Цели урока:
образовательные:
– познакомиться с орфографическим правилом “
Правописание мягкого знака в числительных”;
– научиться применять его при написании
числительных;
– повторение правописания мягкого знака в
других частях речи;
развивающие:
– развитие логического мышления, внимания восприятия, памяти;
воспитательные:
– воспитывать интерес к изучению русского
языка через ознакомление с новыми сведениями о
числительном;
– формирование мотивированности на активное
творческое усвоение учебного материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Весёлая разминка.
– Сегодня мы продолжаем изучение удивительной части речи – имени числительного. Начнём с весёлой разминки.
Задание 1.
– Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь в нужной форме.
1. К какому склонению относится слово мама? (к
первому)
2. Какой по счёту в году месяц ноябрь?
(одиннадцатый)
3. Сколько богатырей вышло из пены морской в
сказке А.Пушкина? (тридцать три)
4. Назовите волшебное число многих сказок? (три)
Задание 2.
– Какой частью речи являются эти слова? (числительными)
– Сколько слов с удвоенной Н? (одно)
– Есть ли среди записанных вами числительных порядковые, назовите их? (первому, одиннадцатый).
– Назовите составное числительное? (тридцать три).
3. Словарная работа.
– Записать словарные слова и подчеркнуть в них орфограммы, обратите внимание на ударение.
Неделя, декада, квартал, минута, секунда.
Неделя – от древнерусского не делати (день, выходной).
Декада – от греческого дека (десять).
Квартал – лат. Квартус (четвёртый).
4. Тестовое задание.
1. нян..чит, мен..ше, сер..га
2. мел..кнут,помощ..ник, трост..
3. кон..ки, прос..ба, груст..ю
4. печ..ник, тон..ше, стекол..щик
– Укажите ряд, где пишется ь.
– В каких словах и почему не пишется мягкий знак?
5. Изучение нового материала.
Найдите “ третье лишнее”
А) шестичасовой (прилаг.)
Б) двенадцатый (числит.)
В) сто пятьдесят первый (числит.)
– Как образовано слово пятьдесят? (пятьдесят – это пять десятков; мягкость последнего согласного первого корня сохраняется и обозначается с помощью мягкого знака)
– В каких ещё числительных пишется мягкий знак и когда, мы рассмотрим с вами вместе при помощи таблицы (письменно).
Пиши ь |
|
на конце числительных от 5 до 20 и 30 | в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900 |
Заполнить таблицу примерами.
Девять, одиннадцать, пятьдесят четыре, семьдесят один, тридцать, семнадцать, девятьсот двенадцать, восемнадцать, двадцать, пятьсот пятьдесят пять, пятнадцать, восемьсот одиннадцать, четырнадцать.
6. Физкультминутка.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли!
7. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
– Спишите и обозначьте орфограммы в числительных.
(1) В тысяча девят..сот девяносто четвёртом году дважды на район обрушилась стихия. (2) Наибольшая глубина Балтийского моря -459 метров, Азовского-14 метров. (3) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (4) Верблюды и лошади живут не более 20 лет, слон-лет 80.
Задание 2.
Прочитайте пословицы, выпишите числительные с мягким знаком и объясните его написание в них.
Одного камня хватит на 50 глиняных горшков. У другого видит 7 недостатков, а у себя 10 не замечает. В месяце 15 ночей тёмных, 15 светлых.
8. Крестики-нолики ( самостоятельная работа по карточкам).
9. Итоги урока.
– Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются числительные с мягким знаком и записать их в тетрадь, обозначая орфограмму.
КРЕСТИКИ – НОЛИКИ
Отметьте в таблице крестиком правильный ответ.
Ь | без Ь | |
восем..сот | ||
пят..десят | ||
пят..надцатью | ||
сем..надцатью | ||
восем..десят | ||
сем..сот | ||
шест..десят | ||
шест..надцать | ||
девят..сот |