Сценарий национального праздника "Бараксан"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление праздника: спецэффекты на песенные и танцевальные номера (снег, дым), на сцене, слева установлен экран, на котором в течение мероприятия появляются видеосюжеты и фото – заставки.

Оформление зала: Зал празднично украшен орнаментами Таймыра. Развернута выставка-ярмарка работ учащихся. (оленьи шкуры, шкуры песцов). У входа в зал импровизированный чум, в котором для ребят приготовлено угощение из блюд национальной таймырской кухни – вяленая и копченая рыба, замороженная рыба – строганина, маринованная рыба – сагудай, оленина – буструма, юкола, ягоды брусники, голубики, морсы из ягод. У входа в чум расстелены оленьи шкуры. На них сидят юные мастерицы. Они расшивают бисером оленьи шкуры.

Ход мероприятия

Звучит долганская и нганасанская музыка. Все заходят в зал, занимают места (на входе зрители перепрыгивают через костер (спецэффект), чтобы сгорели дурные мысли, очистились от плохого).

Под музыку на сцену выходят ведущие в национальных одеждах.

Ведущий 1.

Доробонг кылылак доготтор.

Так звучит по-долгански “Добрый день!”

Ведущий 2.

Доробо сяруни! Так здороваются нганасане!

Приветствуем Вас, дорогие друзья!

Ведущий 1.

Всем улыбок и цветов,
Всем родных и мудрых слов,
Всем крылатых новостей
Мы встречаем здесь друзей!

Ведущий 2.

Таймыр – самая северная часть Азии, суровый край, овеянный легендами и ледяными ветрами.

Ведущий 1.

9 месяцев в году на Таймыре свирепствует Хозяйка – Зима. Солнце надолго покидает арктическое небо. Очень страшны те дни, когда мороз поднимается с пургой. В такое время трудно и людям и всему живому в тундре.

Ведущий 2.

И все-таки, северные народы любят больше всего на свете свою землю, солнце, людей, животных, растения, свой дом – край, в котором они живут!

Ведущий 1.

Таймырские снега. Мой север – бараксан.
Просторно, высоко и сердцу и глазам.
Еще и оттого душа моя поет, что древние хранит обычаи народ.
Не выветрились, нет, не сгинули в золе обычаи
Пускай народы на Земле узнают их…

(Чтение стихотворения “Признание в любви” – автор долганская поэтесса Огдо Аксенова, на экране слайды о красоте: цветы, животные, птицы, люди)

Все, что дарит людям счастье и добро – это всё БАРАКСАН!

Ведущий 2.

Бараксан – выражение радости, ликования.

Ведущий 1.

И земля – бараксан.

Ведущий 2.

И река – бараксан,

Ведущий 1.

И человек – бараксан,

Ведущий 2.

И олень – бараксан.

Ведущий 1.

“О,бараксан!” – так говорят долганы, когда видят красивые просторы Тундры – солнце, небо, начало весны!

Выступает ___________________________________________________

Ведущий 2.

Сегодня мы будет прославлять Таймырскую землю, край, в котором мы живем, где многие из вас родились, сделали свои первые шаги, произнесли свои первые слова.

Ведущий 1.

Мы живем на Севере – крае удивительных северных сияний. Северу всегда найдется, чем удивить – величие и простор, богатство недр и строгая, неброская красота природы.

Ведущий 2.

На необъятных просторах полуострова тысячи озер и речушек, бесчисленное множество сопок, а с юга возвышаются могучие горы.

Ведущий 1.

Местность тундры до горизонта покрыта низкорослой растительностью – деревьев здесь практически нет – только кустарники. И все же очень красива тундра летом, вся она покрыта ярким цветочным ковром.

Какие растения тундры вы знаете? ____________________________________

Ведущий 2.

А еще тундра богата ягодами. Отгадайте их название.

Ведущий 1.

Ягода душистая на солнце серебристая

Голубого цвета – дар Таймырского лета. /Голубика/

Ведущий 2.

Голубика содержит сахар, и витамин С. Из нее варят кисели, варенье.

Ведущий 1.

Оранжевая, яркая, сочная, сладкая, очень ароматная

Любит она солнышко Северного края,

Тундру и болото – кто она такая? /Морошка/

Ведущий 2.

Морошка считается лакомством, способна предотвратить многие заболевания, богато витамином С.

Ведущий 1.

Листики с глянцем, ягодки с румянцем

А сами кусточки не выше почки. /Брусника./

Ведущий 2.

