Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Что изображают на картах?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о суше и морях, о высотах и глубинах, о различных изображённых на картах географических объектах.
  2. Актуализировать представление о таких понятиях, как карта, глобус, план, масштаб, меридианы, параллели, экватор.
  3. Тренировка навыков определения по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже, глубже или мельче.
  4. Стимулировать творческую активность детей.
  5. Способствовать воспитанию умения работать в коллективе, в группе, в паре.

Демонстрационный материал:

  • эталоны определений географических понятий;
  • рисунки плана и карт;
  • физическая карта мира (восточное полушарие);
  • карта путешествия;
  • карточки с условными обозначениями водоёмов и глубин, равнин, гор и высот, речного порта.

Раздаточный материал:

  • контурная карта и таблица с условными обозначениями для работы в группах;
  • рабочие файлы с картой путешествия один на пару;
  • листок с самооценкой;
  • лист с домашним заданием.

Оборудование:

  • муз. запись увертюры к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского;
  • рабочие файлы для обратной связи и маркеры.

I этап. Мотивация учебной деятельности.

Ребята! Прочитаем девиз урока: «Ученье лучше богатства».
- Чем будем заниматься на уроке?
- Зачем надо учиться?
- Почему ученье и уменье лучше богатства?
(Звучит увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», музыка И. Дунаевского).
- Что вы себе представляете, слушая музыку?
Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Может и наше путешествие покажется вам таким же увлекательным, каким оно было у героев книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Сейчас мы слушаем увертюру к к\ф по этой книге. Музыку написал И. Дунаевский.

II этап. Актуализация знаний.

- Вы готовы путешествовать?
- Сейчас я проведу среди вас тест: « Какие туристические принадлежности вы возьмёте в путешествие?»

Варианты ответов:

а. Глобус.
б. План.
в. Карта.
г. Компас.
д. Специальная одежда.
е. Условные знаки.

- Ответы покажите на « рабочих файлах».
(Файлы с ответами ребят вывешиваются на доску, сравниваются с эталоном).
- Докажите, почему именно (б, в, г, д) возьмём в путешествие?
- Что такое глобус? Ответы детей. Вывешивается эталон. Глобус - уменьшенная модель Земли.
- Что такое план? Ответы детей. Вывешивается эталон. План - чертёж, изображающий небольшой участок земли.
- Что такое карта? Ответы детей. Вывешивается эталон. Карта - изображение Земли на плоскости.
- Что такое компас? Ответы детей. Вывешивается эталон. Компас = прибор для определения географических направлений.
- Нужна ли спец.одежда в путешествии?
- Почему не взяли в путешествие глобус, условные знаки?
(На доске вывешивается 2 рисунка. На одном небольшое изображение плана, на другом – карта.)

    

- Объясните мне, что изображено на рис.№1, на рис.№2?
- Докажите, что рис.№1 – это план? Вызывается ученик.
- Докажите, что рис.№2 – это карта? Вызывается ученик.
(Ученики могут представить свои доказательства в диалоге).

План:

  • небольшой участок земли;
  • имеет крупный масштаб;
  • условные знаки;
  • показаны стороны света С – Ю;
  • расстояние точное.

Карта:

  • большие пространства;
  • имеет мелкий масштаб;
  • условные знаки;
  • условные линии – меридианы, параллели;
  • расстояние неточное.

- Ребята! Что такое меридианы?
- Что такое параллели?
- Что такое экватор? Ответы учеников. Эталоны вывешиваются на доску.
- Нужны ли нам эти знания в путешествии?
Вы действительно обладаете большими знаниями. Мне не терпится показать вам эту карту. (Открывается карта путешествия).

Записка, которая прилагается к карте, гласит:
«Тот, кто прочитает эту карту, совершив по ней путешествие, станет обладателем сокровищ».

III этап. Локализация затруднения.

- Ребята, прочитаем карту. Что вы можете сказать? Что означают эти цвета на карте? Где находятся сокровища?
(Ученики испытывают затруднения).
- Да, мы этого не знаем. Может нам помогут сообщения ребят по карте, которые они подготовили к уроку.

1 ученик.

Человек начал рисовать карты, когда даже не задумывался над тем, круглая Земля или плоская. На Камчатке был найден рисунок на кости, учёные решили, что это одна из древних карт мира.
А вот в раскопках Месопотамии были найдены глиняные таблички, которые изображали известный тогда мир.
Карте мира, в центре которой изображён город Вавилон – 3,4 тысячи лет.
В пещерах, где тысячи лет назад жили люди, есть наскальные рисунки окружающей местности.

2 ученик.

Современные карты содержат только необходимые сведения. Но люди столкнулись с проблемой: на картах надо разместить столько, что на них просто не хватает для всего места. На помощь пришёл компьютер. В него вводятся все сведения о Земле и отдельных территориях. Так создаётся самая точная карта Земли.

