Цели урока:
- учить пересказывать сказку;
- развивать умение ставить вопросы к сказке;
- воспитывать уважительное отношение к родителям.
Оборудование: учебник, карточки с надписями, детские рисунки, выставка книг.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
1. Чтение сказки по ролям. (Распределение учителем ролей)
1 часть:
автор
падишах
юноша
старик
визирь
2 часть
автор
падишах
юноша
старик
- Дома вы должны были составить вопросы к сказке.
- Чьи вопросы вам больше понравились? Почему? (Дети отвечают на вопросы своих товарищей)
- Как случилось, что падишах сменил свой жестокий приказ? (Падишах понял, что старики тоже бывают полезные, они учат молодых жизни)
2. Работа над содержанием сказки.
- На прошлом уроке мы составляли план сказки. Откройте свои тетради.
- Как озаглавили 1 пункт плана? (“Все равно от них нет никакой пользы”)
- Давайте перескажем эту часть рассказа.
- Как вы озаглавили второй пункт плана? (“Дерево с гнездом и драгоценный камень”)
- Давайте расскажем о том, что приказал своим визирям падишах.
- Почему визири придумали следующую загадку.
- Прочитайте об этом в книге. (Выборочное чтение)
- Как озаглавили следующий пункт плана? (“Жеребята”)
- Давайте расскажем, что дальше случилось?
- Почему в 3 раз падишах не поверил юноше, что он сам отгадал загадку?
- Давайте озвучим этот пункт плана и расскажем о третьей загадке. ( “Самая трудная загадка”)
- Почему падишах отменил свой жестокий приказ?
3. Беседа о сказочных приметах.
- Согласны ли вы с тем, что прочитанное произведение – сказка?
- Что здесь сказочного?
- Найдите сказочные приметы.
Зачин.
Троекратный повтор.
Победа добра.
Наличие архаизмов.
Устойчивые словосочетания.
Концовка сказки.
- Почему в этой сказке нет волшебных героев?
- Почему не происходят различные чудеса? (Потому что это не волшебная сказка)
Оказывается, бывают разные сказки.
- А какие волшебные сказки вы знаете? (А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке; В.Одоевский “Мороз Иванович”; литовская сказка “Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса”; Туве Янссон “Шляпа Волшебника”; Р.Толкин “Хоббит”)
Читали мы с вами и самые древние сказки, сказки о животных. В них звери разговаривают, ведут себя, как люди. Такие сказки называются анималистическими.
- Назовите эти сказки. (Лиса и журавль” - татарская народная сказка, “Лиса и тетерев”, “Теремок”, “Зимовье зверей”)
- А сказка “Мудрый старик” - какая? (Бытовая, от слова быт, повседневная жизнь)
В ней главные герои – люди. В основе этих сказок лежат смешные и поучительные истории, взятые из жизни. Вот почему нет волшебных героев, не происходят чудеса.
- А какие бытовые сказки мы читали? (“Три дочери”, “Каша из топора”)
4. Беседа о главной мысли сказки.
- Какой же мудростью богата эта сказка? Чему она учит? (Эта сказка учит уважительному отношению к старым людям)
- Как вы думаете, кто сочинил эту сказку: молодой или старый человек? Почему? (Такие загадки мог придумать только старый, опытный человек)
- Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
Это татарская народная сказка. А почему мы эту сказку читаем на русском языке?
- Как звучит татарское название сказки? (“Зирэк карт”)
МУДРЫЙ – в высшей степени разумный (из толкового словаря)
Вывод: Эта народная сказка учит многому: уважительному отношению к старости, благодарности за то, что старики делятся с молодыми своим жизненным опытом. Молодежи надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения, впитывать их мудрость, уроки жизни.
Итог урока.
- Какая пословица могла бы служить названием сказки?
“Корми деда на печи, сам будешь там”.
“Корни старые – ветки новые”.
“Без старых не проживешь”.
- Почему сказка называется “Мудрый старик”?
- Какие пословицы о мудрости, о знаниях вы знаете?
Мир освещается солнцем, а человек знаниями.
Мудрым никто не родился, а научился.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Кто любит науки, то не знает скуки.
Ученье – лучшее богатство.
Книга – лучший друг.
- Какая из пословиц ближе к содержанию сказки?
Умный отличен от глупого.
Умный грешит да поправить спешит: и порядок поставит, и дело исправит.
Ум – хорошо, а два лучше того.
- Что для себя взяли вы из этой сказки?
Домашнее задание: пересказ сказки по плану.