открытий в области учения о твердом теле, диэлектриках и полупроводниках – 3 балла;
- Советский физик, академик – 2 балла;
- Доказал, что существует частица, которая имеет самый маленький заряд – 1 балл.
Ответ: Абрам Федорович Иоффе
Задание для третьей команды:
- Изучал радиоактивные процессы, впервые осуществил расщепление ядра атома – 3 балла;
- Английский физик, член Лондонского королевского общества – 2 балла;
- Предложил ядерную модель атома – 1 балл.
Ответ: Эрнест Резерфорд
IV конкурс “Кто быстрее”
Команде предлагаются вопросы, на которые она должна ответить в быстром темпе. За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону. Максимальное количество жетонов за данный конкурс – 10.
“Электрончики”
- Что говорят про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела? Ответ: наэлектризовано
- Какие два рода электрических зарядов существует в природе? Ответ: положительный и отрицательный
- Ученый, предложивший планетарную модель атома. Ответ: Резерфорд
- Вещества не способные проводить электрический заряд. Ответ: диэлектрики
- Вид материи существующей в пространстве, где находится электрический заряд. Ответ: электрическое поле.
- Передача заряда Земле. Ответ: заземление.
- На каком явлении основано устройство электроскопа. Ответ: на взаимодействии заряженных тел.
- Заряд нейтрона. Ответ: 0
- Единица электрического заряда. Ответ: Кулон
- Чему равен заряд электрона? Ответ: 1,6 *10-19Кл.
“Протончики”
- Сколько тел участвуют в электризации? Ответ: 2.
- Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? Ответ: отталкиваются.
- Атом, потерявший один или несколько электронов. Ответ: положительный ион.
- Тела, способные проводить электрический заряд. Ответ: проводники.
- Чему равен заряд атома. Ответ: 0.
- Прибор, служащий для обнаружения заряда. Ответ: электроскоп.
- Какие частицы входят в состав ядра? Ответ: протоны, нейтроны.
- Чью модель атома называют “булка с изюмом”? ответ: Томсона.
- Частица, обладающая наименьшим неделимым зарядом. Ответ: электрон.
- Электроны, свободно двигающиеся в электрическом поле от ядра к ядру. Ответ: свободные.
“Нейтрончики”
- При каком физическом явлении происходит электризация тел? Ответ: при трении.
- Кто впервые определил значение заряда? Ответ: Милликен.
- Чему равен заряд протона? Ответ: заряду электрона со знаком “+”.
- Где сильнее обнаруживается действие электрического поля на заряд? Ответ: вблизи заряда.
- Вещества, изготовленные из диэлектриков. Ответ: изоляторы.
- Можно ли электрический заряд делить бесконечно? Ответ: нет.
- Что находится в центре атома? Ответ: ядро.
- Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака? Ответ: притягиваются.
- Атом, который приобрел электрон. Ответ: отрицательный ион.
- Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд. Ответ: электрическая сила.
V конкурс “Кроссворд”
Командам предлагается решить кроссворд. Команда, которая справилась с заданием быстрее других получает 3 жетона, остальные – по 2 и 1 соответственно.
Задание:
В каждую клетку, включая нумерованную, надо поставить букву так, чтобы слова по горизонтали обозначали:
- Вещество, не проводящее электрический заряд.
- Сообщение телу электрического заряда.
- Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая нулевой заряд.
- Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд.
- Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
- Прибор, служащий для обнаружения заряда.
Итог урока.
Команды подсчитывают жетоны. По наибольшему количеству баллов, определяется команда-победитель. Командам вручаются грамоты (приложение 2).
Учащимся предлагается оценить степень своей активности на уроке и поставить себе оценку, за тем то же самое предлагается сделать команде. Итоговая оценка выставляется в журнал. Обычно на таком уроке я выставляю оценки “отлично” и “хорошо”.
Заключительное слово учителя:
Белинский говорил: “Человек страшится только того, чего не знает. Знанием побеждается всякий страх”. Пусть эти слова станут вам напутствием для дальнейшего изучения физики. До новых встреч!
Литература:
- Перышкин А.П. Физика. 8 кл.: учеб. для образовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, ОАО “Моск. учеб.”, 2006.