Урок по истории России в 8-м классе по теме "Подвиг души бескорыстной"

Разделы: История и обществознание


Тема: Подвиг души бескорыстной.

Эпиграф:

«Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю…»
Плутарх

Цель:

  1. создать яркий образ восстания декабристов;
  2. вызывать интерес к конкретному историческому факту и обеспечить усвоение теоретического вывода о том, что восстание, не опирающееся на поддержку народа, оказалось обреченным на поражение;
  3. образы декабристов должны способствовать формированию гордости за ярких представителей русского народа, за историю своей Родины, усвоению положения о роли личности в истории;
  4. формирование коммуникативных способностей учащихся (диалогической речи, отстаивать и доказывать свое мнение).

Ход урока

I. Повторение:

1) Тест (5 – 7 минут):

Тест 1

1. Движение декабристов было направлено на ускорение темпов буржуазного развития России

А) да                Б) нет

2. Союз благоденствия был создан

А) 1814 г.       Б) 1816 г.        В) 1818 г.

3. Уничтожение самодержавия предусматривала

А) Конституция Н. Муравьева    Б) "Русская правда" П. Пестеля

4. Установление конституционной монархии предусматривала

А) Конституция Н. Муравьева                   Б) "Русская правда" П. Пестеля

5. Что нового (по сравнению с XVIII веком, Радищевым) внесли декабристы в общественное движение?

А) выдвинули задачи ликвидации самодержавия и крепостного права

Б) организовали открытое политическое военное выступление создали первые тайные общества, имеющие разработанные программы

6. Восстание декабристов готовилось тщательно и долгие годы

А) да               Б) нет

7. Первые декабристские организации были созданы в

А) Петербурге           Б) Москве                  В) Киеве

8. Одним из руководителей Южного общества декабристов был

А) С. Муравьев-Апостол     Б) П.Г. Каховский     В) С.П. Трубецкой    Г) А.А. Аракчеев

9. Одним из руководителей Северного общества декабристов был

А) М. Муравьев-Апостол    Б) К.Ф. Рылеев         В) М. М. Сперанский           Г) М. И. Кутузов

10. Декабристы это выходцы из

А) дворян       Б) буржуазии             В) крестьянства         Г) купечества

Тест 2

1. Движение декабристов было направлено на уничтожение бесчеловечного буржуазного общества

А) да               Б) нет

2. Союз спасения был создан

А) 1812 г                    Б) 1814 г.                   В) 1816 г.

3. Северное и Южное общества декабристов возникли в период

А) 1821-1822 гг.        Б) 1823-1824 гг.        В) 1824-1825 гг.

4. На формирование взглядов будущих декабристов не оказали влияния

А) война 1812 г.
Б) заграничные походы русских войск в 1812-1814 гг.
В) сознание того, что манный тормоз развития России - самодержавие
Г) влияние идей Радищева и французских просветителей
Д) желание выслужиться, сделать карьеру

5. Декабристы представляли себе революционный переворот как

А) выступление народа                               Б) военное восстание

6. Уничтожение крепостного права в России предусматривала

А) Конституция Н. Муравьев                     Б) "Русская правда'' П. Пестеля

7. По проекту П. Пестеля Россия должна была стать

А) конституционной монархией
Б) демократической республикой
В) самодержавной монархией

8. По проекту Н. Муравьева Россия должна была стать

А) конституционной монархией
Б) демократической республикой
В) самодержавной монархией

9. Декабристы сознательно стремились

А) привлечь народ к участию в восстании
Б) привлечь солдат к участию в восстании
В) привлечь к участию в восстании городские низы
Г) не допустить участия в выступлении широких народных масс

10. Видными деятелями у декабристов были

А) П. Пестель
Б) К. Рылеев
В) П. Багратион
Г) И. Муравьев
Д) Л. Аракчеев
Е) С. Трубецкой
Ж) М. Сперанский

2) Актуализация знаний фронтально по вопросам:

а) причины выступления декабристов;
б) цели декабристов;
в) почему выступление началось в декабре 1825 г., а не в 1826 г., как планировалось.

II. Изучение нового материала:

1) Тема. Цель.

2) План:

1. Декабристы на Сенатской площади (рассказ учителя);
2. Восстание Черниговского полка (рассказ ученика);
3. Николай I и декабристы (рассказ учителя);
4. Судьба декабристов;
5. Декабристы на Севере (рассказы учеников);
6. Декабристы в Сибири (рассказы учеников);
7. Историческое значение движения декабристов:

- работы с учебником;
- дискуссия;
- работа с историческими документами.

3) Проблемное задание: по ходу урока определить в чем сильные и слабые стороны движения декабристов 

1. Декабристы на Сенатской площади.

Задание: по ходу рассказа составить план.

План

1. Сбор на Сенатской площади.
2. Переговоры с восставшими.
3. Расстрел.

14 декабря 1825 г. к памятнику Петру I был выведен Московский полк, гвардейский морской экипаж, лейб-гвардии гренадерский полк. Всего около 3 тысяч человек.
У Николая I было более 10 тысяч человек. Когда вышли на площадь стало ясно, что Трубецкой не явился. Декабристам стало известно, что Сенат уже присягнул государю и они стоят перед пустым зданием. Что делать? Декабристы на площади не считали, что их дело проиграно. Герцен писал: 14 декабря так сильно потрясло всю молодую Русь оттого, что было на Исаакиевской площади. Был брошен вызов самодержавию. Впервые дворяне (оплот государства) выступили с требованием вольностей и прав.
Декабристы стояли с оружием в руках, но силу не применяли. Первые атаки на декабристов отражались холостыми залпами. Для урегулирования вопроса Николай I посылает митрополита Серафима, который призывает солдат вернуться в казармы.  Воины осенили себя крестным знамением и сказали: «Поди, батюшка, домой, помолись за нас, за всех, - здесь тебе делать нечего».
Попытался уговорить солдат разойтись с площади герой войны, генерал-губернатор М.А. Милорадович, прозвучал трагический выстрел Каховского и Милорадович был смертельно ранен. После чего начался расстрел восставших, к 6 часам восстание было разгромлено. Помощь декабристам их других полков не пришла, а привлекать народ на свою сторону они не захотели.

