Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные цели:
- Сформировать у учащихся представление о суше и морях, о высотах и глубинах, о различных изображённых на картах географических объектах.
- Актуализировать представление о таких понятиях, как карта, глобус, план, масштаб, меридианы, параллели, экватор.
- Тренировка навыков определения по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже, глубже или мельче.
- Стимулировать творческую активность детей.
- Способствовать воспитанию умения работать в коллективе, в группе, в паре.
Демонстрационный материал:
- эталоны определений географических понятий;
- рисунки плана и карт;
- физическая карта мира (восточное полушарие);
- карта путешествия;
- карточки с условными обозначениями водоёмов и глубин, равнин, гор и высот, речного порта.
Раздаточный материал:
- контурная карта и таблица с условными обозначениями для работы в группах;
- рабочие файлы с картой путешествия один на пару;
- листок с самооценкой;
- лист с домашним заданием.
Оборудование:
- муз. запись увертюры к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского;
- рабочие файлы для обратной связи и маркеры.
I этап. Мотивация учебной деятельности.
Ребята! Прочитаем девиз урока: «Ученье лучше богатства».
- Чем будем заниматься на уроке?
- Зачем надо учиться?
- Почему ученье и уменье лучше богатства?
(Звучит увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», музыка И. Дунаевского).
- Что вы себе представляете, слушая музыку?
Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Может и наше путешествие покажется вам таким же увлекательным, каким оно было у героев книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Сейчас мы слушаем увертюру к к\ф по этой книге. Музыку написал И. Дунаевский.
II этап. Актуализация знаний.
- Вы готовы путешествовать?
- Сейчас я проведу среди вас тест: « Какие туристические принадлежности вы возьмёте в путешествие?»
Варианты ответов:
а. Глобус.
б. План.
в. Карта.
г. Компас.
д. Специальная одежда.
е. Условные знаки.
- Ответы покажите на « рабочих файлах».
(Файлы с ответами ребят вывешиваются на доску, сравниваются с эталоном).
- Докажите, почему именно (б, в, г, д) возьмём в путешествие?
- Что такое глобус? Ответы детей. Вывешивается эталон. Глобус - уменьшенная модель Земли.
- Что такое план? Ответы детей. Вывешивается эталон. План - чертёж, изображающий небольшой участок земли.
- Что такое карта? Ответы детей. Вывешивается эталон. Карта - изображение Земли на плоскости.
- Что такое компас? Ответы детей. Вывешивается эталон. Компас = прибор для определения географических направлений.
- Нужна ли спец.одежда в путешествии?
- Почему не взяли в путешествие глобус, условные знаки?
(На доске вывешивается 2 рисунка. На одном небольшое изображение плана, на другом – карта.)
- Объясните мне, что изображено на рис.№1, на рис.№2?
- Докажите, что рис.№1 – это план? Вызывается ученик.
- Докажите, что рис.№2 – это карта? Вызывается ученик.
(Ученики могут представить свои доказательства в диалоге).
План:
- небольшой участок земли;
- имеет крупный масштаб;
- условные знаки;
- показаны стороны света С – Ю;
- расстояние точное.
Карта:
- большие пространства;
- имеет мелкий масштаб;
- условные знаки;
- условные линии – меридианы, параллели;
- расстояние неточное.
- Ребята! Что такое меридианы?
- Что такое параллели?
- Что такое экватор? Ответы учеников. Эталоны вывешиваются на доску.
- Нужны ли нам эти знания в путешествии?
Вы действительно обладаете большими знаниями. Мне не терпится показать вам эту карту. (Открывается карта путешествия).
Записка, которая прилагается к карте, гласит:
«Тот, кто прочитает эту карту, совершив по ней путешествие, станет обладателем сокровищ».
III этап. Локализация затруднения.
- Ребята, прочитаем карту. Что вы можете сказать? Что означают эти цвета на карте? Где находятся сокровища?
(Ученики испытывают затруднения).
- Да, мы этого не знаем. Может нам помогут сообщения ребят по карте, которые они подготовили к уроку.
1 ученик.
Человек начал рисовать карты, когда даже не задумывался над тем, круглая Земля или плоская. На Камчатке был найден рисунок на кости, учёные решили, что это одна из древних карт мира.
А вот в раскопках Месопотамии были найдены глиняные таблички, которые изображали известный тогда мир.
Карте мира, в центре которой изображён город Вавилон – 3,4 тысячи лет.
В пещерах, где тысячи лет назад жили люди, есть наскальные рисунки окружающей местности.
2 ученик.
Современные карты содержат только необходимые сведения. Но люди столкнулись с проблемой: на картах надо разместить столько, что на них просто не хватает для всего места. На помощь пришёл компьютер. В него вводятся все сведения о Земле и отдельных территориях. Так создаётся самая точная карта Земли.
