Цели:
Познакомить учащихся с редкими, исчезающими и сокращающимися в численности видами животных, Красной книгой Сахалинской области.
Развивать умения учащихся определять редкие и исчезающие виды животных по фотографиям и рисункам с использованием атласов и определителей.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакаты, Красная книга Сахалинской области, определители, атласы, фотографии, диск “Жизнь моря” (клуб “Бумеранг”).
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Основная часть:
№ 1. Введение в тему.
Оформление доски: “Cum tacent, clamant”
(Тем, что они молчат, они кричат). Цицерон
Предлагается вниманию учащихся стихотворение Т. Мельченко “Охота”.
Стреляют по птице, стреляют по зверю,
И с выстрелом каждым всё меньше зверья…
Природа приносит нам с детским доверьем
Не только добычу – приносит себя.
Стреляет добытчик и меры не знает,
Вот снова к ружью потянулась рука.
Не слышно, как лис по лисице рыдает,
Зайчиха уже не увидит сынка.
Как лось протрубил нам прощальную песню
И как застонал каждой веткою лес.
Частички природы уже не воскреснут,
В крови запечется на сердце порез.
Не чувствует боли пришелец азартный,
Кого бы не встретил – пощады не даст,
Лесное богатство – козырная карта,
Он ради наживы и душу продаст.
Хапугам отпор дать природа не может,
И нет у неё ни замков, ни оград…
– Кто их остановит? Природе поможет? –
Деревья и птицы тревожно кричат.
* Коллективное обсуждение стихотворения, его анализ. Далее учитель читает афоризм Цицерона на латинском, а затем на русском языке.
– Ребята как вы понимание высказывание древнего мыслителя Цицерона? Что он этим хотел сказать?
– Как вы думаете о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
* Объявление темы и целей урока.
№ 2. Изучение нового материала:
– К возобновляемым ресурсам относятся растительный и животный мир, плодородие почв. Животные представляют материальную и эстетическую ценность для человека.
На ранних стадиях развития цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных.
Вопросы:
– Как современный человек оказывает влияние на природу, животный мир?
– Какие вам известны последствия деятельности человека на территории Сахалинской области?
(Последствия деятельности человека проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата и т.д.).
– Воздействие человека на животный мир складывается из прямого и косвенного изменения природной среды, а также промыслов.
1) Одна из форм прямого воздействия – истребление видов. Встречается ли эта форма воздействия на животных у нас в Сахалинской области? Приведите примеры.
2) Косвенное воздействие – вырубка леса, осушение болот, распашка земель, на численность животных оказывает влияние хозяйственная деятельность человека (уничтожение места обитания). В Татарском проливе и Охотском море ежегодно погибают сотни дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут выбраться.
3) Промыслы – изъятие человеком из природы животных путём добычи. Приведите примеры.
Рассказ о Красной книге
– Из-за прямого и косвенного воздействия на окружающую среду, а также промыслов некоторые виды животных стали редкими, другие попали в список исчезающих и сокращающихся в численности. Поэтому было принято решение Международным союзом охраны природы (МСОП) создать список редких и исчезающих видов диких животных.
В 1966г. вышла в свет Международная Красная книга, издание Красной книги СССР было осуществлено в 1978г, а с 2000г. существует Красная книга Сахалинской области. (Демонстрация книги).
В Красной книге виды животных подразделяются на пять категорий:
- Исчезающие;
- Сокращающиеся в численности;
- Редкие;
- Малоизученные;
- Восстановленные. Приложение 1.
– В Красной книге Сахалинской области (животные) приведены сведения о 168 видах животных Сахалинской области, нуждающихся в охране. Из них 18 видов – млекопитающие, 105 видов – птицы, 4 вида – пресмыкающиеся, 7 видов – рыбы, 18 видов – моллюски, 10 видов – насекомые, 6 видов – ракообразные. Каждый вид отнесен к одной из пяти категорий.
Промежуточные итоги (фронтальный опрос):
– Почему косвенные воздействия на среду обитания имеют более глубокие последствия, чем прямые?
– Какие виды промыслов животных вам известны на территории Сахалинской области?
– Чем вызваны меры по охране животных?
№ 3. Практическая работа “Определение животных по фотографиям и рисункам с использованием атласов и определителей”.
Цель: способствовать успешному усвоению учащимися знаний о животных, занесенных в Красную книгу Сахалинской области.
Демонстрация фотографий краснокнижных животных Сахалинской области. Презентация.
* Работа в группах: учащиеся с помощью фотографий, рисунков, определителей изучают редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области.
Большую помощь в определении редких и исчезающих видов птиц и морских млекопитающих окажет демонстрация электронного пособия “Жизнь моря”.
В ходе практической работы учащиеся заполняют таблицу “Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области”.
Беспозвоночные |
Рыбы |
Пресмыкающиеся |
Птицы |
Млекопитающие |
Насекомые Все виды жужелиц, хвостоносец, аполлон Иглокожие Трепанг, морской ёж Моллюски Сахалинская жемчужница Ракообразные Креветки, сахалинский речной рак |
Сахалинский осётр, обыкновенный таймень, сахалинский таймень, калуга |
Дальневосточный сцинк, малочешуйчатый полоз, островной и японский полоз |
Белоспинный альбатрос, большая белая цапля, сухонос, лебедь-кликун, мандаринка, орлан-белохвост, белоплечий орлан, каменный глухарь, филин, белая сова |
Калан, рысь, сахалинская кабарга, росомаха, колонок, северный олень Ластоногие Сивуч, обыкновенный тюлень Китообразные Серый кит |
* Учащимся предлагается кроссворд или проводится дидактическая игра “Кто больше?”. В игре участвуют 2 – 3 учащихся. Их главная задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше краснокнижных животных, при этом ученик делает шаг вперед. Дважды называть одно и тоже животное нельзя. Победителем в игре является тот, кто быстрее сделает 8 шагов.
IV. Итог урока:– Диким животным абстрактная любовь с нашей стороны не нужна. Их нужно не только жалеть, но и разумно беречь, сохраняя во всём видовом разнообразии.
Домашнее задание (по выбору учителя):
В альбоме зарисовать животных, занесённых в Красную книгу Сахалинской области (по 2 вида беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).
Выполнить проект в виде буклета “Сохраним природу!” или “Они нуждаются в нашей защите!”
Подготовить сообщения о редких и исчезающих видах животных Сахалинской области (3 – 4 учащимся по желанию). Приложение 2.
Словарь:
Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.
Охраняемое животное – вид животного, преднамеренное уменьшение численности которого или нанесение вреда запрещается нормативными актами (законами, соглашениями).
Рациональное использование животных – это получение от животных максимальной пользы при сохранении численности и биологического разнообразия.
Рекомендуемая литература
- Всё живое . Сахалинский природоохранный бюллетень (статьи про серых китов, сахалинского тайменя, заказник “Восточный”). – 2003. – № 2 – 28с.
- Красная книга Сахалинской области . – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. – 190с.: илл.
- Орлов, А . Лесная академия: Весёлая экология для детей. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. – 80с.: илл.
- Орлов, А . На острове снежном. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. – 168с.
- Сосновский, И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книге СССР. – М.: Металлургия, 1987. – 367с.: илл.
- Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З.Н. Хоменко. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. – 112с.: илл.
- Хрестоматия по физической географии Сахалинской области / Сост. З.Н. Хоменко. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2000. – 148с.: илл.