Открытый урок по геометрии в 8-м классе на тему "Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат"

Разделы: Математика


Тема: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»

Цель урока: Систематизировать, обобщить знания о четырех фигурах - параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, их свойствах, признаках.

Девиз урока:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
(М. В. Ломоносов).

План урока:   

  1. Загадки.
  2. Беседа с классом по вопросам.
  3. Работа по готовым чертежам (работа в парах).
  4. Применение в жизни (сообщение).
  5. Физкультминутка («истинно - ложно»).
  6. Тест (2 варианта).
  7. Домашнее задание: п. 45, 46, № 406,  № 411, на оценку «5» № 412.
  8. Самостоятельная работа
  9. Итоги урока.

1. Загадки:

УЧИТЕЛЬ: Вспомним определения четырехугольников. В этих загадках используются их свойства. Я читаю загадку, а вы поднимаете карточку с верным ответом (у каждого ученика карточки: параллелограмм, квадрат, ромб, прямоугольник).

1. Знаете ли вы меня
Хочу проверить,
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам.
(Квадрат)
2. И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хотя меня не называли,
И хоть я не зовусь квадратом
Он мне приходится родным братом.
(Прямоугольник)
3. Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам
Но все ж, скажи, дружок, кто я?
(Параллелограмм)
4. Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам.
(Ромб)

(См. Приложение4)
По окончанию задания каждый учащийся оценивает себя сам, выставляется первая оценка в «Карточку самооценки» (см. Приложение1)

2. Беседа с классом по вопросам:

  1. К какому виду четырехугольников относятся прямоугольник, ромб, квадрат?
  2. Назовите свойства параллелограмма?
  3. Назовите  признаки параллелограмма?
  4. Назовите особое свойства прямоугольника?
  5. Назовите особое свойства ромба?
  6. Назовите основные свойства квадрата?

3. Работа по готовым чертежам (работа в парах):
(См. Приложение5)
Задание: Указать вид четырехугольника на рисунках. Объяснить почему?


Двое учащихся выполняют это задание на откидной доске (работают в паре). Учитель проверяет задание, остальные учащиеся оценивают друг друга, выставляется вторая оценка в «Карточку самооценки» (см. Приложение1)

4. Применение в жизни.  (Сообщение):

Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В  жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ.
Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей.

Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.

В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожженном участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях, со временем промежутки между квадратами зарастают.

В сельском хозяйстве применяют квадратно – гнездовой способ посадки культур – урожай при  этом лучше, этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.

В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.

5. Физкультминутка («истинно - ложно»):

Учитель: Я скажу несколько предложений. Если предложение ложное, то вы встаете, если верное, то поднимаете руку.

  1. Диагонали прямоугольника равны.
  2. Все углы квадрата прямые.
  3. Диагонали параллелограмма равны.
  4. В ромбе все стороны равны.
  5. Диагонали прямоугольника перпендикулярны.
  6. В параллелограмме противоположные стороны равны.
  7. Диагонали ромба равны.

 6. Тест (2 варианта):

Вопросы, I вариант Ответы
1. Любой прямоугольник является а) Ромбом
б) Квадратом
в) Параллелограммом
2. Если в четырехугольнике диагонали равны,
взаимно перпендикулярны и имеют общую середину,
то этот четырехугольник
а) Ромб
б) Квадрат
в) Прямоугольник
3. Ромб, у которого один угол прямой является а) Квадратом
б) Прямоугольником
в) Параллелограммом
4. Какой четырехугольник не имеет собственно свойств,
а обладает свойствами других четырехугольников?
а) Прямоугольник
б) Ромб
в) Квадрат
5. Если в параллелограмме диагонали равны,
то этот параллелограмм
а) Ромб
б) Прямоугольник
в) Квадрат

1 2 3 4 5
         

Вопросы, II  вариант Ответы
1. Любой квадрат  является а) Параллелограммом
б) Прямоугольником
в) Ромбом
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны,
то этот параллелограмм - …
а) Ромб
б) Квадрат
в) Нет правильного ответа
3. В ромбе… а) Все углы равны
б) Все стороны равны
в) Диагонали равны
4. Параллелограмм, один из углов которого прямой является… а) Прямоугольником
б) Квадратом
в) Ромбом
5. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны,
то этот четырехугольник - …
а) Ромб
б) Квадрат
в) Нет правильного ответа

1 2 3 4 5
         

(см. Приложение2)

Результаты заносятся в таблицу, расположенную в конце теста, который содержит пять заданий. Выполнив тест,  учащиеся обмениваются результатами, учитель называет правильные ответы. За верно выполненное задание – 1 балл.
Оценка заносится в « Карточку самооценки » (см. Приложение1).

Выставляется итоговая оценка по трем заданиям в «Карточку самооценки».
Учитель подводит итоги  « Карточки самооценки ».

7. Домашнее задание: п. 45, 46, № 406,  № 411, на оценку «5» № 412.

8. Самостоятельная работа (см. Приложение3)

I вариант:

  1. Вычислить углы параллелограмма, если его углы, прилежащие к одной стороне, относятся как 2:7.
  2. В ромбе периметр равен 24 см, один из углов 120°. Чему равна длина меньшей диагонали.
  3. AEDF – параллелограмм. Доказать: ECFB – параллелограмм.

II вариант:

  1. Вычислить углы параллелограмма, если его углы, прилежащие к одной стороне, относятся как 4:5.
  2. В ромбе один из углов 120°, длина меньшей диагонали 5 см, найти периметр ромба.
  3. ABDE – параллелограмм. Доказать: ACDF – параллелограмм.

Двое учащихся  выполняют самостоятельную работу по вариантам на откидных досках.            По окончанию работы ученики сверяют свои решения с доской.

9. Подведение  итогов урока.

Рефлексия:

Если было хорошо у нас – улыбнись и покажи квадрат.
Если было скучно вам – покажи параллелограмм.
Если ждешь таких уроков – хлопни.
Если больше ничего не хочешь - топни.

Спасибо за внимание!