Внеклассное мероприятие "Неделя математики. Клуб веселых и находчивых"

Разделы: Математика


План:

  1. Приветствия команд.
  2. Разминка.

А) Верность царице наук (5 примеров).
Б) Вопросы друг другу.

  1. Конкурсы:

А) Пантомима на известную теорему.
Б) Инсценированная задача.
В) Буриме.

  1. Конкурс капитанов.
  2. Конкурс художников

Четыре чтеца открывают игру:

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.

Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Сегодня собрались мы в этом зале
Подумать, посмеяться, порешать.
И то, чего еще не знаем
Как говорят “на ус мотать”.

Говорят, математика очень суха,
Говорят, математика неодолима,
Но всякий признается в том без греха,
Что знать математику необходимо.

О сухости скажет плохой ученик,
О трудности – парень ленивый,
А мы сегодня говорим о математике
В форме шутливой.

Звучит песня в исполнении группы учащихся:

Снова в нашем зале,
В нашем зале нет пустого места.
Это значит юмор,
Школьный юмор приглашает вас,
Здесь не просто вечер,
Интересной будет эта встреча,
Клуб свой открывают
Математики сейчас для нас.

Припев:
Мы начинаем КВН
Для кого? Для ребят!
Не оставайся в стороне,
Математик, на старт!
Пусть не решить нам всех задач,
Всех задач не решить,
Наступит полоса удач,
Веселей станет жить.

Ведущий: Дорогие гости и участники нашей игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной передаче КВН: “Мы начинаем КВН – для кого, для чего?..”

Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для всех вас, присутствующих в зале! Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.

Слово “математика” пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает “учиться и приобретать знания”. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром ее называют “гимнастикой ума”.

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН.

В нашем конкурсе участвуют две команды: команда учителей и команда учащихся 11-х классов.

Заповеди конкурса

  1. Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
  2. Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
  3. Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
  4. Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.
  5. Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.

Чтоб игра пошла как надо,
Я жюри представить рада.

Жюри – это высший исполнительный орган конкурса. Все члены жюри – крепкие здоровые люди, и поэтому не имеют права болеть ни за одну команду.

Наш конкурс судят: ...

Заповеди жюри:

  1. Не торопитесь делать быстрый вывод.
  2. Входите в положение команды.
  3. Умело разрешайте противоречия.
  4. Помните, что в спорах рождается истина.
  5. Не делайте прогнозов относительно победителей.
  6. Не злоупотребляйте правами.
  7. При подсчете очков посмотрите внимательно на сумму чисел в правой и левой колонке. Подумайте, как их переместить, чтобы суммы были равны.

Чтоб нам КВН не нарушить порядок –
Приветствия ваши мы выслушать рады!

Конкурс “Приветствия команд”

Приветствия команды учащихся.
Название: ЛОМ (очень любим математику)
Девиз: Против ЛОМа нет приема.

КВН нам двери распахнул,
Слышен в зале одобренья гул.
Всех приветствует команда “ЛОМ”.
О себе расскажем и споем…

Учителя, приветствовать мы рады
Вас всех на встрече в КВН.
Другой награды нам не надо,
Победу мы хотим взамен.

Вы разрешите с вами познакомиться?
А может быть, мы те, кого вы ищете,
А может, что-нибудь и нам “обЛОМится”,
Хоть самый маленький
Нам приз отыщется?..

Не подведет команда “ЛОМ”!
И пусть болельщик нам поможет,
Сил – прибавляет, знанья – множит.
Активней поддержите нас,
Чтоб победили мы сейчас.

На мотив песни “Не надо печалиться”.

Колышется пол,
В глазах – пелена,
Но мысль о победе засела нам в мозг…
Наш “ЛОМ” не сломить,
Стоим, как стена
И ждем, что соперники прочь побегут.

Припев:
Удач пожелайте нам,
Игра впереди,
Игра впереди,
Считай и шути!

Приветствия команды учителей.
Название команды: ГЕКСАФЛЕКСОГОНЫ.
Девиз: Математику осилит мыслящий.

Перед вами мы стоим –
Гексафлексогоны.
Все домашние дела
Давно у нас в загоне.