Ягода богата сахаром, витамином С. Из листьев брусники делают отвары, настои. Отваром полезно полоскать горло при простуде.

Выступает ___________________________________________________

Ведущий 1.

На Таймыре обитает много животных, которые приспособились жить в суровых условиях Крайнего Севера. Ведь здесь очень долгая зима и короткое, но очень долгожданное лето.

Ведущий 2.

Большинство животных имеют красивый теплый мех, поэтому он высоко ценится.

Ведущий 1.

Отгадайте загадки. О каких животных идет речь.

Ведущий 2.

Она белая, как ватка –
Эта тундровая … /куропатка/

Ведущий 1.

Прыг да скок, замрет, глядит.
И каждого бежит.
Белый он и на снегу
Не заметен никому.
И следы, его, как танец –
Это наш трусишка … /заяц/

Ведущий 2.

Ищет ягель он копытом,
А рога бросают тень
Вы, конечно, догадались –
Это северный …/ олень/

Ведущий 1.

В тундре он всем главный враг,
Любит он глухой овраг.
Причиняет много бед,
Рыщет, чтоб найти обед.
На него картечь – вот толк-
Это кровожадный… /волк/

Ведущий 2.

Крылья белы, как бумага
Глаз, как блюдце,
Лапка – лапа,
Мощный клюв и не мала
Она – полярная – …/сова/

Ведущий 1.

И красив, и быстр, и ловок,
Сотня у него уловок,
Леммингов по тундре гонит,
А его охотник ловит.
Кто пушистый наш хитрец?
Угадали вы – … / песец/

Ведущий 2.

Северные реки и моря богаты рыбой, которую мы все с удовольствием едим.

Ведь в рыбе есть незаменимые вещества для питания человека.

Ведущий 1.

Какие вы знаете северные породы рыб: Сиг, чир, ряпушка, таймень, корюшка, нельма, омуль, пелядь, налим, муксун, щука, осетр.

Выступает ___________________________________________________

Ведущий 2.

Мы живем на Таймыре, в краю суровом и удивительном. Северная природа щедра на дары – бесценная пушнина, рыба, дичь и оленина. Таймырская земля богата и полезными ископаемыми. Но главное богатство этого полуострова – это люди, населяющие его, их культура – обряды и обычаи.

Ведущий 1.

Давайте с ними познакомимся.

Долганы, ненцы, энцы, нганасаны, эвенки, так называют малочисленные народности Севера.

Ведущий 2.

Чтобы стать по-настоящему полезным для своей родной земли, надо хорошо знать все о своем крае, о народах, живущих на этой земле: обычаи, традиции, быт, фольклор, искусство, занятия, то есть их образ жизни.

Ведущий 1.

Культуру этих народностей надо сохранять и развивать, потому что если утрачена культура, исчезает и народ– носитель этой культуры.

Ведущий 2.

В тундре нет городов и поселков, люди, живущие здесь, кочуют по бескрайним северным просторам.

Ведущий 1.

Тундра справа, тундра слева
Тундра рядом и вдали
Край суровый, Крайний Север
Крайний пост моей земли.

Ведущий 2.

Народы Севера перемещаются по тундре, переезжая с места на место, вслед за стадами оленей, живя в гармонии с суровой северной природой, получая от нее все необходимое для жизни.

Ведущий 1.

Жилище северных народов называется Чумом. Ходят они в одежде из оленьих шкур, которые называются – малица или парка, а теплая обувь – унты или унтайки. В основном жители занимаются охотой и рыбалкой. Мужчины – оленеводы, а женщины воспитывают детей и ведут домашнее хозяйство, а также мастерят из оленьей кожи и бисера.

Ведущий 2.

Древняя земля Таймыра – это земля вековых традиций, требующая к себе почтения и любви. У народов Таймыра – особенные культурные традиции. Это хранимое веками и дошедшее до нас устное народное творчество. Сказки и сказания мифы и легенды Таймыра бережно передавались от одного поколения другому.

В зале гаснет свет. Звучит барган.

Ведущий 1.

В давние, давние времена. Когда, сказывали старики, лед и снег по всей тундре не таяли, а солнце над землей было только красным кругом. Жил в одном из стойбищ храбрый охотник. Не мог он жить спокойно, если не совершит для людей доброе дело. (На этих словах выходит на сцену охотник, садится возле очага, вынимает трубку). Однажды охотник, покуривая трубку возле очага в чуме, задумался…

Ведущий 2.

