Мониторинг универсальных учебных действий ФГОС второго поколения по русскому языку в 7-м классе с неродным языком обучения

Разделы: Русский язык


Результат освоения основной образовательной программы по русскому языку в 7 классе с русским (неродным) языком обучения

Результаты формирования УУД по ФГОС 2 поколения

Одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования на период 2010 года является достижение современного качества образования. Для решения этой задачи необходимо создать систему независимого контроля и оценки качества образования.

Н.Д.Бондаренко и Н.Ф.Лапшина в своей статье "О региональной системе оценки качества образования в Краснодарском крае" пишут: "Во всех регионах России созданы структуры, осуществляющие в той или иной мере оценку качества образования. При этом в каждом случае используются собственные технологии, критерии и нормы оценивания. Начала создаваться общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). Однако еще не сформировано единое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Таким образом, каждый субъект образовательного процесса вправе предложить свое мнение на Требования Стандарта: основные результаты которого:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции

В своей работе представляю сравнительный анализ результатов формирования УУД по новому стандарту в школах с русским (неродным) языком обучения. Работу рекомендуется использовать в системе оценки качества обучения отдельных учебных предметов, в частности, для самооценки различных аспектов деятельности учителей. Данный экспериментальный мониторинг является САМООЦЕНКОЙ - распространенным инструментом улучшения процессами и результатами персональной деятельности участника образовательного процесса. К данной работе можно относиться творчески, изменяя и развивая ее в зависимости от целей, объектов и субъектов мониторинга.

Для создания этого мониторинга исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2 поколения, где основное внимание уделяется на личностные, метапредметные и предметные результаты

Методика отслеживания (Инструментарий) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы,

Определение уровней:

  • 1 балл - низкий
  • 2 балл - средний
  • 3 балл - высокий

Личностный результат УУД

  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
    (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
    (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
    (осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

Метапредметный результат УУД

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные

  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения
  • выполнение логических операций:
    • сравнения,
    • анализа,
    • обобщения,
    • классификации,
    • установления аналогий
    • подведения под понятие

Коммуникативные

  • речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
  • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
  • владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

3. Предметные результаты

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Сравнительный анализ результатов обучения учащихся 7 класса по русскому языку (за 2008-09 и 2009-2010 - 1 полугодие)

Фамилия имя учащегося Личностный результат УУД Метапредметный результат УУД Предметные результаты
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл
1 Атласов Степа 3 5 13 17 10 12
2 Гаврильев Антон 3 4 14 13 9 10
3 Гаврильева Дайаана 8 8 21 25 17 18
4 Данилов Ваня 8 9 27 26 18 18
5 Ильин Павел 6 7 22 24 16 18
6 Константинов Кэскил 5 5 19 13 14 12
7 Кривошапкин Коля 4 4 10 10 7 8
8 Лугинова Уйгулаана 6 8 19 27 15 18
9 Новиков Ваня 4 4 10 10 7 7
10 Парникова Надя 4 4 13 16 11 13
11 Протопопов Ваня 6 5 15 17 12 13
12 Сивцев Мичил 5 3 13 10 11 9
13 Соловьева Уйгулаана 8 9 27 27 18 18
14 Федорова Айта 9 8 29 25 18 18
15 Фомин Сережа 3 4 10 11 6 10
16 Пахомов Антон   9   26   18
17 Иванова Лия   4   10   8
18 Маркова Уля   5   14   11
 

 

Вывод: Н (3,4) - 6

С (5,6,7)- 5

В (8,9) - 4

Н (3,4) - 7

С(5,6,7)- 4

В (8,9) - 6

Н-7

С-5

В-3

Н-8

С-3

В-7

Н (6,7,8,9) - 4

С (10,11,12.13)- 4

В (14,15,16,17,18) - 7

Н (6,7,8,9) - 4

С(10,11,12.13)- 7

В (14,15,16,17,18) - 7

Таким образом, результат обучения учащихся 7 класса по русскому языку (за 2008-09 и 2009-2010 - 1 полугодие) показывает, что наиболее высокий результат достигнут в разделе "Предметные результаты", где с низким баллом 4 учащихся из 18 человек в классе. Мне, как учителю русского языка, предстоит задача: тщательно работать над достижением у учащихся высоких показателей личностного результата.