3 ученик.

Карта старше глобуса, но карта это плоское изображение Земли.
Условные обозначения на карте те же, что и на глобусе. Они наносятся на полях карты и называются её легендой. Их необходимо знать, чтобы уметь её «читать», то есть понимать язык географии.

IV этап. Построение плана проекта.

По карте можно определить, что расположено в любом месте Земли. Как мы узнали из сообщений ребят, с помощью компьютера составлена самая точная карта Земли. Это карта называется геоинформационная система Земли.
На всех картах с помощью условных обозначений изображены равнины, горы, моря, озёра. Посмотрите на Физическую карту мира.
- Какие цвета, вы видите на карте?
По цвету на карте можно определить какова глубина водоёмов и высота гор и равнин. Помогите мне.
- Каким цветом на карте изображены озёра, реки, моря, океаны?
Если внимательно посмотреть на карту, то синий цвет представлен в разных оттенках от светло – голубого –это неглубокие водоёмы, до тёмно – синего – это глубины океанов, морей.
(На доску рядом с «картой путешествия» выкладываются карточки с условными обозначениями водоёмов, глубин, равнин, гор, высот.)


Зелёным и жёлтым цветом на карте и глобусе обозначают равнины. Равнины – это невысокие ровные или холмистые участки суши.
Разными оттенками коричневого цвета изображаются горы. Чем темнее цвет – тем выше горы.

V этап. Реализация построенного проекта.

- Каким цветом на карте изображены водоёмы, равнины, горы? Откройте рабочие тетради с.73.
- Прочитаем правило на с. 73. Посмотрите на нашу «карту путешествия».
- Что означает раскраска карты? (Есть равнины, реки, горы.)

Прочитаем рассказ в тетради в пол голоса на с. 70.
- Посмотрите на задание №1. Каким цветом раскрасим рисунки. (Объяснение ребят, комментирование своей работы).

Физ. минутка.

VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для того, чтобы вернуться к нашей «карте путешествия» нам нужно закрепить знания по чтению карт.
Сейчас мы будем работать в рабочей тетради: с.72 зад. №3.
На этой карте нет цветовых обозначений, нет условных знаков. На ней есть только контуры и подсказки. Такая карта называется контурной. Чтение задания вслух. Несколько ребят будут работать в группе, а остальные в рабочих тетрадях. В конце подведём итоги нашей работы.

(Проводится проверка. Работа группы вывешивается на доску, ребята дают пояснения. Свои дополнения вносят учащиеся с мест. Учитель выделяет тех ребят, кто придумал собственный знак «речной порт» - творческое задание).

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.
- Какие новые знания, полученные сегодня вами на уроке, помогут нам начать путешествие?
- Как на картах выглядят равнины, водоёмы, глубины морей, горы и высоты?
- Я предлагаю вам поработать в парах. Ведь с другом и в дороге веселей! На партах возьмите файл с картой. Ваша задача: подписать все этапы пути. Их всего 4. Вам нужно, используя новые знания, подписать по какой местности проходит наше путешествие.

Эталон:

  1. Море.
  2. Равнины.
  3. Река.
  4. Горы.

Свои файлы ученики вывешивают на доску. Проверка по эталону.
(По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия.)
- Кто выполнил правильно?
- Кто допустил ошибки?
- В чём ошибки?

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

- Какие знания пригодились в путешествии?
- Как на картах изображены водоёмы, горы, равнины?
- Назовите, какие ещё условные обозначения на карте вам знакомы?

IX этап. Рефлексия учебной деятельности.

Конечный пункт на нашей карте - это высокая гора, в которой находятся наши сокровища. Порадуемся вместе!
Вот мы прочитали карту.
- А где же сокровища? – спросите вы меня.
Вспомним девиз нашего урока. Чтение хором: « Ученье лучше богатства».
- Какое «богатство» вы сегодня получили на уроке?
- Зачем надо знать «язык карт» или уметь «читать» карты?
- Нужны ли вам эти знания в жизни?
Иначе получится, как в другой народной мудрости:
«Давал бы клад, да не умели взять».

Возьмите листок с вашей самооценкой. Поставьте «+» в том кружочке, где ответ вас устраивает.

О Я могу путешествовать, так как знаю русский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю русский, английский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю язык карт.

Ребята! Назовите тех, кто своей работой на уроке вам понравился?
Дом. задание состоит из трёх частей.

  1. с. 70, 71 читать, с. 71 зад. №2 (тренировка).
  2. Придумай свою карту, нарисуй её (творческое задание).
  3. с. 73 зад. №5. По карте создай макет местности (по желанию).