Авторская программа для театра кукол "Изумрудный город"

Разделы: Внеклассная работа


Театр кукол существует очень давно. Древние народы верили, что и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, добрые духи. Чтобы молиться этим богам люди делали их изображения, больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головой, скалить зубы.

Постепенно такие зрелища стали похожи на театральные представления. На протяжении веков во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в Средние века в Европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивали человеческие пороки, глупость, жадность, трусость, жестокость.

Позднее театр кукол как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Детям стараются дать больше знания, научить их писать, читать, а не способность чувствовать, думать и творить. Дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. В этом состоит педагогическая целесообразность программы театра кукол.

Воспитанники студии кукольного театра «Карусель» работают не только за ширмой, но и на сцене с куклами марионетками, а также с большими эстрадными куклами, которые сами придумывают и изготавливают в мастерской.

В Программу также включена работа с применением ИКТ для рисования эскизов кукол, декораций, оформление афиш, печать пригласительных билетов.

Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики.
Задачи программы: раскрытие индивидуальных способностей детей через упражнения, этюды с куклами, театральные игры, сочинения историй, сказок; развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений при работе с театральной куклой, упражнения на развитие речи и на дыхание; развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости публичного выступления, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами, изготовление кукол и декораций; обогащение духовного мира через знакомство с музыкой, литературой, изобразительным искусством.

Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий, и игр – средств театральной педагогики. Через любимую деятельность – игру можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театрализованные игры позволяют воспитанникам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.

Упражнения для развития речи, дыхания, совершенствует речевой аппарат ребенка.
Выполнение игровых заданий с куклами помогает детям лучше обладать пластикой рук. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые берет на себя воспитанник, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у воспитанников развивается ассоциативно – образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции.

Занятия в игровой форме помогает детям стать раскрепощеннее, учат легко излагать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Программа построена на основе существующей программы по театральному искусству Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой «Театрализованные игры в школе» и переработана для кукольного театра.

В нее включены игры, тренинги, упражнения, этюды, которые можно использовать в кукольном театре для развития актерского мастерства воспитанников.
Набор воспитанников в театральную студию кукольного театра проводиться в сентябре по собеседованию для выявления творческих способностей детей.
Возраст воспитанников в данной студии с 8 до 14 лет. Дети младшего возраста эмоциональны и способны на перевоплощения, они могут играть небольшие пьесы; дети 10-14 способны к целостному восприятию большого спектакля, могут понять замысел режиссера, охарактеризовать героев и их поступки.

Продолжительность образовательной программы 2 года, она делиться на этапы.
На вводном этапе воспитанники знакомятся с ПТБ, с историей возникновения театра кукол, с разными видами кукол, с наукой «Риторика», с театральными играми и упражнениями.
На основном этапе, воспитанники знакомятся с пьесой, с ее разбором, проводятся репетиции, изготавливаются куклы и декорации.
На заключительном этапе воспитанники студии ставят спектакль, музыкальные номера с куклами или капустник.

Занятия проводятся в форме бесед с показом видеоматериалов, иллюстраций, фото, кукол; экскурсий в театр, просмотр спектаклей; практических занятий в мастерской по изготовлению эскизов декораций и кукол; и в компьютерном классе (эскизы кукол, декораций, печать и т. д.).
Результатом работы по программе будет являться творчески развитая личность ребенка, способная творчески мыслить, чувствовать, действовать и развиваться.
Результатом работы 1 года обучения будет являться умение управлять куклами перчатками и марионетками; работать с предметами на ширме; поставить мини-сценки, концертный номер, сочинять небольшие истории и сказки; изготавливать куклы и несложные декорации.
Результатом работы 2 года обучения будет являться умение самостоятельно придумывать и сочинять музыкальные номера, миниатюры; сказки и сценки; анализировать пьесу, эмоционально выразительно преподать свою роль в пьесе, изготавливать кукол и декорации к пьесам.
Конечным этапом повседневной работы становится творческий отчет, форму которого выбирают сами воспитанники: кукольный спектакль, кукольный концерт, капустник, фестиваль.

Учебно-тематический план I год обучения

  Тема Теория Практика Всего
1. Риторика
6
38
44
2. Оборудование театра
7
33
40
3. Постановка спектакля
13
47
60
   
144

Содержание программы
I год обучения

1. Риторика 44 ч.

