Цели – на основе изучения материала темы:
- рассказать о правлении Бориса Годунова;
- определить причины Смуты;
- разобрать ход Смуты;
- познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами восстания Болотникова.
Основные понятия: Смута, народное восстание, самозванство.
Оборудование: карта Смута в России 1598 – 1613гг., презентация, тетради, карточки, учебники.
Важнейшие даты:
1598 – 1605гг. – царствование Бориса Годунова;
1605 – 1606гг. – царствование Лжедмитрия I:
1606г. – восстание Ивана Болотникова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
Вспомните, какова судьба сыновей Ивана Грозного? Обобщая ответы учащихся, учитель говорит: В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался, однако, еще и малолетний Дмитрий от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, “кротким” царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Власть Бориса Годунова всилу его личных качеств в тот период главным образом держалась на родстве с женой царя.
6 января 1598г умер царь Федор Иванович. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий.
В 1591 г в результате угличской драмы погиб малолетний Дмитрий, законный наследник царского престола. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали, многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.
2. Междуцарствие.
Царь Федор Иванович не оставил письменного завещения. По поводу его последней воли существует 2 версии. Одна из них исходила от правительства Бориса Годунова и гласила, что Федор “оставил державу” своей супруге, родной сестре Бориса, а своими душеприказчиками назначил патриарха Иова и Бориса Федоровича. По другой версии, подкрепленной свидетельствами современников, Федор наказал Ирине “принять иноческий образ” и остаток жизни провести и монастыре.
С первого же дня междуцарствия началась упорная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя. Среди желающих надеть на себя шапку Мономаха первыми называли представителей высшей знати – Федора Никитича Романова (родного племянника царицы Анастасии и двоюродного брата царя Федора) и “принцев крови” Василия, Дмитрия, Александра и Ивана Шуйских. Царь — божий помазанник: его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати Борис Годунов по своему родословию был одним из последних в ряду тех, кого аристократы ститали достойным занять первое место в государстве. По их глубокому убеждению, царем на Руси мог быть только князь Рюрикович, а Борис, который происходил не от “царского корени”, не мог и не должен был думать о царской короне. И все же в трудной, полной драматизма борьбе за корону, нелегкую победу в конечном счете одержал Годунов.
3. Правление Бориса Годунова.
Работа с Презентацией “Борис Годунов” <Приложение 4>.
По ходу показа презентации идёт рассказ о правлении Бориса Годунова.
В начале рассказа ставится вопрос: “В чём вы видите итоги царствования Бориса Годунова?”
4. Причины Смуты.
Рассказ учителя.
Учащиеся по ходу рассказа учителя записывают в тетрадь: причины Смуты.
1. Главной причиной обострения социальных противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей).
2. Обострение нужды и бедствий вследствие страшных результатов Опричнины и Ливонской войны
3. Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.
4. В 1601-03 гг. в стране разразился небывалый голод. Это непредвиденное трагическое событие сыграло едва ли не роковую роль в судьбе царя. Проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Наступил страшный голод, о котором Н.М.Карамзин писал: “Тогда началось бедствие, и вопль голодных встревожил царя. Не только гумна опустели, и четверть ржи возвысилась ценою от 12 и 15 денег до 3 рублей. Борис велел отворить царские житницы в Москве и других городах; убедил духовенство и вельмож продавать хлебные запасы свои также низкою ценою; отворил казну: в 4-х оградах, сделанных близ деревянной стены московской, лежали кучи серебра для бедных: ежедневно, в час утра, каждому давали 2 московки, деньгу или копейку, – но голод свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных, святительских, боярских, чтобы возвышать цену и торговать им с прибытком бессовестным: бедные, получая в день лишь копейку серебрянную, не могли питаться…” Последствия были тяжелыми, несмотря на мероприятия, призванные облегчить положение простых людей. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек, в селах и в других областях от голода и холодов еще несравненно более, зимой люди десятками замерзали на дорогах. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить скот, выгоняли слуг. На окраины, особенно южные и юго-западные бежало множество людей. Там скапливался горячий материал, готовый вспыхнуть в любое время. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей, которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова.
5. Кризис династии: пресечение Мужской ветви прявящего княжеско-царского московского дома.
5. Обострение обстановки.
Работа с к/ф “ История государства Российского” (Том XIII, серия № 16).
В 1603г началось восстание Хлопка. Оно вспыхнуло в юго-восточных уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел их предводитель, и других обездоленных людей. Восставшие громили дворянские имения. Их отряды собрались в огромное и двинулись к столице. Против “воров” было брошено большое войско во главе с молодым талантливым полководцем, окольничим И.Ф.Басмановым. В октябре 1603г оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его, погиб и главнокомандующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело сермяжную рать Хлопка. Его взяли в плен и казнили, как и многих повстанцев. Но другие спаслись, бежали туда, откула пришли: на юго-западные окраины.
Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Восстание Хлопка было кульминацией “голодных бунтов” 1601-03 гг и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.
6. Лжедмитрий I.
Работа с Презентацией “Лжедмитрий I” <Приложение 5>.
В результате работы с презентацией, ребята должны ответить на вопрос: “Лжедмитрий – авантюрист или расчётливый политик?”
6. Восстание под руководством Ивана Болотникова.
Учитель. По мере доклада вашего одноклассника заполняем таблицу.
Предводитель |
Иван Исаевич Болотников, военный холоп князя А.А. Телятевского |
Союзники |
П.Ляпунов, Г.Сумбулов, И. Пашков, Г.Шаховской, П.Горчаков,И.Муромец. |
Состав. |
Крестьяне, казаки, дворяне. |
Задачи. |
Свергнуть власть бояр, отменить “заповедные гола, “урочные лета”, посадить на престол России ЛжедмитрияI. |
Основные этапы. |
Лето 1606г. – поход Елец, Калуга, Серпухов. Октябрь 1606 – осада Москвы. Конец 1606 – 1607гг. – отступление к Калуге, Туле.расправа над участниками гражданской войны. |
III. Рефлексия.
Домашнее задание
- § 30 учебника В.И Буганов, А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до XVII века. – М.: Просвещение, 2006. – 336с.
- Подготовить доклады:
“Борис Годунов – исторический портрет.
“ Лжедмитрий, причины падения”.
Список литературы:
- Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993
- А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: АСТ, 1996
- А.П.Павлов. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). –Спб.: Наука, 1992
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1996.
- С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1990.
- Григорий Отрепьев – Новосибирск, 1990;
- Петрушевский А.Е. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. – Ярославль, 1994.
- В.И Буганов, А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до XVII века. – М.: Просвещение, 2006.