Урок краеведения в 7-м классе по теме "Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области"

Разделы: Биология


Цели:

  1. Познакомить учащихся с редкими, исчезающими и сокращающимися в численности видами животных, Красной книгой Сахалинской области.

  2. Развивать умения учащихся определять редкие и исчезающие виды животных по фотографиям и рисункам с использованием атласов и определителей.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: плакаты, Красная книга Сахалинской области, определители, атласы, фотографии, диск “Жизнь моря” (клуб “Бумеранг”).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Основная часть:

№ 1. Введение в тему.

Оформление доски: “Cum tacent, clamant”

(Тем, что они молчат, они кричат). Цицерон

Предлагается вниманию учащихся стихотворение Т. Мельченко “Охота”.

Стреляют по птице, стреляют по зверю,
И с выстрелом каждым всё меньше зверья…
Природа приносит нам с детским доверьем
Не только добычу – приносит себя.
Стреляет добытчик и меры не знает,
Вот снова к ружью потянулась рука.
Не слышно, как лис по лисице рыдает,
Зайчиха уже не увидит сынка.
Как лось протрубил нам прощальную песню
И как застонал каждой веткою лес.
Частички природы уже не воскреснут,
В крови запечется на сердце порез.
Не чувствует боли пришелец азартный,
Кого бы не встретил – пощады не даст,
Лесное богатство – козырная карта,
Он ради наживы и душу продаст.
Хапугам отпор дать природа не может,
И нет у неё ни замков, ни оград…
– Кто их остановит? Природе поможет? –
Деревья и птицы тревожно кричат.

* Коллективное обсуждение стихотворения, его анализ. Далее учитель читает афоризм Цицерона на латинском, а затем на русском языке.

– Ребята как вы понимание высказывание древнего мыслителя Цицерона? Что он этим хотел сказать?

– Как вы думаете о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

* Объявление темы и целей урока.

№ 2. Изучение нового материала:

– К возобновляемым ресурсам относятся растительный и животный мир, плодородие почв. Животные представляют материальную и эстетическую ценность для человека.

На ранних стадиях развития цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных.

Вопросы:

– Как современный человек оказывает влияние на природу, животный мир?

– Какие вам известны последствия деятельности человека на территории Сахалинской области?

(Последствия деятельности человека проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата и т.д.).

– Воздействие человека на животный мир складывается из прямого и косвенного изменения природной среды, а также промыслов.

1) Одна из форм прямого воздействия – истребление видов. Встречается ли эта форма воздействия на животных у нас в Сахалинской области? Приведите примеры.

2) Косвенное воздействие – вырубка леса, осушение болот, распашка земель, на численность животных оказывает влияние хозяйственная деятельность человека (уничтожение места обитания). В Татарском проливе и Охотском море ежегодно погибают сотни дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут выбраться.

3) Промыслы – изъятие человеком из природы животных путём добычи. Приведите примеры.

Рассказ о Красной книге

– Из-за прямого и косвенного воздействия на окружающую среду, а также промыслов некоторые виды животных стали редкими, другие попали в список исчезающих и сокращающихся в численности. Поэтому было принято решение Международным союзом охраны природы (МСОП) создать список редких и исчезающих видов диких животных.

В 1966г. вышла в свет Международная Красная книга, издание Красной книги СССР было осуществлено в 1978г, а с 2000г. существует Красная книга Сахалинской области. (Демонстрация книги).

В Красной книге виды животных подразделяются на пять категорий:

  • Исчезающие;
  • Сокращающиеся в численности;
  • Редкие;
  • Малоизученные;
  • Восстановленные. Приложение 1.

– В Красной книге Сахалинской области (животные) приведены сведения о 168 видах животных Сахалинской области, нуждающихся в охране. Из них 18 видов – млекопитающие, 105 видов – птицы, 4 вида – пресмыкающиеся, 7 видов – рыбы, 18 видов – моллюски, 10 видов – насекомые, 6 видов – ракообразные. Каждый вид отнесен к одной из пяти категорий.

Промежуточные итоги (фронтальный опрос):

– Почему косвенные воздействия на среду обитания имеют более глубокие последствия, чем прямые?

– Какие виды промыслов животных вам известны на территории Сахалинской области?

– Чем вызваны меры по охране животных?

№ 3. Практическая работа “Определение животных по фотографиям и рисункам с использованием атласов и определителей”.

Цель: способствовать успешному усвоению учащимися знаний о животных, занесенных в Красную книгу Сахалинской области.

Демонстрация фотографий краснокнижных животных Сахалинской области. Презентация.

* Работа в группах: учащиеся с помощью фотографий, рисунков, определителей изучают редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области.

Большую помощь в определении редких и исчезающих видов птиц и морских млекопитающих окажет демонстрация электронного пособия “Жизнь моря”.

В ходе практической работы учащиеся заполняют таблицу “Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области”.

Беспозвоночные

Рыбы

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Насекомые

Все виды жужелиц, хвостоносец, аполлон

Иглокожие

Трепанг, морской ёж

Моллюски

Сахалинская жемчужница

Ракообразные

Креветки, сахалинский речной рак

Сахалинский осётр, обыкновенный таймень, сахалинский таймень, калуга

Дальневосточный сцинк, малочешуйчатый полоз, островной и японский полоз

Белоспинный альбатрос, большая белая цапля, сухонос, лебедь-кликун, мандаринка, орлан-белохвост, белоплечий орлан, каменный глухарь, филин, белая сова

Калан, рысь, сахалинская кабарга, росомаха, колонок, северный олень

Ластоногие

Сивуч, обыкновенный тюлень

Китообразные

Серый кит

III. Закрепление полученных знаний:

* Учащимся предлагается кроссворд или проводится дидактическая игра “Кто больше?”. В игре участвуют 2 – 3 учащихся. Их главная задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше краснокнижных животных, при этом ученик делает шаг вперед. Дважды называть одно и тоже животное нельзя. Победителем в игре является тот, кто быстрее сделает 8 шагов.

IV. Итог урока:

– Диким животным абстрактная любовь с нашей стороны не нужна. Их нужно не только жалеть, но и разумно беречь, сохраняя во всём видовом разнообразии.

Домашнее задание (по выбору учителя):

  1. В альбоме зарисовать животных, занесённых в Красную книгу Сахалинской области (по 2 вида беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

  2. Выполнить проект в виде буклета “Сохраним природу!” или “Они нуждаются в нашей защите!”

  3. Подготовить сообщения о редких и исчезающих видах животных Сахалинской области (3 – 4 учащимся по желанию). Приложение 2.

Словарь:

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.

Охраняемое животное – вид животного, преднамеренное уменьшение численности которого или нанесение вреда запрещается нормативными актами (законами, соглашениями).

Рациональное использование животных – это получение от животных максимальной пользы при сохранении численности и биологического разнообразия.

Рекомендуемая литература

  1. Всё живое. Сахалинский природоохранный бюллетень (статьи про серых китов, сахалинского тайменя, заказник “Восточный”). – 2003. – № 2 – 28с.
  2. Красная книга Сахалинской области. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. – 190с.: илл.
  3. Орлов, А. Лесная академия: Весёлая экология для детей. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. – 80с.: илл.
  4. Орлов, А. На острове снежном. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. – 168с.
  5. Сосновский, И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книге СССР. – М.: Металлургия, 1987. – 367с.: илл.
  6. Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З.Н. Хоменко. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. – 112с.: илл.
  7. Хрестоматия по физической географии Сахалинской области / Сост. З.Н. Хоменко. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2000. – 148с.: илл.