Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, ориентируют образование на новое понимание воспитательно-образовательного процесса. Если раньше основная задача заключалась в передаче учащемуся знаний, то сегодня приоритет отдаётся идее развития личности ребёнка, самореализации его личностного потенциала. Проблема развития личности диктуется потребностями практики, следовательно, школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменившихся условиях современной действительности. Ведь неважно, сколько ученик может усвоить по подражанию, а важно то, сколько он может достигнуть самостоятельно при решении новых проблем, какова у него способность к приобрете6нию новых знаний и интеллектуальная способность к учению.
Сегодня перед школой ставится задача воспитания самостоятельной, творческой личности, начиная с первых дней обучения, когда учащиеся только начинают осваивать учебную деятельность.
Решение данной задачи возможно в процессе деятельности, носящей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях, не опасаться, что оно будет не совсем правильным. Одним из видов такой деятельности является проектная.
Цели.
- Познакомить детей со структурой определения и его разновидностями.
- Стимулировать познавательный интерес учащихся к толковому словарю.
- Формировать понятийное мышление у младших школьников.
- Совершенствовать детские учебные взаимодействия.
Тип проекта:
- исследовательский, практико-ориентированный;
- межпредметный;
- групповой;
- среднесрочный.
Этапы проекта
I. Подготовительный (выбор темы).
Постанова проблемы:
- Ребята, попробуйте дать определение некоторым словам, связанным со школьной жизнью (Например, “класс”, “друг”, “работа”). (Класс – место, где мы учимся. Класс – мои одноклассники. Класс – это когда очень здорово.)
- У вас получаются разные определения. Почему? (Мы не знаем точного оределения.)
- Составить правильное и точное определение не так-то просто, но и интересно.
II. Выбор подтемы.
- Ребята, какие у вас будут предложения, идеи?
- Подводя итог, я хочу вам предложить создать оригинальный словарь: не просто определение понятия, но и стихотворные, юмористические определения, в виде загадок. Согласны? И ещё, исходя из того, что объём должен быть доступен, предлагаю создать оригинальный толковый словарь, посвящённый начальной школе, при этом включать в него слова не на все буквы алфавита, а лишь на те, которые являются начальными каждого из цветов радуги.
- Итак, тема проекта “Радужный толковый словарь”.
- Наша главная цель: издание общеклассного “Радужного толкового словаря” на основе индивидуальных проектов, который был бы интересен для самого широкого круга читателей, для тех, кто собирается в школу, кто учится в ней, кто недавно или очень давно её закончил.
- Ребята, перед вами стоит непростая задача: научиться формулировать определения, развивать точность речи, выделять существенную информацию из разных текстов.
III. Сбор информации.
- Давйте обсудим как мы будем это делать. (Объединиться в микрогруппы, обсудить как делать определения, где собирать информацию, с кем советоваться)
- Итак, подводя итог у нас примем план работы:
- В микрогруппах попытаться обсудить, открыть правило, по которому составлены все определения из учебных прграмм, из толкового словаря.
- Обсудить результаты всем классом с учителем.
- Каждый etybr самостоятельно разрабатывать оформление и содержание своего словаря, готовить и осуществлять его презентацию.
- Класс делится на группы:
- рецензентов (будут отбирать лучшие определения в общеклассный словарь),
- художников-оформителей (будут разрабатывать дизайн-проект обложки, страниц выполнять необходимые иллюстрации),
- наборщиков страниц текста (работа на компьютере),
- редакторов (составление предисловия, заключения, приём готовой работы).
Критериями оценки качества определения и выбора лучших признаются полнота, точность и оригинальность.
IV. Работа над проектом.
На этом этапе начинается выполняется проект в соответствии с составленным планом, каждый работает в своём темпе, при необходимости может советоваться с одноклассниками и учителем, при желании часть работы выполняется дома.
V. Презентация индивидуальных проектов.
На этом этапе каждый ребёнок рассказывает о своей работе: что получилось, в чём было затруднение. Одноклассники отмечают лучшие определения, оригинальные находки в оформлении.
VI. Работа над общеклассным проектом.
На этом этапе идёт работа в группах. Перед началом повторяем правила работы в группе.
- Команда рецензентов выбирает лучшие определения. В случае затруднений на помощь вызывается весь класс. Приглашается учитель, если есть какие-либо вопросы и трудности.
- Команда художников выбирает лучшее оформление, выполняют иллюстрации.
- Команда наборщиков текста работает на компьютере, после того как рецензенты приготовят определения.
- Команда редакторов составляет предисловие, заключение. Под наблюдением учителя принимают и собирают готовые работы других групп.
Если некоторые определения не были составлены никем из ребят, то эта работа ведётся вместе с учителем сообща на базе нескольких, отобранных рецензентами. К некоторым понятиям можно дать несколько определений, если выбрать самое лучшее из них не удалось. (Приложение)
VII. Итог работы.
После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями с одноклассниками и учителем, высказывают свои размышления в мини-сочинениях, отрывки из которых оформляются “вместо заключения” в общем “Радужном толковом словаре”. Ребята могут поделиться мнением, чему научила их работа над словарём, какие были трудности, достижения, эмоциональные переживания.
Приложение
Предполагаемые определения детских оригинальных толкований
Женский род – 1) весьма капризная категория, которая даётся некоторым существительным на всю жизнь, а прилагательные в единственном числе и глаголы в прошедшем времени могут менять свой женский род на более приглянувшийся; 2) милая, прекрасная и добрая половина человечества.
Косичка – вид причёски девочки, создаваемый особым переплетением прядей волос, служащий украшением и очень популярный в первом классе. Для мальчиков же это предмет, дёргая за который можно выразить симпатию к его обладательнице.
Секрет – это очень интересная и важная информация, рассказанная другом или подругой, которой так и хочется поделиться с кем-нибудь, но сделать это не позволяет обещание держать язык за зубами.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.
- Проектная деятелность в начальной школе / авт. – сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.: ил.
- Горячев А.В. Пректная деятельность в Образовательной системе “Школа 2100”. / А.В. Горячев // Начальная школа. – 2004. - № 5. – С. 3-8.
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт. – сост. И.Н.Корбакова, Л.В. – Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.
Литература