Охотник: почему это от костра так тепло. А от нашего солнечного круга нет тепла? Наверное, потому, что в костер бросают дрова, а в красный круг ничего не бросают. Да и как туда забросишь? А вот если из лука пустить стрелу? Долетит, наверное, стрела, если пустить ее из большого лука. Тогда красный круг получит пищу для своего маленького огня. Вот только одной стрелы, наверное, мало. Надо всем пускать стрелы в красный круг, тогда он будет гореть, и давать всем тепло.

Ведущий 1.

Сделали люди большие луки. Много дней подряд пускали они стрелы в солнце. Через некоторое время люди стали замечать, что с каждым днем становилось все светлее и теплее. В тундру пришли белые ночи. А стрелы, что пускали охотники в красный круг, стали лучами теплого солнца.

(На протяжении всего рассказа этой легенды свет в зале постепенно прибавлялся, и на финале в зале стало светло). Затихает барган. Уходит охотник. Появляется на сцене шаман. Он камлает с бубном. Затем произносит заклинание:

Шаман.

Коу-нямы, имитидима, иготуомао, мынг нялымты. О, коума сидай моптоди!

Солнце-мать, мать моей матери, покажись, нам радость принеси, если будем хорошо жить, то свети, солнце, ярко!

Ведущий 2.

Не случайно все народности севера любят солнце, ведь оно редкий гость в суровом краю. В честь него, местные жители и праздник придумали – встреча долгожданного солнца! Как он называется? (ХЭЙРО)

Выступает ___________________________________________________

Ведущий 1.

Когда наступают яркие солнечные весенние дни, местные жители выходят на улицы, прославлять солнце, людей, животных весь свой любимый край восклицанием “Бараксан!”

Ведущий 2.

В это время принято веселиться, развлекаться, играть в старинные северные игры, украшать традиционные изделия из оленьих шкур ярким бисером, угощать друзей национальными северными блюдами.

Ведущий 1.

Вот и мы с вами сегодня почувствуем себя по-настоящему коренными жителями Таймыра. Оленеводами и рыболовами, мастерицами и радушными хозяевами.

Ведущий 2.

Самыми верными друзьями местных жителей являются олени. Ведь без них трудно прожить в суровых условиях тундры.

Конкурс оленеводов. 4 человека. Запрячь оленя (скакалкой), добежать до стойки – взять приз и вернуться на место.

Ведущий 1.

Как вы знаете, в северных реках водится много рыбы, поэтому местные жители часто отправляются на рыбалку.

Улов богат, иль не богат, -
Тем, что поймал. Рыбак, делиться с каждым рад.
А если полон дом достатка и тепла.
Живи и грейся в нем, не упрекнут тебя.

Конкур рыболов. 2 участника. Удочкой выловить как можно больше рыбок из проруби за 20-30секунд.

Ведущий 2.

Парка с ярким шитьем
На девичьих плечах.
Брызжет бисер огнем –
Рукава в кружевах.

Ведущий 1

Сейчас я приглашаю двух девушек. Конкурс на лучшую мастерицу.

На суконном полотне,
Ровной строчкой к ряду в ряд,
Словно буквы на листе
бисериночки лежат.
За иголочки возьмитесь!
Мастерицы, потрудитесь!

Кто из вас сможет быстрее, ровнее и аккуратнее вышить ровную строчку из бисера?

Ведущий 2.

Если человек – гость издалека.
Ты ему скажи: вот моя рука!
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой,
Сердцем щедрым, словом с огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом.

Конкурс “Угощение” Игра с залом – вопросы-ответы

Ведущий 1.

Как называется блюдо – из вяленой оленины – юкола

Ведущий 2.

Напиток из свежих ягод – морс

Ведущий 1.

Замороженная рыба, нарезанная тонкими ломтиками – строганина.

Ведущий 2.

Свежая маринованная рыба с луком

Вот мы и побывали с вами на замечательной северной земле – с прекрасным названием Таймыр.

Ведущий 1.

Я с малых лет люблю Таймыр
Укрытый тундровым ковром.
Здесь родина моя, мой мир,
Мои снега и теплый дом.

Ведущий 2.

Земля моя из года в год
Богаче, радостней, сильней
Здесь крепкий северный народ
Живет под солнцем новых дней

Ведущий 1.

Любите Таймыр – наш дом, наш край.

Ведущий 2.

Наша радость, как песня,
Как слава летит…
Край родимый такими.
Как мы знаменит.

Ведущий 1.

Наш Таймыр – край родной
Мы навеки с тобой!
Рады снегу, ветрам
Север наш – Бараксан!

Звучит музыка национальная музыка дети выходят из зала