Урок окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни. Правильное питание"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: конкретизация открытого способа.

Цель урока: организовать практику в заполнении таблицы (представление результатов исследования в виде таблицы); привитие навыков здорового образа жизни: правильное питание; формирование коммуникативных и социальных компетентностей.

Метод: исследование.

Форма организации работы: групповая.

Оборудование: упаковки от продуктов питания; таблица “Наиболее вредные пищевые добавки” (Приложение 1); таблица расшифровки пищевых добавок (Приложение 2); таблица для заполнения (Приложение 3).

Ход урока

1. Целеполагание.

У: Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о здоровом образе жизни. Что включает в себя понятие: здоровый образ жизни?

Д: Занятия спортом, подвижные игры, прогулки, отказ от вредных привычек, правильное питание.

У: Почему важно правильно питаться?

Д: Потому что неправильное питание может привести к заболеваниям органов пищеварения.

У: Задумываетесь ли вы над тем, что вы едите?

Д: Чаще всего нет?

У: А почему?

Д: Едим то, что вкусно.

У: Например?

Д: Чипсы, кириешки, шоколад, газированные напитки и т.д.

У: Всегда ли то, что вы употребляете в пищу полезно?

Д: Не знаем, не думаем об этом.

У: Сегодня на урок, по моей просьбе, вы принесли упаковки от продуктов. Знаете ли вы, что входит в их состав?

Д: Не всегда знаем, но можем прочитать на упаковке.

У: Есть Закон о защите прав потребителей, в котором производителя обязываю указывать состав продукта на упаковке. Но мы, чаще всего, не задумываемся об этом. А зря! В состав некоторых продуктов входят пищевые добавки, которые могут навредить нашему здоровью. Пищевые добавки принято обозначать буквой Е: консерванты, красители. Исследования показали, что ряд таких веществ составляет серьезную угрозу для здоровья.

Давайте рассмотрим таблицы: Наиболее вредные пищевые добавки” (Приложение 1); таблица расшифровки пищевых добавок (Приложение 2).

Сегодня мы с вами поведем исследование: вам необходимо ознакомиться с составом продуктов на упаковке, определить есть ли их составе вредные пищевые добавки и какой вред они наносят организму. Результат исследования будем записывать в таблицу (Приложение 3).

2. Работа в группах.

Во время самостоятельной работы учащихся в группах учитель может оказывать индивидуальную помощь.

3. Представление результатов работы групп. Обсуждение результатов.

Например:

Название продукта Наличие или отсутствие пищевых добавок Вредные пищевые добавки Воздействие добавок на организм
ЛАЙТ + Е631

Е627

РК (расстройство кишечника)

РК

Хруст тайм + Е330

Е627

Р (ракообразующие)

Р

ЛЭЙС + Лимонная кислота Е330

Экстракт паприки Е160

Р (ракообразующие)

ВК (вреден для кожи)

4. Итог урока.

У: Вы узнали, какие вредные пищевые добавки входят в состав ваших любимых продуктов. Есть ли у вас желание теперь принимать их в пищу?

Д: Будем стараться не покупать эти продукты.

У: Можете ли вы сейчас дополнить ответ на вопрос: Что значит правильно питаться?

Д: Правильно питаться – это не только соблюдать режим питания, но по возможности исключить продукты, которые содержат вредные пищевые добавки. И прежде чем купить продукт, нужно внимательно ознакомиться с составом на упаковке.

У: А какими другими полезными продуктами можно заменить чипсы, кириешки, газированные напитки?

Д: Компотами, сухариками собственного приготовления, фруктами, овощами, и т.д.

5. Домашнее задание.

Придумайте рекламу продуктов здорового питания: рисунок, стихотворение, ролик и т.д.

Приложение 1

Таблица “Наиболее вредные пищевые добавки Е”

Приходя в магазин, мы постоянно сталкиваемся с продуктами, в состав которых входят различные пищевые добавки Е: консерванты, красители, эмульгаторы и т.д. Исследования показали, что целый ряд таких веществ представляет серьезную угрозу для здоровья.

Ниже приводится таблица НАИБОЛЕЕ ВРЕДНЫХ пищевых добавок Е.

В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями. Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Пищевая Вредное Пищевая Вредное Пищевая Вредное Пищевая Вредное
добавка действие добавка действие добавка действие добавка действие
Е 102 О! Е 180 О! Е 2Р0 Р Е 463 РХ
Е 103 (3) Е 201 О! Е 281 Р Е 465 РХ
Е 104 П Е 210 Р Е 282 Р Е 466 РХ
Е 105 (3) Е 211 Р Е 283 Р Е 477 П
Е 110 О! Е 212 Р Е 310 С Е 501 О!
Е 111 (3) Е 213 Р Е 311 С Е 502 О!
Е 120 О! Е 214 Р Е 312 С Е 503 О!
Е 121 (3) Е 215 Р Е 320 X Е 510 ОО!!
Е 122 П Е 216 Р(3) Е 321 X Е 513Е ОО!!
Е 123 ОО!! (3) Е 219 р Е 330 Р Е 527 ОО!!
Е 124 О! Е 220 О! Е 338 РХ Е 620 О!
Е 125 (3) Е 222 О! Е 339 РХ Е 626 РК
Е 126 (3) Е 223 О! Е 340 РХ Е627 РК
Е 127 О! Е 224 О! Е 341 РХ Е 628 РК
Е 129 О! Е 228 О! Е 343 РК Е629 РК
Е 130 (3) Е 230 Р Е 400 О! Е 630 РК
Е 131 РР Е 231 ВК Е 401 О' Е 631 РК
Е 141 П Е 232 ВК Е 402 О! Е 632 РК
Е 142 Р Е 233 О! Е 403 О! Е633 РК
. Е 150 П Е 239 ВК Е 404 О! Е 634 РК
Е 151 ВК Е 240 Р Е 405 О! Е 635 РК
Е 152 (3) Е 241 П Е 450 РХ Е 636 О!
Е 153 Р Е 242 О! Е 451 РХ Е 637 О!
Е 154 PK. РД Е 249 Р Е 452 РХ Е907 С
Е 155 О! Е 250 РД Е453 РХ Е 951 ВК
Е 160 ВК Е 251 РД Е454 РХ Е952 (3)
Е 171 П Е 252 Р ,Е 461 РХ Е954 Р
Е 173 Пп Е 270 О! д/детей Е 462 РХ Е 1105 ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О! — опасный

()()!! — очень опасный

('З) — запрещенный

РК — вызывает кишечные расстройства

РД — нарушает артериальное давление

С — сыпь

Р — ракообразуюший

РЖ — вызывает расстройство желудка

Х — холестерин

П — подозрительный

ВК — вреден для кожи

Приложение 2

Таблица расшифровки пищевых добавок

Экстракт паприки, капсантин, капсорубин Е 160
Бензонат натрия Е 211
Лимонная кислота Е 330
Инозинат натрия Е 631
Гуанилат натрия Е 627

Приложение 3

Название продукта Наличие или отсутствие пищевых добавок (+ или -) Вредные пищевые добавки Воздействие добавок на организм