Тип урока: конкретизация открытого способа.
Цель урока: организовать практику в заполнении таблицы (представление результатов исследования в виде таблицы); привитие навыков здорового образа жизни: правильное питание; формирование коммуникативных и социальных компетентностей.
Метод: исследование.
Форма организации работы: групповая.
Оборудование: упаковки от продуктов питания; таблица “Наиболее вредные пищевые добавки” (Приложение 1); таблица расшифровки пищевых добавок (Приложение 2); таблица для заполнения (Приложение 3).
Ход урока
1. Целеполагание.
У: Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о здоровом образе жизни. Что включает в себя понятие: здоровый образ жизни?
Д: Занятия спортом, подвижные игры, прогулки, отказ от вредных привычек, правильное питание.
У: Почему важно правильно питаться?
Д: Потому что неправильное питание может привести к заболеваниям органов пищеварения.
У: Задумываетесь ли вы над тем, что вы едите?
Д: Чаще всего нет?
У: А почему?
Д: Едим то, что вкусно.
У: Например?
Д: Чипсы, кириешки, шоколад, газированные напитки и т.д.
У: Всегда ли то, что вы употребляете в пищу полезно?
Д: Не знаем, не думаем об этом.
У: Сегодня на урок, по моей просьбе, вы принесли упаковки от продуктов. Знаете ли вы, что входит в их состав?
Д: Не всегда знаем, но можем прочитать на упаковке.
У: Есть Закон о защите прав потребителей, в котором производителя обязываю указывать состав продукта на упаковке. Но мы, чаще всего, не задумываемся об этом. А зря! В состав некоторых продуктов входят пищевые добавки, которые могут навредить нашему здоровью. Пищевые добавки принято обозначать буквой Е: консерванты, красители. Исследования показали, что ряд таких веществ составляет серьезную угрозу для здоровья.
Давайте рассмотрим таблицы: Наиболее вредные пищевые добавки” (Приложение 1); таблица расшифровки пищевых добавок (Приложение 2).
Сегодня мы с вами поведем исследование: вам необходимо ознакомиться с составом продуктов на упаковке, определить есть ли их составе вредные пищевые добавки и какой вред они наносят организму. Результат исследования будем записывать в таблицу (Приложение 3).
2. Работа в группах.
Во время самостоятельной работы учащихся в группах учитель может оказывать индивидуальную помощь.
3. Представление результатов работы групп. Обсуждение результатов.
Например:
Название продукта | Наличие или отсутствие пищевых добавок | Вредные пищевые добавки | Воздействие добавок на организм |
ЛАЙТ | + | Е631 Е627 |
РК (расстройство кишечника) РК |
Хруст тайм | + | Е330 Е627 |
Р (ракообразующие) Р |
ЛЭЙС | + | Лимонная кислота Е330 Экстракт паприки Е160 |
Р (ракообразующие) ВК (вреден для кожи) |
4. Итог урока.
У: Вы узнали, какие вредные пищевые добавки входят в состав ваших любимых продуктов. Есть ли у вас желание теперь принимать их в пищу?
Д: Будем стараться не покупать эти продукты.
У: Можете ли вы сейчас дополнить ответ на вопрос: Что значит правильно питаться?
Д: Правильно питаться – это не только соблюдать режим питания, но по возможности исключить продукты, которые содержат вредные пищевые добавки. И прежде чем купить продукт, нужно внимательно ознакомиться с составом на упаковке.
У: А какими другими полезными продуктами можно заменить чипсы, кириешки, газированные напитки?
Д: Компотами, сухариками собственного приготовления, фруктами, овощами, и т.д.
5. Домашнее задание.
Придумайте рекламу продуктов здорового питания: рисунок, стихотворение, ролик и т.д.
Приложение 1
Таблица “Наиболее вредные пищевые добавки Е”
Приходя в магазин, мы постоянно сталкиваемся с продуктами, в состав которых входят различные пищевые добавки Е: консерванты, красители, эмульгаторы и т.д. Исследования показали, что целый ряд таких веществ представляет серьезную угрозу для здоровья.
