Цель: познакомить учащихся с органами дыхания, их функцией; показать значение дыхания для жизни человека.
Задачи:
- Значение органов дыхания в жизнедеятельности человека.
- Органы дыхания, как часть организма человека
- Воспитание гигиенических навыков.
- Просветительно-воспитательная работа о ценности здорового образа жизни.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир»,
- рабочая тетрадь,
- таблица «Органы дыхания»
- Диск «Моё тело» (БСЭ),
- сантиметровая лента,
- шарики,
- карточки с терминами (трахея, альвиолы, бронхи, фитонциды)
1. Включение детей в деятельность.
- Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)
- Сколько времени человек может находится без пищи? (до одного месяца)
- Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)
- Проверим. Вдохнули. (засечь время по секундомеру)
Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин.
- Почему?(тренированный человек)
- Что дают тренировки?
2. Работа над новым материалом.
- Исследование: измерить объем грудной клетки на выдохе и вдохе (вызвать для измерения двух уч-ся: слабого и активно занимающегося спортом, результаты записать на доске.)
- Чем объяснить разницу в объеме грудной клетки (тренированностью)
- Давайте проследим как воздух попадает в организм человека.
- Рассмотреть таблицы (в учебнике и на доске)
- Какую роль выполняет нос в дыхании?
- Почему важно дышать через нос, а не через рот?
(просмотр диска или презентации) Нос это сторожевой пост, проходя через него воздух согревается, увлажняется и очищается. - Что происходит, если мы дышим ртом? Воздух проходя через трахеи, бронхи, попадает в легкие (трахеи и бронхи представляют трубки) не соприкасается со слизистой оболочкой носа.
(Запись на доске)
Функции носа:
- Защитная.
- Согревает воздух.
- Увлажняет воздух.
- Защищает от попадания вредных веществ.
- Обонятельная функция.
- Что такое легкие? (предположения детей)
Легкие состоят из мельчайших пузырьков – альвеол, пронизанные капиллярами, которые насыщаются кислородом.
- Каков объем легких?
Если альвеолы разложить на волейбольной площадке, они займут всю её поверхность.
- Хочешь узнать твердые или мягкие легкие. (мягкие)
- Легкие являются очень важным органом для человека, что их защищает? (грудная клетка)
3. Работа с книгой.
- Самостоятельно чтение текста с. 68-69
- Прочитать какой путь проходит воздух и по каким органам?
- Что происходит в легких?
- Вы произносите слова при вдохе или при выдохе? (на выдохе)
- Давайте найдем у себя гортань. Потрогайте шею.
- Что вы чувствуете? (твердое ребристое образование – гортань)
- Когда мы дышим гортань открыта, а когда едим? (см. диск) (гортань закрывается)
- Почему закрывается во время еды? (чтобы пища не попадала в дыхательные пути)
«Когда я ем, я глух и нем.» - как вы объясните эту пословицу.
Вывод: во время еды нельзя разговаривать.
- Что собой представляют легкие? (губку)
- Что происходит в легких? (газообмен, кровь отдает углекислый газ и впитывает в себя кислород. )
4. Физминутка.
Раз, два - руки шире,
Дышим глубже - три, четыре.
Вдох - выдох, выдох - вдох.
Наш урок совсем не плох.
Мы подпрыгнем высоко,
Дышим ровно, глубоко,
Чтоб здоровье укреплять
Надо правильно дышать.
5. Работа по карточкам в группах ( с.71-72 )
1 группа. Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания?
Какие правила надо соблюдать, чтобы не заразиться? (записать их)
2 группа. Почему люди разводят комнатные растения?
3 группа. Почему одной из экологических задач, которые решает человечество, является борьба за чистый воздух ? Что нужно делать?
4 группа. Почему после каждого урока необходимо открывать форточки и проветривать класс?
Почему нужно приходить со сменно обувью?
5 группа. Что происходит с органами дыхания, если человек курит?
6. Рефлексия:
(можно оформить как кроссворд, в середине слово – дыхание.)
Итоги.
- Что на уроке для вас было новое и что интересно?
Домашнее задание. c. 68-72