Не стирали мы давно,
Целый день не ели.
И от этого мы все
Даже похудели.

Сегодня в первый раз
С вами соревнуемся.
Мы победу заберем.
Об этом не волнуемся.

Частушки:

Дети нам “мотают” нервы
Утром, вечером и днем.
Мы подумали – решили:
В КВН играть пойдем.

Может быть, мы проиграем
Иль место первое займем,
Мы подумали – решили:
Да мы за пояс вас заткнем.

Мы сражаемся сегодня,
Наши споры горячи.
Вам совет даем, соперник,
Математику учи!

А в команде у нас
Собрались в первый раз
Эрудиты и, конечно, не флегматики,
Мы вам песни споем,
За собой поведем
В удивительный мир математики!

Чтоб все в КВНе прошло без заминки,
Его мы начнем…
Ну конечно, с разминки!

Конкурс “Разминка

А) Верность царице наук. Предлагается решить 5 примеров за 5 минут.

1) 52 – (15,54 : 1,48 + 3,4) • 2,8 и т.д.
2)
3)
4)
5)

Б) Вопросы друг другу.

“Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты”, - сказал Архимед.

В этом конкурсе команды задают по 3 вопроса сопернику. Если соперник не отвечает на вопрос, то 1 балл получает команда – автор вопроса.

Конкурс “Пантомима

Разыграть теоремы.

Команда учащихся: Против большего угла в треугольнике лежит большая сторона.

Команда учителей: Каждая точка биссектрисы угла равноудалена от его сторон.

Конкурс “Инсценированные задачи”

Команда учителей.

Проказница Мартышка,
Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть КВАРТЕТ.

Для этого они сели в “кружок”, Мартышка расположилась напротив Медведя, а рядом с нею – Осел и Козел. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Тогда Осел и Козел поменялись местами. Расселись, начали КВАРТЕТ. Он все-таки на лад не идет. Таким образом, они перепробовали все возможные варианты, причем Медведь всегда оставался на одном месте. Сколько всего было вариантов расположения незадачливых музыкантов?

Команда учащихся.

Жил-был поп
Толоконный лоб.
Жаден был до предела,
Тоска его заела.

Поп. Ведут мое хозяйство 10 работников. Каждый в день съедает по караваю, да еще кое-какого товару. Нужен мне работник: повар, конюх и плотник, а где найти мне такого служителя не слишком дорогого?

Ведущий. Навстречу ему Балда.

Балда. Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно.

Ведущий, Поп принял на работу Балду. Живет Балда в поповом доме, ест за четверых, работает за семерых. Прогнал поп лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно?

Конкурс “Буриме

Предлагается написать стихи на заданные рифмы. Перемещать приведенные ниже слова нельзя.

1 2 3
Дела
Вокруг
Умелых
Труд
Дружно
Ребят
Нужно
Говорят
проходим
доходит
вычисляем
переставляем
науку
муку
лет
нет
потрудней
посложней
поспеваю
веселей
рано
не лень
крана
день

Конкурс капитанов

Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана.

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри.

Капитану каждой команды задается по 5 вопросов.

Капитану учащихся:

  1. Сколько концов у четырех палок? А у четырех с половиной палок?
  2. Чему равно произведение всех цифр?
  3. Найдите корень уравнения:
  4. Выглянув на повороте в окно поезда, Таня заметила перед собой 7 вагонов, а позади еще 5 вагонов. Сколько всего вагонов в этом поезде?
  5. Математическая шарада.

Из цифр мой первый слог возьмите,
Второй из слова “голубцы”,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
(Три-го-но-ме-три-я).

Капитану учителей:

  1. Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим?
  2. Два отца и два сына за завтраком съели три яйца, причем каждому досталось целое яйцо. Как это могло случиться?
  3. Как называется сотая часть числа?
  4. Двое друзей собрались поехать на электричке за город и договорились встретиться в пятом вагоне, но забыли уточнить, откуда его считать от начала или от конца поезда. В результате один сел в пятый вагон от начала, а другой – от конца. И все-таки друзья встретились. Сколько вагонов было в поезде?
  5. Математическая шарада.