Ниже приводится таблица НАИБОЛЕЕ ВРЕДНЫХ пищевых добавок Е.
В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями. Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.
Пищевая | Вредное | Пищевая | Вредное | Пищевая | Вредное | Пищевая | Вредное |
добавка | действие | добавка | действие | добавка | действие | добавка | действие |
Е 102 | О! | Е 180 | О! | Е 2Р0 | Р | Е 463 | РХ |
Е 103 | (3) | Е 201 | О! | Е 281 | Р | Е 465 | РХ |
Е 104 | П | Е 210 | Р | Е 282 | Р | Е 466 | РХ |
Е 105 | (3) | Е 211 | Р | Е 283 | Р | Е 477 | П |
Е 110 | О! | Е 212 | Р | Е 310 | С | Е 501 | О! |
Е 111 | (3) | Е 213 | Р | Е 311 | С | Е 502 | О! |
Е 120 | О! | Е 214 | Р | Е 312 | С | Е 503 | О! |
Е 121 | (3) | Е 215 | Р | Е 320 | X | Е 510 | ОО!! |
Е 122 | П | Е 216 | Р(3) | Е 321 | X | Е 513Е | ОО!! |
Е 123 | ОО!! (3) | Е 219 | р | Е 330 | Р | Е 527 | ОО!! |
Е 124 | О! | Е 220 | О! | Е 338 | РХ | Е 620 | О! |
Е 125 | (3) | Е 222 | О! | Е 339 | РХ | Е 626 | РК |
Е 126 | (3) | Е 223 | О! | Е 340 | РХ | Е627 | РК |
Е 127 | О! | Е 224 | О! | Е 341 | РХ | Е 628 | РК |
Е 129 | О! | Е 228 | О! | Е 343 | РК | Е629 | РК |
Е 130 | (3) | Е 230 | Р | Е 400 | О! | Е 630 | РК |
Е 131 | РР | Е 231 | ВК | Е 401 | О' | Е 631 | РК |
Е 141 | П | Е 232 | ВК | Е 402 | О! | Е 632 | РК |
Е 142 | Р | Е 233 | О! | Е 403 | О! | Е633 | РК |
. Е 150 | П | Е 239 | ВК | Е 404 | О! | Е 634 | РК |
Е 151 | ВК | Е 240 | Р | Е 405 | О! | Е 635 | РК |
Е 152 | (3) | Е 241 | П | Е 450 | РХ | Е 636 | О! |
Е 153 | Р | Е 242 | О! | Е 451 | РХ | Е 637 | О! |
Е 154 | PK. РД | Е 249 | Р | Е 452 | РХ | Е907 | С |
Е 155 | О! | Е 250 | РД | Е453 | РХ | Е 951 | ВК |
Е 160 | ВК | Е 251 | РД | Е454 | РХ | Е952 | (3) |
Е 171 | П | Е 252 | Р | ,Е 461 | РХ | Е954 | Р |
Е 173 | Пп | Е 270 | О! д/детей | Е 462 | РХ | Е 1105 | ВК |
Условные обозначения вредных воздействий добавок:
О! — опасный
()()!! — очень опасный
('З) — запрещенный
РК — вызывает кишечные расстройства
РД — нарушает артериальное давление
С — сыпь
Р — ракообразуюший
РЖ — вызывает расстройство желудка
Х — холестерин
П — подозрительный
ВК — вреден для кожи
Приложение 2
Таблица расшифровки пищевых добавок
Экстракт паприки, капсантин, капсорубин | Е 160 |
Бензонат натрия | Е 211 |
Лимонная кислота | Е 330 |
Инозинат натрия | Е 631 |
Гуанилат натрия | Е 627 |
Приложение 3
Название продукта | Наличие или отсутствие пищевых добавок (+ или -) | Вредные пищевые добавки | Воздействие добавок на организм |