Приобщение к традициям православной культуры на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В XXI столетии проблема взаимосвязи языка и культуры перемещается в центр внимания философов, культурологов, филологов, педагогов. Невозможно существование языка, который не был бы погружен в контекст культуры.

Воспитание любви к родному слову, формирование культурологической компетентности личности – важная и актуальная задача гуманитарного образования XXI века. Современная социальная и языковая ситуация требует новых подходов к изучению родного языка, причём уже на начальном этапе его освоения. Влияние западной культуры в России значительно снижает порог духовности и нравственности граждан, что не может не беспокоить всё общество. Необходимо активное противодействие этому с помощью изучения и пропаганды великой русской культуры, её духовно-нравственных ценностей.

Предлагаемая инновация постижение русского языка на духовно-нравственных ценностях народной, православной культуры помогает сформировать этноязыковую грамотность, приобщить молодежь к основам православной культуры, воспитать высокие нравственные качества. Этнокультурное наследие имеет глубокие корни и является тем фундаментом, на котором держится нравственность и духовность поколений.

Изучение православной культуры, ее истории, храмов, праздников на уроках русского языка на текстовом материале дает возможность уже на начальном этапе формирования личности приобщить ребенка к нравственным истокам народа. Тексты подобного типа могут использоваться на уроках развития речи, при изучении определенной темы или во внеклассной работе. Приведем примеры таких текстов с заданиями для учащихся 3-4-x классов.

Текст 1. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Храм на Руси всегда особо почитался. От него как бы расходились лучи Божественного влияния на всю мирскую округу.
Для построения храмов христиане с древних времён предпочитали места возвышенные, следуя обычаю древних народов. Алтари в храме направлены на восток. Формы храмов с древних времён были очень разнообразны. Излюбленными формами издревле являются продолговатые, наподобие корабля, и крестообразные, а также круглые и восьмиугольные.

К наружным особенностям храмов можно отнести купола или главы в большем или меньшем числе (большей частью – пять), колокольни или звонницы, а также кресты на главах. По внутреннему устройству и расположению христианский храм делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь.

Вопросы:

  1. Почему храмы на Руси всегда особо почитались?
  2. Что относится к наружным особенностям храма?
  3. Определите  по толковому словарю значение  слов «притвор» и «алтарь».
  4. Подчеркните в тексте имена существительные.
  5. Назовите  внутренние  части  храма,  опишите  их  по  своим наблюдениям.

Текст 2.
КОЛОКОЛ ЕДИНЕНИЯ

3 мая 2000 года на территории Прохоровского района Белгородской области произошло событие, которому суждено стать знаковым не только для Святого Белогорья, но и всех жителей славянских государств.

Никогда прежде на прохоровской земле не встречали президентов сразу трёх государств: президента России В.В. Путина, Украины Л.Д. Кучму и республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Самым ярким и символичным эпизодом встречи трёх президентов стало их участие в церемонии открытия у храма святых апостолов Петра и Павла Часовни единения трёх братских славянских народов.

Колокол представляет собой почти пятнадцатиметровое сооружение из трёх арок, которые органично вписаны в круг и увенчаны куполом с православным крестом. Колокол «Единения», который находится под куполом, освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Вопросы:

  1. Какое  событие  произошло  3  мая  2000  года  на  территории Прохоровского района у храма святых апостолов Петра и Павла?
  2. Как вы понимаете название колокола «Единение трёх братских славянских народов»?
  3. Кто освятил колокол «Единения»?
  4. Объясните значение слов знаковый, символ.
  5. Найдите в тексте глаголы и задайте к ним вопросы.

Текст 3. Прочитайте и перескажите текст.
ЗВОННИЦА

Звонница - монумент Победы - воздвигнута в память о погибших воинах 12 июля 1943 года в танковом сражении под Прохоровкой в Белгородской области. Монумент был открыт 3 мая 1995 года.