1.1.Вводное занятие 2 ч. Теория 1ч. Практика 1 ч.
На вводном занятии знакомство детей с ППБ и ТБ при работе в мастерской по изготовлению кукол. История возникновения кукольных театров в разных странах, в том числе и в России. Рассматривание фото, иллюстраций, видеоматериала.

1.2. Предмет риторика 7 ч. Звуковая культура речи. Теория 1 ч. Практика 6 ч.
Риторика как наука возникла более 2000 лет назад на земле Древней Эллады, где считалась «обязательной наукой», которая призвана поучать и наставлять, открывать секреты искусства речи. В Древней Греции риторику называют «наукой о публичной речи» (речи, произносимой перед большой аудиторией, перед народным собранием). В Древнем Риме риторика считалась «наукой об искусстве убеждать» (наукой, которая строит речь доказательную, убедительную, способную завоевать внимание слушателей). На Руси риторическую науку называли красноречием, подчеркнув тем самым, что это учение об яркой, выразительной речи, умной и «благие мысли пробуждающей».

Беседа, упражнения на формирование правильного произношения звуков – артикуляцию, чистоту звука.
Артикуляция – это движение губ, языка и челюсти в процессе устной речи. Артикуляционная гимнастика для языка, для губ, на согласные свистящие (з, с), шипящие (ж, ш, щ), губных (в, ф, м), носовых (л, н), взрывных (п, б, т, д, к, г).

1.3. Дикция 8 ч. Теория 1 ч. Практика 7 ч.
Четкое, внятное произношение слов и сочетаний, дикционные упражнения. Работа над правильным слово произношением и словесным (фонетическим) ударением.

1.4. Дыхание 5 ч. Теория 1 ч. Практика 4 ч.
Речевое дыхание – одна из основ голосоведения и речи. Речь представляет собой озвученный выдох. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произношением фразы.
Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Упражнения на дыхание (длительность и сила выдоха, бесшумный вдох, сила выдоха), фонационное дыхание (озвученный выдох), на правильность положения тела при выполнении упражнений, речь в движении, сидя, стоя.

1.5. Выразительность речи 5 ч. Теория 1 ч. Практика 4 ч.
Выразительность речи возникает тогда, когда, воспитанник хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием того, о чем говорится. Естественная выразительность, произвольная естественная выразительность при передаче обдуманного текста. Поговорки с интонацией, Упражнение на темп речи, ритмичность, скорость.

1.6. Сочинение историй и сказок 7 ч. Практика 7ч.
Дети должны много фантазировать, сочинять истории, сказки, сочинять продолжения к сказкам: «Шел он много дней и ночей, и пришел, наконец…» Что это был за герой, что за дорога, мимо чего он шел, какие приключения произошли с ним.
Рисование эскизов, иллюстраций к сочиненным историям и сказкам. Упражнения с куклами, этюды к сочиненным историям и сказкам.

1.7. Театральные игры 10 ч. Теория 1ч. Практика 9 ч.
Театральные игры или тренинги выполняются в последовательности и направлены на внимание «Капитаны», «Зеркало», «Поймай хлопок»; на воображение «Скульптор и глина», «Превращение предмета», «Фантастическое существо», « Зернышко»; на освобождение мышц «Взрыв», «Ртутный шарик»; первый драматургический опыт – этюды с куклами и без кукол, с предметами и без предметов. Этюды это своеобразная школа воспитания актеров, режиссеров, художников кукольного театра. Этюды можно делать одними руками – изобразить краба, верблюда, птицу, цветок, дерево. Игры со словами, игры с предметами и без предметов, этюды на заданные темы (одни руки – жесты).

2. Оборудование театра 40 ч.

2.1. Виды театров 2 ч. Теория 1 ч. Практика 1 ч.
Существуют различные театры: театр музыкальной комедии, театр оперы и балета, драматический театр, театр юного зрителя и кукольный театр. Экскурсия в драматический театр проходит с целью общего ознакомления с оборудованием театра (со сценой, кулисами, декорациями, бутафорией).

2.2. Театральные термины 4 ч. Теория 1 ч. Практика 3 ч.
Студийцы знакомятся с театральными терминами. Показ фото, видеоматериала. Знакомство с оборудованием кукольного театра: ширма, где скрывается кукловод, задник с декорациями, с куклами разных видов.

Для театрального представления необходима сценическая площадка. В кукольном театре сценой служит ширма, которая скрывает от зрителей актеров, управляющих куклами, и определяет пространство, в котором действуют куклы. Ширмы бывают разных видов. Снаружи ширму драпируют тканью, для эффектного вида ткань можно собрать в складки – задрапировать.

