Разработка урока биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

Разделы: Биология


Цели урока:

Образовательные:

  • создание условий для актуализации и расширения знаний, учащихся о плодах как репродуктивном органе цветкового растения;
  • ознакомления с классификацией плодов;
  • формирования умений и навыков распознавать плоды.

Воспитательные:

  • создание условий для сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие:

  • создание условий дляразвития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
  • развития умений анализировать, делать выводы.

Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный комплекс;
  • электронная презентация;
  • фильмотека;
  • плоды, корнеплоды растений;
  • рабочий лист для каждого ученика;
  • раздаточный материал для рефлексии.

Формы и методы:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Методы, активизирующие мышление
  • Использование опорных схем
  • Самостоятельная работа
  • Эксперимент
  • Наглядный метод обучения

Структура урока:

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Актуализация знаний через повторение(6 мин.)
  3. Целеполагание (2 мин.)
  4. Изучение нового:
    • Постановка проблемной ситуации (3 мин.)
    • Решение проблемы (3 мин.)
  5. Физкультминутка (1 мин.)
    • Самостоятельная работа учащихся (10 мин.)
    • Обсуждение результатов работы (4 мин.)
    • Беседа (4 мин.)
  6. Подведение итогов урока (3 мин.)
  7. Рефлексия (2 мин.)
  8. Постановка домашнего задания (1 мин.)

Планируемые результаты обучения

Знать:

  • понятие плод;
  • классификацию плодов;
  • значение плодов.

Уметь:

  • распознавать плоды;
  • oпределять виды сухих и сочных плодов.

На уроке используется технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровье-сберегающей технологий.

Ход урока

Здравствуйте ребята!
Добрый день, мои друзья!
Посмотрите на меня.
А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю!
Посмотрите друг на друга.
Протяните соседу руку.
И скажите не тая, что все, все мы здесь друзья!

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (приложение №1)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой большой раздел в биологии вы сейчас изучаете?
- Верно!
Я предлагаю обратить ваше внимание на экран (приложение №2 - слайд №1). На слайде показана схема, из которой видно, что все органы цветковых растений делятся на две большие группы. Какие, назовите их?
- Правильно! Но как мне кажется, на этой схеме, есть какая- то путаница. Найдите ошибку и исправьте ее. Для этого возьмите свои рабочие листы и выполните задание №1, расставив в пустые прямоугольники правильно названия основных органов цветкового растения.
- Выполнили? Давайте назовем органы вегетативные
- А репродуктивные?
- Давайте проверим правильность выполнения задания. Нам в этом поможет следующий слайд. (слайд №2) Посмотрите на экран и проверьте себя, у кого есть ошибки, обязательно их исправьте.
- Молодцы ребята! Скажите, какой репродуктивный орган цветковых растений вы изучали на последнем уроке? А, сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеосюжет.
(слайд №3 - распускание цветов).

- Мы сейчас наблюдали красивое явление распускания цветов в природе. Так давайте, же вспомним строение цветка (слайд №4), найдите у себя в рабочих листах задание №2. Вам нужно подписать все части цветка. На рисунке они обозначены цифрами и буквами, а справа написаны все части цветка, вы должны лишь подписать, какая буква или цифра соответствует этой части цветка. Выполнив задание, поработайте в парах, чтобы проверить, друг друга, обсудите правильность выполнения задания.

- Кто желает пойти к доске и назвать все части цветка?
- Проверить правильность выполнения задания можно по слайду (слайд №5). У кого есть ошибки, исправьте, пожалуйста.
- Ребята скажите, что образуется на месте цветка после отцветания растений?
- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (слайд №6)
- Запишите себе в рабочий лист тему урока.
- Ребята, а что вы хотите сегодня на уроке узнать о плодах?
- Запишите цели урока, которые стоят перед вами в ваши рабочие листы
- Значит нам предстоит ответить на три основные вопроса урока (слайд №7-8) Что? Какие? Зачем?
- Итак, когда поставлены цели, урока, мы приступаем к изучению нового материала. И первым перед нами стоит вопрос ЧТО? (слайд №9) У меня в корзинке что-то лежит. Скажите что это такое? Это все плоды или нет?
(ученики высказываются, размышляют)
- А давайте, чтобы развеять наши сомнения заглянем во внутрь всех этих предметов (разрезать предметы). Какую разницу вы видите?
- Итак, что такое плод?
Правильно, молодцы! (Слайд №9)

