Цель урока: закрепить письменный прием деления многозначного числа на двузначное; отработать навык письменных вычислений, повторить алгоритмы сложения и вычитания, умножения.
Оборудование: «Рамка» для устного счета; книги В.Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина; карточки с заданиями, «Красная книга Северной Осетии».
Ход урока
I.
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим письменный прием деления на двузначное число. Кроме того, вы узнаете много интересного
1.Актуализация знаний
Учитель: Какое слово зашифровано на доске?
?523 | ?103 | ?220 | ?474 | ?771 | ?316 | ?508 | ?826 |
7 | 7 | 4 | 4 | 2 | 3 | 7 | 4 |
Дети: Экология
Учитель: Как вы понимаете, что такое экология?
Дети: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания, то есть, о связи человека, растений животных с воздухом, водой почвой.
2.Устное решение задачи.
Учитель: Что такое заповедник?
Дети: Заповедник – это охраняемый законом «участок» (горы. поля, леса, степи, реки, озера, и др.) на котором сохраняют исчезающие виды растений и животных.
Учитель: В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние годы было создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников в нашей стране?
Дети: 143 + 50 = 193 заповедника.
Учитель: Какие заповедники вы знаете?
Дети: Баргузинский заповедник, Цейский заповедник, Беловежская пуща, Северо–Осетинский государственный заповедник.
Учитель: Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений количество выбросов уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений.
Дети: В атмосферу выбрасывается 10 тонн сажи в год.
Учитель: На грани исчезновения находится 25000 видов растений. Какие растения занесены в Красную книгу нашей республики?
Дети: Эдельвейс кавказский, колокольчик, желтый тюльпан, первоцвет кавказский, чинара, подснежник, тис ягодный.
Учитель: Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем, за минуту муравьи приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Дети: 20 ? 60 = 1200 насекомых или 120 десятков.
Учитель: Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина (показать книги этих авторов).
II.
Учитель: Посмотрите на доску и решите примеры. Но сначала назовите компоненты действий сложения и вычитания.
Дети: Компоненты действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Учитель: Как найти неизвестное вычитаемое, слагаемое, уменьшаемое?
(Дети решают примеры и переворачивают листочки).
- столько жуков – короедов съедает за 1 день дятел.
- столько лет живет сосна.
- столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.
III. Закрепление письменного приема деления на двузначное число.
1. Решение у доски с объяснением примеров (деление в столбик)
8820 : 28;
2520 : 35
2. Самостоятельно ребята решают у доски примеры (деление в столбик)
630 : 18; 1700 : 25; 512 : 16; 1368 : 24; 1938 : 38; 1120 : 20
Учитель: Выберите карточки с нужными ответами. Если вы решили правильно, тот на обратной стороне карточки изображены растения и животные, занесенные в Красную книгу. Также на карточке есть дополнительные вопросы.
Вопрос 1. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (В 4 раза). На сколько лет дуб живет больше липы? (На 1500 лет).
Вопрос 2. Гусеница съедает за сутки 30 листьев. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц? (300 листьев). 100 гусениц? (3000 листьев).
Вопрос 3. Длина реки Терек 623 км, он на 113 км длиннее реки Урух. Какова длина реки Урух? (510 км).
Вопрос 4. Каштан очищает воздух города от выхлопных газов. В Москве 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов в Киеве? (50 тысяч).
Вопрос 5. Клен выделяет 2 кг 100 г кислорода в год, а вяз в 7 раз больше. Сколько кислорода выделяет вяз? (14 кг 700 г).
Вопрос 6. Из 250 тысяч видов растений Земли, 10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 тысяч).
IV. Работа над задачей.
Учитель: На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам 335 гусениц в день, пара дятлов – в 33 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов - в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
Учитель: О ком говорится в задаче?
Дети: О поползнях, скворцах и дятлах.
Ученик составляет краткую запись:
Поползни – 335 г.
Дятлы - ?, в 3 раза б , чем
Скворцы - ?, в 5 раз б , чем на ? г. б , чем
Учитель: Что надо узнать в задаче?
Ученик: На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
Учитель: Можем ли мы ответь на этот вопрос?
Ученик: Нет, так как не знаем, сколько гусениц приносят скворцы и дятлы.
Учитель: С чего мы начнем решать задачу?
Ученик: Сначала мы должны узнать, сколько гусениц приносят дятлы.
Учитель: Что говорится о дятлах?
Ученик: Они приносят в 3 раза больше гусениц, чем поползни.
335 ? 3 = 1005 (г) – дятлы.
Теперь мы узнаем сколько гусениц приносят скворцы. Они приносят их в 5 раз больше, чем поползни.
335 ? 5 = 1675 (г) – скворцы.
Мы можем ответить на вопрос задачи. Чтобы узнать на сколько гусениц скворцы приносят больше, чем дятлы, надо от большего числа отнять меньшее:
1675 – 1005 = на 670 (г) – больше.
Ответ: скворцы приносят на 670 гусениц больше, чем дятлы.
Учитель: Измените вопрос задачи так. Чтобы последним действием было сложение.
Ученик: Сколько всего гусениц в день приносят своим птенцам поползни, дятлы и скворцы.
V. Решение примеров по вариантам.
7791 : (1000 – 9979) + 1285 = 1656;
(13968 – 9756) : 18 + 5082 = 5316
Учитель: А теперь ответьте на вопросы и выберите нужную карточку. На обратной стороне вы прочтете ответ.
Вопрос 1. Кто обитает в лесу? (лиса)
Вопрос 2. Кто обитает в пустыне? (варан)
На доске карточки с ответами «лиса», «варан», «ондатра».
VI. Геометрический материал
Учитель: Площадь клумбы прямоугольной формы 184 м2. Ее длина 23 м. Какова ширина клумбы?
Ученик: Чтобы найти ширину клумбы, надо ее площадь разделить на длину.
184 : 23 = 8 (м) – ширина клумбы.
VII. Итог урока.
Учитель: Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового вы узнали?
Кроме знаний по математике, мы сегодня говорили с вами об экологии, о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливыми.
Просьба
Раненная птица в руки не давалась,
Раненная птица птицей оставалась.
Этот сонно давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье.
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как – то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненная птица!