Цель урока: продолжить формирование понятий о моносахаридах, рассмотреть особенности строения альдегидоспиртов на примере глюкозы.
Задачи урока:
Обучающие:
сформировать понятие о линейном и циклическом строении молекулы глюкозы
закрепить умение решения задач на вывод молекулярных формул
продолжить формирование понятий о видах изомерии на примере ? и ? глюкозы
продолжить формирование практических умений по обращению с химическим оборудованием и реактивами.
2) Развивающие:
развивать познавательные умения: наблюдать и фиксировать данные, обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять результаты эксперимента.
3) Воспитывающие:
воспитание аккуратности при выполнении эксперимента;
воспитание коммуникативных умений;
воспитание патриотизма.
Форма проведения урока: самостоятельная познавательная деятельность учащихся в парах.
Метод обучения: исследовательский.
Оборудование и реактивы:
Спиртовка, спички, пробиркодержатель, две пробирки, аммиачный раствор оксида серебра, сульфат меди ( II ), гидроксид натрия, глюкоза.
Ход урока
1.Самостоятельная работа обучающихся по инструктивным картам.
2.Организация рефлексивного самоанализа урока обучающимися.
3.Домашнее задание §38 стр.203-205,209-210. № 1,2,9.
Инструктивная карта урока
ХИМИЯ 10 КЛАСС
Урок № 46
Глюкоза: состав, строение, нахождение в природе, физические свойства.
Новые понятия: гексоза, альдегидоспирты, -, - глюкоза.
I. Для изучения темы вам необходимо вспомнить из курса “Общей биологии”
1) Названия веществ, относящихся к
углеводам.
2) Какие вещества относятся к моносахаридам,
дисахаридам и полисахаридам?
3) Почему углеводы получили такое название?
4) Что называется атомностью спиртов и как
доказать многоатомность спирта? (стр. 148-149)
5) Какие вещества называются альдегидами, их
общую формулу и функциональную группу (стр.156).
6) Состав молекулы глюкозы (молекулярнуюформулу).
Обсудите ответы в паре, запишите ответы на вопросы 1, 2, 6.
II. Используя алгоритм решения задач на вывод молекулярной формулы по продуктам сгорания решите задачу (стр. 203.) Подтвердите правильность написанной вами молекулярной формулы глюкозы.
Решение задачи запишите в тетрадь.
Ш. Для установления класса органических веществ и функциональных групп глюкозы проделайте лабораторные опыты, описанные на стр. 204.
Лабораторный опыт №1 “Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).”
Используя стр. 204 составьте план проведения лабораторного опыта. Для успешного осуществления эксперимента необходимо вспомнить количество веществ при получении гидроксида меди (II), (стр.276).
План опыта “Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).”
1)
2)
3)
Обсудите план в паре, проделайте опыт, проверьте известным вам способом, не является ли глюкоза многоатомным спиртом.
В отчете напишите название опыта, наблюдения, объяснение наблюдаемых явлений условия протекания реакции, ответ на вопрос:
- какую функциональную группу вы обнаружили при помощи опыта?
Не содержит ли глюкоза других функциональных групп?
Лабораторный опыт №2 “ Окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра.”
Используя стр.204, 276. составьте план проведения лабораторного опыта.
План опыта “Окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра.”
1)
2)
3)
Обсудите план в паре, проделайте опыт; пользуясь соответствующими реактивами, проверьте наличие в ней альдегидной группы. Что вы установили?
В отчете напишите название опыта, наблюдения, объяснение наблюдаемых явлений условия протекания реакции, ответ на вопрос:
- какую функциональную группу вы обнаружили при помощи этого опыта?
На основании проделанных вами опытов определите класс органических веществ, к которому относится глюкоза ,запишите его.
IV. Попытайтесь составить структурную формулу глюкозы, зная дополнительно, что в молекуле глюкозы содержится пять гидроксильных групп и что атомы углерода в ней образуют неразветвленную цепь. Используя текст стр.204 проверьте составленную вами структурную формулу глюкозы.
(Обратите внимание на нумерацию атомов углерода и количество гидроксильных групп).
Укажите атомность глюкозы как спирта. Как называется сложный эфир глюкозы?
V. Доказано, что глюкоза существует не только в линейной форме, записанной вами в предыдущем задании, но и в циклических, называемых - глюкозой и -глюкозой. Циклические формы глюкозы различаются взаимным положением гликозидного гидроксила (найдите и запомните номер углерода у которого находится гликозидный радикал- стр.206-207) и гидроксильной группы при последнем атоме углерода (С6 ). Если эти группы находятся по разные стороны цикла, такое вещество называют - глюкозой, если по одну сторону - - глюкозой.
Запомните расположение гидроксильных групп при 2,3,4, атомах углерода(“подсказка” - под-над-под )
Расположение гликозидного радикала определяется начертанием букв
. Сравните: “головка снизу” (), головка сверху () : гидроксил наверху, гидроксил внизу.Запишите циклические формулы
и глюкозы в тетрадь.Какие вещества называются изомерами?
Можно ли
и глюкозу отнести к изомерам?Одинакова ли атомность линейной и циклических форм глюкозы?
VI
. Ознакомьтесь с физическими свойствами глюкозы: с ее внешним видом, растворимостью в воде. Результаты запишите. Вспомните из курса “Общей биологии”: во время какого процесса и в какую фазу образуется глюкоза, автора лекции “Космическая роль растений”, выдающегося русского ученого, прочитанной им в Лондонском королевском в 1903 году.В форме какого вещества хранятся запасы глюкозы в растениях? Ответы запишите.
С целью проверки ответов обращайтесь к тексту параграфа, ученику, работающему с вами в паре.
Организация рефлексивного самоанализа урока обучающимися
На пересечении соответствующих строк и столбцов поставьте знаки: “+”, “-”, “+-”, в зависимости от степени освоения материала урока:
Понятие | Запомнил запись формулы | Смогу легко воспроизвести запись формулы | Смогу использовать при записи уравнений |
Линейная форма глюкозы | |||
-глюкоза | |||
-глюкоза |
На пересечении соответствующих строк и столбцов поставьте знак “”, в соответствии с трудностями, возникшими в процессе урока:
Умения | Испытываю серьезные затруднения | Испытываю небольшие затруднения | Не испытываю затруднений |
Наблюдать, фиксировать данные опытов | |||
Объяснять наблюдаемые явления | |||
Умение решать задачи на вывод молекулярных формул |
Домашнее задание §38 стр.203-205,209-210. № 1,2,9.