Цель урока: Сформировать у учащихся четкое представление о необходимости продолжения лучших традиций эпистолярного жанра; воспитать эстетические взгляды, познавательные качества.
Задачи урока:
- Повысить интерес к эпистолярному жанру, опираясь на образцы письма в русской литературе.
- Расширить словарный запас учащихся.
- Отработать навыки написания эссе.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Объявление темы урока. Запись эпиграфа к уроку.
Не сердитесь – к лучшему,
Что, себя не мучая,
Вам пишу от случая
До другого случая.
Письма пишут разные:
Слезные, болезные,
Иногда прекрасные…
К. Симонов
3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Вспомните, как давно вы получали письма?...А писали?
( В наше время писать письма не совсем актуально, ведь появилось много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта).
Учитель: Мобильный телефон, компьютер, электронная почта…Это изобретения рук человеческих. Но вряд ли бы они состоялись, если бы кто-то давным-давно не изобрел бы письменность, письмо. Как давно существует письменность?
(Письменность имеет многовековую историю. Древнегреческий историк Геродот (5 в. н. э.) доносит до нас сведения о персидском царе Дарии Первом, который вел против скифов затяжную войну. И скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Дарию предстояло понять значение этих даров. Персы собрали совет. На нем было решено, что мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая – знак бегства, стрелы – сопротивление. Следовательно, скифы отдают себя во власть Дария и покоряются ему. Один из старейших мудрецов не согласился с таким толкованием даров. Он истолковал по-иному: “Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Надо сказать, что старейшина был прав: Дарий потерпел поражение.
Таким образом, дары скифов были своеобразным посланием, информацией. Вот именно с этого предметного письма и началась история письменности).
Учитель: Итак, на дворе 21 век – век прогрессивный, стремительный, а мы продолжаем читать книги и вряд ли телефонные разговоры, SMS-сообщения вряд ли заменят письма. Давайте запишем определение понятия, о котором заявлено в теме урока.
4. Проводится словарно-лексическая работа по термину “эпистолярный жанр”. Учащиеся делают записи.
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола –послание, письмо)- это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. Возник во времена античности. Историкам литературы известно послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии. По определению Аристотеля, эпистолярная форма “позволяет автору оставаться самим собой”.
5. Работа по теме урока с использованием литературных текстов.
Учитель: А теперь давайте обратимся к литературным образцам. И первым письмом будет послание “на деревню к дедушке”: отрывок из рассказа А.П. Чехова “Ванька Жуков”.
(Текст спроецирован мультимедийным проектором. Выразительное чтение отрывка заранее подготовленным учеником.)
Беседа по вопросам:
1) Определите стиль текста.
(Разговорный)
2) Докажите.
(В нем слова, формы слов и синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля (“вчерась мне была выволочка”, “отчесал шпандырем”, “ихнего ребятенка”, увези меня отсюда, а то помру” и т.д.)
Учитель: “Письма бывают разные…” Письма – это величайшее чудо общения – вековой подарок истории людям. Почему люди пишут друг другу? Некоторые спешат поделиться радостью, некоторые жалуются на неизбежность потерь, некоторые пишут от одиночества…Давайте обратимся к великолепному произведению Ф.М. Достоевского, написанному в 1845 году роману “Бедные люди”. Это произведение представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Доброселовой. Вчитаемся в некоторые строки этого произведения.
“Бесценный друг мой, Макар Алексеевич! Все совершилось! Выпал мой жребий; не знаю какой, но я воле Господа покорна. Завтра мы едем. Прощаюсь с вами в последний раз, бесценный мой, друг мой, благодетель мой, родной мой! Не горюйте обо мне, живите счастливо, помните обо мне, и да снизойдет на вас благословение Божие! Я буду вспоминать вас часто в моих мыслях моих, в молитвах моих. Вот и кончилось это время! Я мало отрадного унесу в новую жизнь из воспоминаний прошедшего; тем драгоценнее будет воспоминание об вас, тем драгоценнее будете вы моему сердцу. Вы единственный друг мой; вы только один здесь любили меня!..Слезы теснят меня, рвут меня. Прощайте. Боже! Как грустно! Помните, помните вашу бедную Вареньку!”
“Маточка, Варенька, голубчик мой, бесценная моя! Вас увозят, вы едете! Да теперь лучше бы сердце они из груди моей вынули, чем вас у меня! Как же вы это! Вот вы плачете, и вы едете?! Вот я от вас письмецо получил, все слезами закапанное. Стало быть, вам не хочется ехать; стало быть, вас насильно увозят, стало быть, вам жаль меня, стало быть, вы меня любите! Да как же, с кем же вы теперь будете? Там вашему сердечку будет грустно, тошно и холодно. Тоска его высосет, грусть его пополам разорвет…Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!”
Беседа по вопросам:
1) К сожалению, мы не читали этого романа. Но по этим двум письмам, попробуйте определить, в чем заключается конфликт произведения?
(В центре – герой – “маленький человек”, который не может быть рядом с любимой ему девушкой. Макар Девушкин – мечтатель, романтик, робкий по натуре. Это драма бедного чиновника, история неразделенной любви одинокого человека).
2) Как вы считаете, почему Ф.М. Достоевский выбрал для своего произведения эпистолярную форму?
(Форма переписки позволила автору передать тонкие нюансы психологии героев. Этот жанр помог раскрыть внутренний мир “бедных людей”. И потом Ф. М. Достоевский дал слово непосредственно “маленькому человеку” ).
3) Обратите внимание на обращение в начале писем. Трогательное и лиричное “Бесценный друг мой…”, “Маточка, Варенька, голубчик мой, бесценная моя…” Часто ли мы в нашей речи слышим такое обращение друг к другу? Придумайте предложение, которым вы начали бы письмо к самому дорогому и близкому человеку – маме. Включите в него обращение.
Учитель: Обратимся еще к одному посланию, посланию в стихах. Сергей Александрович Есенин “Письмо матери”.
(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Беседа по вопросам:
(О том, какая должна быть любовь, верность к своим родителям. Человек, став взрослым, понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве, как не хватает ему материнской любви. Это своеобразное признание в любви матери: “Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет…”)
3) Какова композиция стихотворения?
(Приветствие в начале стихотворения: “Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!” Это характерно для жанра послания; кольцевая композиция: вторая строфа повторяет последнюю. Это придает “Письму” характер задумчивости и тоски по родному человеку).
4) Какими языковыми средствами добивается поэт наибольшей лиричности?
(Эпитеты, риторические вопросы и обращения, использование обособленных обстоятельств, сложных синтаксических конструкций; также можно отметить использование разговорной лексики, что указывает на доверительность и простоту отношений)
Учитель: Итак, “письма бывают разные…” Письма от родных. От детей. От любимых. Деловые письма. Каждое письмо несет в себе эмоциональный заряд. Я думаю, что в письмах человек лучше раскрывается как личность, потому что он не имеет иной возможности выразить себя. Выражение эмоций – игра глаз, жестов, интонация – прерогатива живого общения. В письмах отправитель лишен этого и пытается все выразить словами. В письмах люди такие, какие они есть. И если они притворяются – фальшь все равно сразу почувствуется. Бумага не терпит лжи. Но когда человек искренне и пишет сердцем, - письмо получается наиболее убедительным, правдивым, откровенным.
Вспомните начало урока: мы задались вопросом об актуальности эпистолярного жанра. Вам сейчас предстоит написать эссе на тему: “Эпистолярный жанр. Актуально ли это?”
6. Работа над созданием эссе.