Задник служит фоном для декораций, он обычно нейтрального цвета: серый, голубой или темно-синий. Декорации крепятся на передней планке ширме – грядке. Декорации это предметы, которые необходимы для показа данного спектакля. Декорации в кукольном театре должны быть лаконичны: чем меньше всего нагромождено на ширме, тем свободнее куклам двигаться и легче играть.

Приступать к изготовлению декораций можно только после того, как студийцы подробно ознакомятся с пьесой, нарисуют эскизы. Зная все события пьесы, действия отдельных персонажей, расположение действующих лиц на сцене – ширме, можно сделать и расположить так, что они будут способствовать правдивости и выразительности всего происходящего на кукольной сцене. Все предметы, находящиеся на ширме должны быть обыграны.

Декорации бывают объемные, полуобъемные и плоскостные. Объемные и полуобъемные изготавливают из поролона, картона, материи. Плоскостные декорации изготавливают из картона, фанеры и раскрашиваются гуашью. Некоторые предметы, такие как ведра, лейки, миски, чугунки можно не делать, а подобрать из детских игрушек. Все предметы, входящие в реквизит, должны по своим размерам соответствовать куклам либо немного больше самой куклы. Объемные и полуобъемные декорации становятся на переднем плане ширмы, а плоскостные на заднем плане, впереди или по краям ширмы.

2.3. Изготовление декораций, кукол 34 ч. Теория 5 ч. Практика 29 ч.
Рисование эскизов кукол, декораций к спектаклям, которые готовятся показать. Показ кукол разных видов, декораций и рисование эскизов. Знакомятся с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов (вязаные куклы – перчатки, эстрадные куклы из поролона, картонные декорации, бутафория из бросового материала).

3. Постановка спектакля 60 ч.

Постановка спектакля – это выражение нравственной позиции коллектива и, конечно же, большой кропотливый труд. Необходимо обсудить пьесу, определить героев и их поведение в пьесе, характер, взаимоотношения между героями, выделить главную мысль в пьесе, последовательность событий.

3.1. Знакомство с пьесой 15 ч. Теория 5 ч. Практика 10 ч.
Обсуждение сюжета пьесы, характеры героев пьесы, их взаимоотношения, цели и задачи героев пьесы и пути их решения.

3.2. Чтение по ролям 10 ч. Теория 2 ч. Практика 8 ч.
Распределение ролей между воспитанниками и чтение пьесы по ролям.

3.3. Репетиция мизансцен 8 ч. Теория 2 ч. Практика 6 ч.
Пьеса репетируется частями, вначале отрабатываются небольшие эпизоды, постепенно переходя ко всему спектаклю. Необходимо добиваться, чтобы воспитанники осознано применяли в спектакле правила ведения кукол (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращения кукол друг к другу или к определенному объекту).

3.4.Индивидуальная работа над ролью 10 ч. Теория 2 ч. Практика 8 ч.
Учитываются конкретные особенности персонажа, внешность куклы, ее устройство и возможности. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук, так же как и человек в жизни. Упражнения с куклами (зарядка, ходьба, бег, приседание, повороты, работа кукол с предметом).

3.5. Музыка к спектаклю 7 ч. Теория 2 ч. Практика 5 ч.
Музыка является неотъемлемой частью кукольного спектакля. Она может предшествовать началу спектакля и служить фоном для его отдельных моментов. Музыка подчеркивает ритмичность движений кукол и в музыкальных номерах Подбор музыки к спектаклю, репетиция с музыкальным сопровождением.

3.6. Музыкальные номера с куклами 5 ч. Практика 5 ч.
Репетиция придуманных самими воспитанниками музыкальных номеров с куклами разных видов (эстрадные, марионетки, перчаточные куклы).

3.7. Генеральная репетиция 1 ч.
Показ готового спектакля художественному совету студии с музыкой и декорациями. Обсуждение спектакля после генеральной репетиции.

3.8. Премьера спектакля 1ч.
Показывать спектакль зрителям можно только тогда, когда он хорошо отработан в деталях и слажен в целом. Премьера спектакля - праздник рождение спектакля.

3.9. Обкатка спектакля 3 ч.
Неоднократный показ спектакля зрителям.