Что кружится, что ложится
И на землю и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэты пишет?
Это – первое словечко,
А второе – просто “на”.
Ну а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
(Снег-на-ток – котангенс)

Конкурс художников

Нарисовать прическу, используя как можно больше математических символов.

Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги, участники обеих команд исполняют ГИМН МАТЕМАТИКЕ (на мотив песни “Чему учат в школе”)

Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача!
Геометрия нужна,
Но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она –
Великая наука Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Чтецы читают стихотворения:
Математика – наука
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и … игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя.
Математика повсюду,
Математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите, это все понравится?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что математику нам надо знать на пять.

Заключительная песня на мотив песни “Черный кот”.

Вот двадцатый закончился век.
Будет дальше как жить человек?
Ведь изучены реки, моря.
И строение звезд и Земля.

Припев:
Но уверенно зовет
Математиков движение вперед,
Значит, мы должны открыть
Те законы, по которым будем жить.

Чтоб ответить на трудный вопрос,
Нужно в справочник сунуть свой нос,
В недрах памяти что-то найти,
А потом на КВН к нам прийти.

Припев:
И тогда вам равных нет
На любой вопрос у вас готов ответ.
Победителя ждет приз,
А болельщики кричат вам: “Браво! Бис!”

Задания болельщикам задаются в перерывах между конкурсами пока команды готовятся к следующему этапу игры.

Загадки.

  1. Одна нога и шапка, а головы-то нет. (Гриб.)
  2. Под двумя дугами два яблока с кругами. (Глаза.)
  3. Когда сухо – клин, когда мокро – блин, одна нога, и та без сапога. (Зонт.)
  4. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)
  5. Пять чуланов, а вход один. (Перчатки.)
  1. Хоть есть средь них большие,
    Судьба их такова:
    Делителей у каждого
    Всего лишь только два.
    И числа все такие
    Называются…. (Простые.)
  1. Он есть у дерева, цветка,
    Он есть у уравнений,
    И знак особый – радикал –
    С ним связан без сомнений.
    Заданий многих он итог.
    И с этим мы не спорим.
    Надеемся, что каждый смог
    Ответить: это… (Корень.)
  1. Окружность мы нарисовали,
    На ней две разных точки,
    Ему название дадим.
    Отрезок именуют гордо.
    Ведь он не что-нибудь, а … (Хорда.)
  1. По дороге вдоль кустов
    Шло одиннадцать хвостов.
    Сосчитать я также смог,
    Что шагало тридцать ног.
    Это вместе шли куда-то
    Петухи и поросята.
    И вопрос мой к вам таков:
    Сколько было петухов? (7)
  1. Над болотцем тихо-тихо
    В теплом воздухе парят
    Сам комар и комариха,
    С ними куча комарят.
    Комариха с комаром говорят:
    – Сосчитай-ка, комар, комарят.
    – Как же счесть, комариха, комарят?
    Не поставишь комарят наших в ряд.
    Насчитала комариха 40 пар.
    А продолжил этот счет уже комар.
    Комарят комар до ночи считал,
    Насчитал 13 тысяч, аж устал.
    А теперь считайте сами вы, друзья,
    Велика ли комариная семья? (13082)

