Цели:
- формирование духовной культуры личности;
- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к памятникам архитектуры;
- расширение познания учащихся в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- воспитание у школьников любви, интереса к русскому народному искусству, бережного отношения к традициям своего народа, чувства национальной гордости за русское искусство.
- обучение учащихся видению красоты, своеобразия деревенских изб, понимания связи формы избы и ее назначения; точному выполнению эскизов архитектурных деталей памятников народного деревянного зодчества.
- развитие творческих способностей учащихся.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок изобразительного искусства.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую старину.
Работа у нас с вами будет интересной и плодотворной, если у вас будет хорошее настроение.
Какое у вас настроение?
На столе у каждого лежат элементы настроения. Покажите, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас (плохое, безразличное или хорошее).
У большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что и к концу урока оно останется таким же.
2. Основная часть.
Урок начинается с беседы о памятниках народного деревянного зодчества под открытым небом “Каргополье. Художественные сокровища”. Прослеживается взаимосвязь народного творчества и изобразительного искусства.
Жизнь человека всегда была глубоко связана с родным краем. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Каждое поколение оставляет своим потомкам здания, через века проносящие дух своей эпохи. Постройки переживают своих создателей на десятки и сотни лет и поэтому становятся связью между поколениями. Здания могут поведать нам о социальном устройстве общества, занятиях, быте, привычках, эстетических взглядах людей, их мировоззрении.
Далее учитель переходит к объяснению урока.
Остановимся подробнее на крестьянской избе.
Деревянный мир избы
Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово “деревня”.
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “у-лица”.
Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство.
ИЗБА - это слово звучало в древности как “истопка”, “истьба”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.
Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.
В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.
На уроке рассматриваются характерные детали и фрагменты построек северной деревянной архитектуры (причелины и полотенца в украшении крыши, конь, ставни и наличники красных окон).
Работа над рисунком архитектурных деталей сочетается со словарной работой.
Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
Бревно на Руси ложили с остатком. Такой способ крепления назывался “в обло” или “с остатком” (чтобы углы не промерзали зимой).
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец.
Основной инструмент – топор.
Двухскатная крыша - шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь.
Окна- очи, глаза, свет.
Лобовая доска - закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.
Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины.
Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.
Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой - деревянное кружево.
На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку - символическое изображение солнца.
Люди изображали магические знаки- обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения - обереги (птицы, кони). Конь - верный помощник крестьянину. Конь - оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши - конек крыши.
Окна - глаза на лице дома, связь с внешним миром.
На фасадной стене прорубалось одно красное окно - окно большого размера, которое прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями - косяками “косящие” или “красные” (красивые).
Окна обрамлялись наличниками - самая украшенная часть избы.
На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.
Волоковые окна прорезали в двух смежных бревнах и по высоте 30-40 см. Они закрывались дощечками.
Во время обсуждения сложного плана, текста описания фасада русской северной избы обращается внимание на значение отдельных архитектурных деталей в общем облике крестьянского дома - это обрамление фронтона, окон, конька крыши. Разнообразные по размерам и форме, по силуэту и по степени проработки детали фрагменты органично вкомпанованны в общую композицию дома, играют роль своеобразных акцентов, расставленных умелой рукой мастера.
3. Самостоятельная работа.
Учащимся предлагается выполнить общий обрис дома, затем прорисовать архитектурные детали.
Основные части избы передаются простейшими геометрическими фигурами.
Последовательность рисования:
- фасадная стена;
- крыша;
- окна, двери и другие части дома.
Штрихами необходимо отметить основные размеры избы, обозначить линией границу поверхности земли с прямоугольником, высоту избы. Определить количество оконных проемов.
Далее в процессе самостоятельной работы учащиеся заканчивают в цвете выполнение рисунка. Подготовленный эскиз выполнить акварельными или гуашевыми красками. Сначала выполняется в цвете общий обрис дома, затем архитектурные детали (под цвет дерева - коричневый, серый).
Ребятам, которые быстро справятся с заданием, можно предложить дополнить рисунок (деревьями, забором, травой и другими деталями).
Во время самостоятельной работы можно тихо включить русскую народную музыку.
4. Итог урока.
В конце урока организуется выставка рисунков, проходит коллективное обсуждение выполненных работ, отмечают наиболее удачные, качество выполнения рисунков, прорисовка архитектурных деталей, красивые цветовые сочетания. Учащиеся должны полюбоваться своими работами, убедиться, что они смогли передать красоту русской северной избы.
Учащимся задаются вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Что хотели бы повторить?
Необходимо спросить изменилось ли их настроение к концу работы, поблагодарить за работу.