- В чем сильные и слабые стороны выступления декабристов?

Сильные:

а) вызов самодержавию, выдвинуты требования
б) не применялись силы

Слабые:

а) не явился Трубецкой – диктатор восстания
б) малочисленное выступление
в) аресты накануне выступления
г) нет поддержки

Однако выступление декабристов имеет огромное значение. О чем поговорим позднее.

2. Восстание Черниговского полка (ученик).

3. Николай I и декабристы.

Император Николай I был третьим сыном Павла I. В детстве увлекался военными играми, в юности – военно-инженерным делом. Общественные науки не уважал и с презрением относился к духовной жизни. Будучи в Берлине удивлял немецких офицеров прекрасным знанием прусского военного устава. Новый император отвергал Конституцию и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов едва не нарушившее этот порядок было подавлено.
Николай I лично допрашивал декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров и был горд своей победой.
Новое правительство приняло ряд мер для укрепления порядка. 1826 г. – учреждено III отделение «Собственной его императорского величества канцелярии» - главный орган политического сыска и отдельный корпус жандармов под руководством А.Х. Бенкендорфа. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай I стал принимать меры по укреплению империи.

4. А между тем, судьба декабристов была ужасна.

5 декабристов – Пестель, Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский – казнены.

(звучит песня)

Зловещая серость рассвета…
С героев Бородина
Срывают и жгут эполеты,
Бросают в огонь ордена.
И смотрит Волконский устало
На знамя родного полка –
Он стал в двадцать пять генералом,
Он все потерял к сорока…

И даже воинственный пристав
Отводит от виселиц взгляд,
В России казнят декабристов.
Свободу и совесть казнят!...
А царь милосердие дарит
Меняет на каторгу смерть.
Восславьте же все Государя
И будьте разумнее впредь.

Но тем пятерым нет пощады
На фоне зари эшафот
«Ну что же щадить нас не надо,
Знал каждый на что идет».
Палач проверяет петли
Звучит барабан и вот…
Уходит в бессмертие Пестель,
Каховского час настает.

Рассвет петербургский бледнеет,
Гроза громыхает вдали.
О боже! Сорвался Рылеев,
Надежней петли не нашли.
О боже! Собрав все силы,
Насмешливо он хрипит:
«Повесить и то в России
Не могут как следует – стыд».

Предутренний, серебристый
Прозрачный мой Петроград
На площади декабристов
Еще фонари горят.
А ветер с Невы неистов,
Проносится вихрем он
По Площади декабристов,
По улицам их имен.


Пушкин пишет 14 августа 1826 г. «Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна» после того, как с осужденных сорваны эполеты и над головами у них переломлены шпаги, - участники событий 14 и 29 декабря, променявшие княжеские титулы и высокие чины на титул «государственный преступник», были размещены по крепостям империи, вплоть до отправки в Сибирь или рядовыми на Кавказ.

5. Декабристы на Севере (ученик).

6. Декабристы в Сибири (ученик).

7. Историческое значение движения декабристов.

а) Самостоятельная работа  с текстом учебника, выбираем значение восстания, записываем в тетрадь, обсуждаем.
б) дискуссия по вопросу о декабристах
- читаем документы, обсуждаем;

Оценки и мнения, высказанные современниками декабристов:

1. "Сама идея совершить государственный переворот на тех началах и при тех способах и средствах, которые были в виду... доказывает политическую несостоятельность и умственное легкомыслие этих мнимых и самозваных преобразователей. Они мечтали, что стоит им только захотеть, обязать себя клятвою, и дело народного спасения и перерождения... возникнет само собой. Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты"

П.А. Вяземский

2. "Зачинщики всех мятежей сами становились первою жертвою народной ярости. За всяким ниспровержением общественного порядка следовало безначалие, а за безначалием деспотизм ужасающий..."

М. Фон Фок, заместитель А.Х. Бенкендорфа

3. "14 декабря стало нравственным переворотом и пробуждением для целых поколений интеллектуалов"

А.И. Герцен

4. "Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и на политический бред, все же справедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников"

М.Н. Волконская, жена декабриста С.Г. Волконского

5. "Мерзавцы! Дай Бог их всех переловить и совершенно уничтожить этот адский заговор, который всех бы сделал несчастными"

В.П. Шерешевская, фрейлина двора

6. "Вся Россия ждет с нетерпением перемен как в системе, так и в людях: если этот государь не преобразует России, никто не остановит ее падение"

А.Х. Бенкендорф после восстания декабристов

7. "После 14 декабря Россия вступила в новый этап своей истории, со всей остротой встал вопрос о дальнейших путях развития страны, идет реакция на декабризм — различное понимание интересов общества и личности"

современный исследователь Т. В. Андреева

1) как к декабристам отнеслись их современники?
2) почему такие разные оценки их деятельности?
3) каково ваше отношение к тому, что сделали декабристы;
4) как вы считаете, что это было: мятеж, восстание, акт гражданского
неповиновения, военный переворот
5) выступление на площади, пребывание в Сибири.
6) почему так суров был царь к декабристам?
7) в чем истинный подвиг декабристов?
8) почему тема урока звучит так: «Подвиг души бескорыстной»?

Вывод формулируется учениками.

Домашнее задание: параграф 5 стр. 50 – 53, параграф 6 стр. 56 – 60.