1 урок.
Цели и задачи урока:
- Сформировать умения определять структуру сложноподчиненного предложения.
- Сформировать умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Научить видеть синонимические возможности придаточных определительных.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Словарно-семантическая работа.
Пользуясь словарем, выписать синонимы к слову активный. Объяснить общее в синонимах и различие между ними.
(Активный – деятельный, энергичный. Активный участник. Деятельный – проявляющий особенную энергию, старание в выполнении какого-л. дела. Деятельная натура. Энергичный – полный энергии; активный, деятельный. Энергичные люди. Инициативный – обладающий инициативой; предприимчивый, способный к самостоятельным активным действиям. Инициативный человек.)
4. Объяснение нового материала.
Анализ предложений, записанных на доске.
- Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. Федин)
- Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. (И. В. Гете)
Анализ проводится по следующему плану:
- На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
- К какому слову главного предложения относится?
- Чем прикрепляются придаточные определительные к главному?
- Могут ли быть в главном предложении указательные слова? Обязательны они или факультативны? Какова роль указательных слов?
- Каково место придаточных по отношению к главному?
(Необходимо заострить внимание учащихся на функции союзных и указательных слов. Доказывается, что где – союзное слово, оно заменяется словом сад, является обстоятельством места, имеет логическое ударение, его можно заменить другим союзным словом, оно вносит в предложение определительное значение с оттенком обстоятельства места. Указательное слово том является определением в главном предложении, оно введено как средство уточнения и выделения (не любой сад, а именно тот, где играл оркестр).
Анализ предложений по плану должен привести к составлению схемы, отражающей структуру сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:
[… указ. сл. + сущ.], (союзные слова который, какой, где, куда, что, кто и др.)
Затем ученикам дается задание рассказать о придаточных определительных, используя материал учебника.
5.
а) Закрепление понятия об определительных придаточных можно провести с помощью упражнений, предложенных учебником.
б) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения. Составить схему 2-го предложения.
- Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения.
- Химическим элементом называют определенный вид вещества, все атомы которого обладают одним и тем же зарядом ядра. (научный стиль)
(Обратить внимание учащихся на место союзного слова во 2-м предложении. Уточнение: если важно подчеркнуть характерный признак, свойство, качество предмета или явления, употребляется придаточное определительное).
в) Выполнение упражнения на согласование союзного слова с определяемым.
К данному предложению добавить придаточное определительное, используя союзное слово который в разных падежах.
Уже несколько раз принимался идти крупный, благодатный дождь.
- … который так дорог истосковавшейся по нему земле.
- …после которого на глазах растет молодая трава и вытягиваются новые побеги.
(Обращается внимание на трудности согласования союзного слова с определяемым, которые состоят в том, что союзные слова который, чей, какой находятся в двойной связи с главным предложением. Они согласуются в роде и числе с тем существительным главного предложения, к которому относится придаточное, а управляются глаголами придаточных предложений (не управляются лишь тогда, когда выполняют функцию подлежащего). Кроме того, придаточное предложение может начинаться не с союзного слова, а с предлога, существительного или словосочетания).
6. Задание на дом.
2 урок.
Цели и задачи урока: закрепить знания о структуре сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными, знаках препинания.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
а) Березки которые при нем были только что посажены около забора выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями.(А. Пушкин)
б) В небольшой комнате в которую я вошел было довольно темно.
(В 1-м предложении замена невозможна, так как нужно передать общее определительное значение. Во 2-м предложении целесообразна замена союзным словом куда, чтобы показать пространственный признак, такое союзное слово и используется И. Тургеневым).
а) Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин)
б) Для чтения мы выбрали такую книгу чтобы всем было интересно.
(В 1-м предложении указательное слово придает оттенок выделения, а во 2-м – указательное слово такую с союзом чтобы определяет предмет по его назначению (цели).
а) Что называется ромбом? б) Какое литературное произведение называется романом? в) Какое предложение называется сложным?
3.
Разбор имеющихся в тексте предложений с придаточными определительными. Учащимся предлагается подумать, почему для присоединения придаточного предложения к главному в тексте использовано лишь одно союзное слово который.
Историческая геология
На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, которые изменили нашу планету. На сушу многократно наступали моря, которые размывали и разрушали ее. Поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались дождевыми и снеговыми водами, а также ледниками, которые спускались с горных вершин. На дне морей, на островах и на материках вулканы извергались расплавленную лаву, которая покрывала огромные площади, до неузнаваемости изменяя лик Земли.
Все изменения, которые претерпел земной шар с момента образования на нем земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. Историческая геология устанавливает не только события, которые происходили миллионы лет. Она изучает их последовательность. Ее интересует, что было раньше и что позже.
Вопросы и задания к упражнению:
- Какова роль сложных предложений в этом тексте?
- Можно ли передать содержание текста, пользуясь только простыми предложениями?
- С помощью каких языковых средств связаны предложения в тексте? Докажите, что это текст.