Звонница состоит из четырёх белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера - символ солнца, исторический символ русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы - заступницы и защитницы России. Над пилонами, в круглой части из белого мрамора, золотым блеском сияют слова: «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих». Ниже виден золоченый лавровый венок – символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся в нем навеки. Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом три с половиной тонны.

Вопросы:

  1. Какому событию посвящено строительство Звонницы?
  2. Определите значение слова пилон по толковому словарю.
  3. Найдите в тексте прилагательные, подчеркните их.
  4. Как вы понимаете слова: «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих»?
  5. Тексты о православных традициях можно использовать и для изложений, и для внеклассной работы с учениками.

Текст 4. Прочитайте и перескажите текст.

Конец весны - начало лета (май и июнь) - время новых праздников, отмеченных в народном календаре края по-особому. В числе первых по времени значится Вознесение Господне, именуемое в ряде регионов как «Взнесенье», «Ушествие», «Вшествие», «Шестие» - праздник, в котором христианское и языческое начало переплетены воедино.

К первому - относится предание о воскресении и вознесении Господа на небо, чтобы раскрыть для нас двери царства Божия. По традиции на Вознесение повсеместно пекут символические лесенки - удлиненной формы хлебные изделия с поперечными украшениями в виде перекладинок, как бы лестничных ступенек, «чтобы спасителю было легче взобраться туда».

Ко второму - относятся обряды, связанные с почитанием земли-матушки, буйной растительности, хлебных злаков. Неслучайно, что именно в поле девушки соединяли свои «лесенки» вместе для роста ржи, пшеницы, конопли со словами: «Дай нам, Боже, ныне много, а на лето еще боле». Затем обрядовое печенье съедалось, а в ряде мест - хранилось в святом углу до сбора урожая.

Вопросы:

  1. Как именуется этот праздник у нас в области?
  2. Какое предание вкладывает христианское начало?
  3. Что относится к языческому началу?
  4. Объясните значение слова обряд.

Текст 5. Прочитайте и перескажите текст.
ПАСХА

Праздником праздников называли на Руси Пасху - Светлое Христово Воскресенье, отмечаемую с огромным благоговением, торжеством и радостью. И неудивительно, что наши предки обставили ее множеством обрядовых действ, идущих из глубины веков. Прежде всего - это обычай дарить яйца, в знак уважения и почитания. Яйца символизировали в мировоззрении древних Вселенную. В древнерусских летописях находится одно из объяснений этому: «Небо и земля по всему подобны яйцу: скорлупа аки небо; плева аки облацы; белок аки вода; желток аки земля».

Знаком примирения, выражения любви, прощения является у селян обычай «лобызания», одаривания друг друга крашеными яйцами после радостного приветствия друг другу: «Христос Воскресе!» - и еще более радостного ответа: «Воистину Воскрес!». Этому обычаю строго следовали в каждой семье. Затем хозяйка вскармливала горбушку освященного хлеба скотине, «чтобы не болела и хорошо плодилась», и лишь потом домочадцы ели освященные куличи, пасхи, крашеные яйца, окорок, мясо. Часть ритуальной пищи оставляли для кладбища, «душам усопших».

Вопросы:

  1. Почему на Светлое Христово Воскресенье дарить крашеные яйца?
  2. Объясните значение слова благоговение.
  3. Какие слова принято говорить друг другу на Пасху?
  4. Дополните текст 2-3 предложениями о том, какие из праздничных блюд вы пробовали на пасху?

Предлагаемая система работы.

Может использоваться в начальной школе при изучении различных тем по усмотрению учителя, так как одновременно решается две важные задачи:
а) формирует языковую компетентность;
б) воспитывает уважение к своему народу, его традициям и культуре.

Список используемой литературы

  1. Давыдов В.И. Духовные родники святого Белогорья / В.И. Давыдов. – Белгород, 1999. - 109 с.
  2. России черноземный край. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. - 864 с.