3 ученик.
Карта старше глобуса, но карта это плоское изображение Земли.
Условные обозначения на карте те же, что и на глобусе. Они наносятся на полях карты и называются её легендой. Их необходимо знать, чтобы уметь её «читать», то есть понимать язык географии.
IV этап. Построение плана проекта.
По карте можно определить, что расположено в любом месте Земли. Как мы узнали из сообщений ребят, с помощью компьютера составлена самая точная карта Земли. Это карта называется геоинформационная система Земли.
На всех картах с помощью условных обозначений изображены равнины, горы, моря, озёра. Посмотрите на Физическую карту мира.
- Какие цвета, вы видите на карте?
По цвету на карте можно определить какова глубина водоёмов и высота гор и равнин. Помогите мне.
- Каким цветом на карте изображены озёра, реки, моря, океаны?
Если внимательно посмотреть на карту, то синий цвет представлен в разных оттенках от светло – голубого –это неглубокие водоёмы, до тёмно – синего – это глубины океанов, морей.
(На доску рядом с «картой путешествия» выкладываются карточки с условными обозначениями водоёмов, глубин, равнин, гор, высот.)
Зелёным и жёлтым цветом на карте и глобусе обозначают равнины. Равнины – это невысокие ровные или холмистые участки суши.
Разными оттенками коричневого цвета изображаются горы. Чем темнее цвет – тем выше горы.
V этап. Реализация построенного проекта.
- Каким цветом на карте изображены водоёмы, равнины, горы? Откройте рабочие тетради с.73.
- Прочитаем правило на с. 73. Посмотрите на нашу «карту путешествия».
- Что означает раскраска карты? (Есть равнины, реки, горы.)
Прочитаем рассказ в тетради в пол голоса на с. 70.
- Посмотрите на задание №1. Каким цветом раскрасим рисунки. (Объяснение ребят, комментирование своей работы).
Физ. минутка.
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Для того, чтобы вернуться к нашей «карте путешествия» нам нужно закрепить знания по чтению карт.
Сейчас мы будем работать в рабочей тетради: с.72 зад. №3.
На этой карте нет цветовых обозначений, нет условных знаков. На ней есть только контуры и подсказки. Такая карта называется контурной. Чтение задания вслух. Несколько ребят будут работать в группе, а остальные в рабочих тетрадях. В конце подведём итоги нашей работы.
(Проводится проверка. Работа группы вывешивается на доску, ребята дают пояснения. Свои дополнения вносят учащиеся с мест. Учитель выделяет тех ребят, кто придумал собственный знак «речной порт» - творческое задание).
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах.
- Какие новые знания, полученные сегодня вами на уроке, помогут нам начать путешествие?
- Как на картах выглядят равнины, водоёмы, глубины морей, горы и высоты?
- Я предлагаю вам поработать в парах. Ведь с другом и в дороге веселей! На партах возьмите файл с картой. Ваша задача: подписать все этапы пути. Их всего 4. Вам нужно, используя новые знания, подписать по какой местности проходит наше путешествие.
Эталон:
- Море.
- Равнины.
- Река.
- Горы.
Свои файлы ученики вывешивают на доску. Проверка по эталону.
(По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия.)
- Кто выполнил правильно?
- Кто допустил ошибки?
- В чём ошибки?
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.
- Какие знания пригодились в путешествии?
- Как на картах изображены водоёмы, горы, равнины?
- Назовите, какие ещё условные обозначения на карте вам знакомы?
IX этап. Рефлексия учебной деятельности.
Конечный пункт на нашей карте - это высокая гора, в которой находятся наши сокровища. Порадуемся вместе!
Вот мы прочитали карту.
- А где же сокровища? – спросите вы меня.
Вспомним девиз нашего урока. Чтение хором: « Ученье лучше богатства».
- Какое «богатство» вы сегодня получили на уроке?
- Зачем надо знать «язык карт» или уметь «читать» карты?
- Нужны ли вам эти знания в жизни?
Иначе получится, как в другой народной мудрости:
«Давал бы клад, да не умели взять».
Возьмите листок с вашей самооценкой. Поставьте «+» в том кружочке, где ответ вас устраивает.
О Я могу путешествовать, так как знаю русский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю русский, английский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю язык карт.
Ребята! Назовите тех, кто своей работой на уроке вам понравился?
Дом. задание состоит из трёх частей.
- с. 70, 71 читать, с. 71 зад. №2 (тренировка).
- Придумай свою карту, нарисуй её (творческое задание).
- с. 73 зад. №5. По карте создай макет местности (по желанию).