Вопросы

  1. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (Груша.)
  2. Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечение скольких дней он отрежет последний? (На 7 день.)
  3. Это слово имеет латинское происхождение, означающее “лен, льняная нить, шнур, веревка”. Назовите это слово в том значении, в котором мы используем его сейчас. (Линия.)
  4. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это? (Радиус.)
  5. Две авторучки дороже трех блокнотов. Что дороже: 7 авторучек или 10 блокнотов? (7 авторучек.)
  6. Теннисный шарик и баскетбольный мяч обтянуты проволокой (по экватору). Длину проволоки увеличили на 1 см. Где зазор будет больше? (Одинаков.)
  7. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает “натянутая тетива”. Что это? (Гипотенуза.)
  8. Если человек, стоящий в очереди перед вами, был выше человека, стоявшего после того человека, который стоял перед вами, то был ли человек, стоявший перед вами, выше вас? (Да, потому что человек, стоявший после человека, который стоял передо мной – это я сам.)
  9. У Саши из 10 ответов 5 оказались правильными, а у Алеши из 5–3 . Чей результат лучше? (У Алеши.)
  10. К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме двух собаки; все, кроме двух, кошки; все, кроме двух, зайцы. Сколько всего животных? (3.)
  11. Лист бумаги надо разрезать на 8 частей, ограниченных отрезками. Сколько разрезов нужно сделать? (7.)
  12. В доме 6 этажей. Во сколько раз путь по лестнице на 6 этаж длиннее, чем на 3, если лестницы имеют одинаковое количество ступенек? (В 2 раза.)
  13. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (Запятую.)
  14. Чью теорему называют “теоремой невесты”? (Пифагора.)
  15. Кого называют математиком из Сиракуз? (Архимеда.)
  16. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича? (3 кг.)
  17. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. На хвосте у каждой кошки по одной кошке. Сколько кошек в комнате? (4.)
  18. Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий? (Перевернуть.)
  19. Какую часть часа составляют 10 минут? (1/6.)
  20. Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Крылова “Квартет”? (Ни одного человека.)
  21. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз.)
  22. Бутыль вина стоит 30 шиллингов. Вино стоит на 26 шиллингов больше, чем бутыль. Сколько стоит бутыль? (2 шиллинга.)
  1. Шел с рыбалки волк, повстречал Лису и спрашивает:
    – Кума, где ты была?
    – Окуньков в реке ловила.
    – Много ли взяла?
    – До двадцати двух не добрала.
    – А у меня два десятка и еще два.
    Сколько окуньков поймали волк и лиса. (40.)
  1. Чему равно произведение всех цифр? (0.)
  1. Десять солдат строились в ряд,
    Десять солдат шли на парад.
    Девять десятых было усатых
    Сколько там было безусых солдат? (1.)
  1. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старушка.)
  2. Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят.)
  3. К семи прибавить пять. Как правильно записать: “одиннадцать” или “адиннадцать”? (12.)
  4. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)
  5. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, одновременно из Петербурга в Москву вышел другой поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (Одинаково.)
  6. Бревно распилили на четыре части. Сколько сделали распилов? (3.)
  7. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4.)
  8. Шоколадка стоит 6 рублей и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (10 рублей.)
  9. Есть две сковородки. На каждой помещается 1 блин. Надо поджарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина поджаривается 1 минуту. За какое наименьшее время это можно сделать? (4 минуты.)

Сценка “ Точный расчет” (Немецкая народная шутка)

1 чтец:

В век почтовых карет и форейтеров век
На станцию прибыл один человек.
Прохожих спросил он:

2 чтец:

Скажите, друзья,
Доеду ли нынче до города я?

1 чтец:

На двух лошадях ты приехал,
Но в гору дорога идет,
Взять трех тебе впору, и за три часа,
Если молвить по чести,
Доедешь и будешь приятель на месте.

2 чтец: А если в карету впрягут четверых?

1 чтец: То за два часа ты доскачешь на них.

2 чтец: А если шестерку возьму я тогда?

1 чтец: За час ты домчишься на них без труда.

2 чтец:

Так лучше восьмерку возьму, коль найдется, –
Тогда мне и ехать совсем не придется.

Шутка

Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Сценка “Среднее арифметическое”

Стоит Олег задумавшись.

Лена (входя). Олег, о чем ты задумался?

Олег. Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила “5”, а я “1”. Складываем, делим пополам. По тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Лена. Но ты даже не спросил. Устраивает ли это меня?

Олег. Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!

Лена. Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Олегу) Слышишь, Олег. Ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Олег. ДА.

Лена. Давай я сбегаю в магазин. А ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит)

Олег. Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)

Лена (входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!

Олег (с нетерпением). Давай быстрее, покажи их. (раскрывает пакет, с удивлением рвзглядывает:один большой кед, другой маленький). Что это?

Лена. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера. Другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует среднее арифметическое.

Олег с ужасом хватается за голову и убегает.