Стенка плода, так называемый околоплодник образуется из разросшихся стенок завязи. Семязачаток находится в завязи пестика и служит для развития семени. Запишите себе в рабочий лист, что такое плод.
- Ответили на вопрос ЧТО?
- Какой вопрос будет следующим?
- Правильно! Как вы думаете, какие бывают плоды? Посмотрите на экран (слайд №10). Сравните плоды нарисованные на картинке слева и на картинке справа? В чем их отличие?
- Верно, молодцы! Плоды бывают сухие и сочные. (слайд №10) Давайте приведем примеры растений, у которых образуются сухие плоды.
- А теперь подумайте, у каких растений образуются сочные плоды?
- А можно сказать, что плоды отличаются друг от друга наличием количества семян внутри?
- Сравните плод сливы и плод помидора? В чем разница? (слайд №10) Так вот, оказывается, что в зависимости от наличия количества семян внутри плода есть односемянные и многосемянные плоды. Если у плода одно семя – это односемянной плод, Если два и более, то – это многосемянной плод. Найдите в своих рабочих листах после вопроса КАКИЕ? Схему, о том какие плоды бывают, и заполните ее.
- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)

- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.
- А сейчас, я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. В продолжение заполнения начатой схемы самостоятельная работа «Классификация плодов». Рассмотрите на экране (слайд№11) плоды, предложенных вам растений. Вы должны будете поместить в вашу таблицу в рабочей тетради названия растений в соответствии с классификацией плодов.
- А теперь проверим, что у нас получилось.
- Не всегда название растения совпадает с названием плода. Я помогу вам разобраться в этом. Вишня это растение, плод этого растения называется костянка. Костянка это сочный односемянной плод, семя одно и большое. Подпишите в таблице, что плод вишни называется костянка. Назовите еще примеры растений, плоды которых называются костянка?
- У крыжовника плод ягода, многосемянной, сочный плод. Назовите еще примеры растений, плоды которых называются ягода?

- У капусты плод называется стручок и относится к сухим, многосемянным плодам. Плод стручок имеется у таких растений как редис, редька, сурепка, брюква. Плод растения яблоня, называется яблоко, это многосемянной, сочный плод. Подсолнечник имеет сухой односемянной плод, который называется семянка. У фасоли плод называется боб – это сухой многосемянной плод. Такой плод созревает у гороха, бобов, акации. У мака плод называется коробочка, это сухой, многосемянной плод. Такой плод образуется у тюльпана, табака, фиалки, хлопчатника. У одуванчика односемянной, сухой плод, который называется летучка, у клена односемянной, сухой плод, называется крылатка. У дуба односемянной, сухой плод, называется желудь. У ореха, односемянной, сухой плод, называется орешина (слайд №12)
- Последний вопрос урока, который мы ставили пред собой – ЗАЧЕМ? Кто скажет, зачем нужны семена?
Главное значение плода – это формирование, защита и распространение семени. (слайд №13) А также плоды принимают в пищу люди и животные. Запишите это в свои рабочие листы.

- Итак, скажите какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? (слайд№14) Достигнуты ли цели урока?
- Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? Предлагаю вашему вниманию видеосюжет. (слайд №15)
- А что вы хотите узнать? Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какой репродуктивный орган цветкового растения мы еще не изучали?
- Скажите ребята, вам понравился урок? А что понравилось больше всего? Соберите в мою корзинку плоды, которые лежат у вас на столе, цветной плод вкусный, не цветной не вкусный, Ваше настроение тоже может быть хорошим и не хорошим. Положите в корзину плод, схожий с вашим настроением.

  • Прочитать § 6, стр. 40
  • Заполнить таблицу в рабочих листах
  • Дополнительное задание: Найти из дополнительных источников названия других видов плодов, встречающихся в природе (слайд №16). Спасибо за урок!( слайд №17)