Учебно-методический план II год обучения

  Тема Теория Практика Всего
1. Риторика
8
30
38
2. Оборудование театра
4
18
22
3. Постановка спектакля
10
44
54
4. ИКТ
3
17
20
   
144

Содержание программы
II год обучения

1. Риторика 38 ч.

Вводное занятие по ППБ и ТБ. Теория 1 ч. Практика 2 ч.
На втором году обучения продолжается знакомство с предметом Риторика, а также идет повторение изученного материала на первом году обучения. Идет тренировка речевого дыхания, артикуляция звуков, заучивание поговорок, скороговорок.

1.1. Звуковая культура речи 4 ч. Теория 1 ч. Практика 3 ч.
Артикуляционная гимнастика – последовательная работа над четким произношением гласных и согласных, упражнения на четкое произношение звуков, упражнения на заданный звук, скороговорки, поговорки.

1.2. Дикция 6 ч. Теория 1 ч. Практика 5 ч.
Говорить четко без запинок, четко проговаривая слова, не «глотать» окончания слов. Для работы используются тексты, дикционные упражнения. Упражнения на четкое произношение слов и словосочетаний, фонетическое ударение.

Работа над орфоэпической правильностью речи. Правила написания русского языка называют грамматикой, а правила его произношения орфоэпией. Орфоэпия – это совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм.

1.3. Выразительность речи 4 ч. Теория 1 ч. Практика 3 ч.
Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой средней высотой голоса. Нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро. Упражнения на интонацию в поговорках.

1.4. Речевая этика 2 ч. Теория 1 ч. Практика 1 ч.
Чтобы завоевать уважение у собеседника необходимо соблюдать основные правила беседы: быть доброжелательным, выбрать верный тон, показать, что ты хорошо знаешь то, о чем говоришь; подобрать нужные слова, чтобы быть в разговоре и убедительным, и красноречивым. Упражнения и тренинги на общение друг с другом (приветствие, просьба, прощение, извинение, внимание, прощание и т. д.).

1.5. Монолог, диалог 4 ч. Теория 1 ч. Практика 3 ч.
Как строить диалог в различных ситуациях: когда нужно попросить, что-либо объяснить, извиниться или поблагодарить и поздравить своего собеседника. Необходимо понимать и разбираться в тех ситуациях, в которых вы оказались. Главная задача – приобрести опыт этикетного поведения. Игры на внимание (умение говорить и слушать).

1.6. Театральные игры 15 ч. Теория 2 ч. Практика 13 ч.
Игровые задания, этюды, игры – импровизации – 15 ч.

2. Оборудование театра 22 ч.

2.1.Театральные термины 7 ч. Теория 2 ч. Практика 5 ч.
Продолжается знакомство с театральными терминами (режиссер, грим, софиты, карман, портал, авансцена, задник, реквизит и т. д.).
Экскурсии в театр на спектакли с целью просмотра спектакля и знакомство с оборудованием театра. Показ эскизов кукол, декораций, видео и фотоматериалов.

2.2. Изготовление кукол, декораций. 15 ч. Теория 2 ч. Практика 13 ч.

3. Постановка спектакля 54 ч.

3.1.Знакомство с пьесой. Теория 6 ч. Практика 16 ч.
Обсуждение сюжета пьесы, характеров героев, их взаимоотношения. Завязка, кульминация, развязка - 22ч.

3.2. Индивидуальная работа над ролью. Теория 2 ч. Практика 6 ч.
Упражнения с куклами, работа с текстом.

3.3. Репетиция мизансцен. Теория 2 ч. Практика 8 ч.
Упражнения с куклами.

3.4. Музыка к спектаклю. Практика 9 ч.
Подбор музыки, репетиция с музыкальным сопровождением.

3.5. Генеральная репетиция 1 ч.
Показ готового спектакля художественному совету.

3.6. Премьера спектакля. Практика 1 ч.
Праздник рождения спектакля.

3.7. Обкатка спектакля. Практика 3ч.
Неоднократный показ спектакля зрителям.

4. ИКТ 20 ч.

Беседа, знакомство с ИКТ, с техникой безопасности в работе на компьютере – 3 ч.

4.1. ИКТ печать. Теория 1 ч. Практика 4 ч.
Печать сочиненных историй, сказок. Оформление афиш, пригласительных билетов – 5 ч.

4.2. ИКТ рисование. Теория 1ч. Практика 11 ч.
Эскизы, рисунки кукол, декораций, костюмов героев – 12 ч.