Цели урока:
- ввести алгоритм сложения десятичных дробей;
- сформировать у учащихся умение выполнять сложение десятичных дробей;
- развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать интерес к предмету, желание познать новое.
Ход урока
- Организационный момент.
- Слова учителя.
На планете Вероятности (не ищите её на звёздной карте) раскинулось Королевство Аксиома. В одно прекрасное утро Король обнаружил, что время-то, оказывается, идёт: побелели волосы, повзрослели дети, сил поубавилось. Но по-прежнему ко всему остался интерес, да и решение важных государственных дел заставляет идти в ногу со временем. Каждый день у него возникают всевозможные задачи, которые нужно быстро и скоро решать.
До него дошли сведения, что в гимназии №2 в 5-ом классе учатся любознательные, современные дети, которые могли бы ему помочь. Вы как раз изучаете десятичные дроби, а у короля не хватает знаний, чтобы выполнять всевозможные математические действия с десятичными дробями. Может быть, мы попытаемся с Вами, ребята, освоить одно из математических действий – действие сложения десятичных дробей для того, чтобы затем помочь Королю?
Итак, «Сложение десятичных дробей». Откройте тетради, запишите тему урока. Мы должны сегодня на уроке научиться складывать десятичные дроби. - Для начала, мы покажем Королю и вспомним сами то, что уже умеем.
Устная фронтальная работа.
См. Презентация, слайд № 5.
Слова учителя. Ну что ж, ребята, вы, действительно уже владеете первыми знаниями о десятичных дробях. Можно узнавать новое. - Объяснение нового материала.
Слова учителя. Вы знаете, в июле 2007 года учёные обнаружили новую двурогую комету, которая движется вокруг Солнца и постепенно приближается к Земле. Впервые её обнаружили в китайской обсерватории Лу-линь, поэтому и название ей дали созвучное Лулин. Совсем скоро в феврале её можно будет увидеть невооружённым взглядом. Но учёные также выяснили, что у кометы есть плазменный хвост, который имеет свойство отваливаться. Нашей с вами планете Земля это ничем не угрожает, а вот наш Король серьёзно обеспокоен судьбой маленькой планеты Вероятностей. И поэтому ему нужен телескоп, чтобы наблюдать за кометой.
Инженеры-конструкторы предложили следующую модель (см. слайд №7).
Нужно вычислить длину предложенного телескопа, т.е. сложить длины двух деталей (см. слайд №7). Нужно сложить две десятичные дроби. Вы пока не умеете это делать. Что же нам делать?
Как можно здесь применить уже имеющиеся знания?- Можно выразить 15,7 см и 13,2 см в мм.
- Представить данные десятичные дроби в виде обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Рассмотрим два способа решения задачи. (см. слайд №8)
Мы получили одинаковые результаты, значит, мы на верном пути.
Решая задачу, мы получили: 15,7+13,2=28,9
Нам привычно многозначные числа складывать в столбик. 3 способ запишем так: см. слайд №8. А результат нам уже известен, запишем его. Как же выполняется сложение десятичных дробей?
Десятые доли складываются с десятыми, единицы с единицами, десятки с десятками, т. е. поразрядно. Запятая записана под запятыми.
Решим следующий пример: см. слайд №9.
Итак, десятичные дроби складываются поразрядно, запятая в результате записывается под запятыми.
Перейдём к другому примеру: 3,7+2,651
В чём здесь отличие от предыдущего примера? Разное количество цифр после запятых. Что нужно сделать? (Алгоритм)
Итак, получили правило сложения десятичных дробей. Повторить алгоритм. Если необходимо, уравнять количество знаков после запятой… - Усвоение алгоритма.
- Мы узнали алгоритм сложения десятичных дробей, теперь давайте покажем Королю его применение. Начнём работу с простых примеров. См. слайд №10. Вычислите устно.
- Следующие два примера вы решаете в тетрадях, следуя алгоритму. Найдите сумму (см. слайд №10).
Кто уже чувствует в себе силы, прорешать пример у доски (использовать перо интерактивной доски).
Ребята, я думаю, не стоит забывать, что Король уже стар и быстро устаёт, ему хотелось бы отдохнуть. Давайте покажем Королю, как мы отдыхаем, может, и он к нам присоединится?
Физкультминутка. См. слайд №12. - Закрепление.
Вернёмся к сложению десятичных дробей. Пришло время проверить себя, действительно ли вы научились складывать десятичные дроби.
- Вам нужно в тетради решить 3 примера. См. слайд №13.
Проверьте себя ещё раз, в этом нам поможет компьютер. См. приложение с анимацией. - А теперь выполним вот такие примеры. См. слайд №14. В окошечки вставьте десятичные дроби так, чтобы равенства оказались верными. (Устная фронтальная работа)
- А теперь такое задание. Запишите числа, полученные в окошечках в порядке возрастания. Затем каждому числу поставьте в соответствие букву. Если вы выполните задание правильно, то получите слово. Какое слово вы получили? СТЕВИН См. слайд №15.
- Давайте еще раз посмотрим, какой ряд чисел, у вас получился. Король чрезвычайно интересующийся человек и ему и вам интересно будет узнать что же это за слово, СТЕВИН?
- Это имя фламандского инженера и ученого, который занимался распространением десятичных дробей (экскурс в историю).
- Вам нужно в тетради решить 3 примера. См. слайд №13.
- Работа в парах.
Пришло время окончательно убедиться в том, что вы сможете объяснить Королю, как выполняется сложение десятичных дробей. (См. номер из учебника.)
У нас нашлись ученики, которые успели решить дополнительный пример (См. номер 1213 (д) из учебника.)
Рассмотрим его решение на доске.
(Используем перо интерактивной доски) - Рефлексия.
Ребята, смогли бы вы при встрече с моим королем объяснить ему, как выполняется сложение десятичной дроби?
- Домашнее задание. (См. слайд №19.) Раскрасьте короля, выполнив вычисления.
Приложение 2: Король картинка-раскраска
Приложение 3: Flash-анимация «Сложение чисел»