Приложение 1. Личностный результат:

Фамилия имя учащегося самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация Итого
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл
1 Атласов Степа 1 1 1 2 1 2 3 5
2 Гаврильев Антон 1 1 1 1 1 2 3 4
3 Гаврильева Дайаана 3 3 2 2 3 3 8 8
4 Данилов Ваня 3 3 2 3 3 3 8 9
5 Ильин Павел 2 2 1 2 3 3 6 7
6 Константинов Кэскил 2 2 1 1 2 2 5 5
7 Кривошапкин Коля 1 1 1 1 2 2 4 4
8 Лугинова Уйгулаана 2 3 2 2 2 3 6 8
9 Новиков Ваня 1 1 1 1 2 2 4 4
10 Парникова Надя 2 1 1 1 1 2 4 4
11 Протопопов Ваня 3 2 1 1 2 2 6 5
12 Сивцев Мичил 2 1 1 1 2 1 5 3
13 Соловьева Уйгулаана 3 3 2 2 3 3 8 9
14 Федорова Айта 3 2 3 3 3 3 9 8
15 Фомин Сережа 1 1 1 1 1 2 3 4
16 Пахомов Антон   3   3   3   9
17 Иванова Лия   2   1   1   4
18 Маркова Уля   2   2   1   5
  Вывод: Н - 5

С - 5 уч

В - 5 уч

Н - 6 уч

С - 6 уч

В - 5 уч

Н -10 уч

С - 4 уч

В - 1 уч

Н -9 уч

С - 6 уч

В - 3 уч

Н -4 уч

С - 6 уч

В - 5 уч

Н - 2 уч

С - 9 уч

В - 7 уч

Н (3,4) - 6 уч

С (5,6,7)- 5 уч

В (8,9) - 4 уч

Н (3,4) - 7 уч

С(5,6,7)- 4 уч

В (8,9) - 6 уч

Приложение 2. Метапредметный результат УУД:

  Фамилия имя учащегося Регулятивные Познавательные Коммуникативные Итого
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6кл 7кл
1 Атласов Степа 4 6 6 7 3 4 13 17
2 Гаврильев Антон 4 5 7 5 3 3 14 13
3 Гаврильева Дайаана 6 7 9 11 7 7 21 25
4 Данилов Ваня 7 7 12 11 8 8 27 26
5 Ильин Павел 5 5 11 11 6 8 22 24
6 Константинов Кэскил 5 4 8 5 6 4 19 13
7 Кривошапкин Коля 3 3 4 4 3 3 10 10
8 Лугинова Уйгулаана 5 8 8 11 6 8 19 27
9 Новиков Ваня 3 3 4 4 3 3 10 10
10 Парникова Надя 4 6 6 7 3 5 13 16
11 Протопопов Ваня 5 6 6 6 4 5 15 17
12 Сивцев Мичил 4 3 5 4 4 3 13 10
13 Соловьева Уйгулаана 8 8 11 11 8 8 27 27
14 Федорова Айта 9 8 11 9 9 8 29 25
15 Фомин Сережа 3 3 4 5 3 3 10 11
16 Пахомов Антон   7   11   8   26
17 Иванова Лия   3   4   3   10
18 Маркова Уля   5   5   4   14
    Н (3,4) - 7

С (5,6,7)- 6

В (8,9) - 2

Н (3,4) - 5

С(5,6,7)- 8

В (8,9) - 3

Н (4,5,6) - 7

С (7,8,9)- 4

В (10,11,12) - 4

Н (4,5,6) - 9

С(7,8,9)- 3

В (10,11,12) - 6

Н (3,4) - 8

С (5,6,7)- 4

В (8,9) - 3

Н (3,4) - 9

С(5,6,7)- 3

В (8,9) - 6

Н-7

С-5

В-3

Н-8

С-3

В-7

Приложение 2.1. Регулятивные УУД:

Фамилия имя учащегося Управление своей деятельностью Контроль и коррекция Инициативность и самостоятельность Итог
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл
1 Атласов Степа 2 2 1 2 1 2 4 6
2 Гаврильев Антон 1 1 1 2 2 2 4 5
3 Гаврильева Дайаана 2 3 2 2 2 2 6 7
4 Данилов Ваня 2 2 3 3 2 2 7 7
5 Ильин Павел 2 1 2 2 1 2 5 5
6 Константинов Кэскил 2 2 2 1 1 1 5 4
7 Кривошапкин Коля 1 1 1 1 1 1 3 3
8 Лугинова Уйгулаана 2 3 1 2 2 3 5 8
9 Новиков Ваня 1 1 1 1 1 1 3 3
10 Парникова Надя 2 2 1 2 1 2 4 6
11 Протопопов Ваня 2 2 1 2 2 2 5 6
12 Сивцев Мичил 2 1 1 1 1 1 4 3
13 Соловьева Уйгулаана 3 3 2 2 3 3 8 8
14 Федорова Айта 3 3 3 3 3 2 9 8
15 Фомин Сережа 1 1 1 1 1 1 3 3
16 Пахомов Антон   3   2   2   7
17 Иванова Лия   1   1   1   3
18 Маркова Уля   2   1   2   5
  Вывод: Н -4

С -9

В - 2

Н -7

С - 6

В - 5

Н -9

С - 4

В - 2

Н -7

С -9

В -2

Н - 8

С -5

В -2

Н - 6

С - 9

В -2

Н (3,4) - 7

С (5,6,7)- 6

В (8,9) - 2

Н (3,4) - 5

С(5,6,7)- 8

В (8,9) - 3

Приложение 2.2. Познавательные УУД:

Фамилия имя учащегося Работа с информацией Работа с учебными моделями Использование знако-символических средств, общих схем решения Выполнение логических операций Итог
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл
1 Атласов Степа 1 1 1 2 2 2 2 2 6 7
2 Гаврильев Антон 1 1 2 2 2 1 2 1 7 5
3 Гаврильева Дайаана 2 2 2 3 3 3 2 3 9 11
4 Данилов Ваня 3 2 3 3 3 3 3 3 12 11
5 Ильин Павел 2 2 3 3 3 3 3 3 11 11
6 Константинов Кэскил 2 1 2 2 2 1 2 1 8 5
7 Кривошапкин Коля 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4
8 Лугинова Уйгулаана 2 3 2 3 2 3 2 3 8 11
9 Новиков Ваня 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4
10 Парникова Надя 1 2 2 1 1 2 2 2 6 7
11 Протопопов Ваня 2 1 1 2 2 1 1 2 6 6
12 Сивцев Мичил 1 1 1 1 1 1 2 1 5 4
13 Соловьева Уйгулаана 3 3 3 2 3 3 2 3 11 11
14 Федорова Айта 3 3 3 2 3 2 2 2 11 9
15 Фомин Сережа 1 2 1 1 1 1 1 1 4 5
16 Пахомов Антон   3   3   2   3   11
17 Иванова Лия   1   1   1   1   4
18 Маркова Уля   2   1   1   1   5
  Вывод: Н - 7

С - 5

В - 3

Н -8

С - 6

В - 4

Н - 6

С - 5

В - 4

Н -7

С -6

В -5

Н - 5

С -5

В -5

Н - 9

С - 4

В - 4

Н - 4

С -9

В -2

Н - 8

С - 4

В -6

Н (4,5,6) - 7

С (7,8,9)- 4

В (10,11,12) - 4

Н (4,5,6) - 9

С(7,8,9)- 3

В (10,11,12) - 6

Приложение 2.3. Коммуникативные УУД:

Фамилия имя учащегося Речевая деятельность Навыки сотрудничества Владение всеми видами речевой деятельности Итог
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл
1 Атласов Степа 1 2 1 1 1 1 3 4
2 Гаврильев Антон 1 1 1 1 1 1 3 3
3 Гаврильева Дайаана 2 2 3 2 2 3 7 7
4 Данилов Ваня 3 3 2 2 3 3 8 8
5 Ильин Павел 2 3 2 2 2 3 6 8
6 Константинов Кэскил 2 1 2 1 2 2 6 4
7 Кривошапкин Коля 1 1 1 1 1 1 3 3
8 Лугинова Уйгулаана 2 3 2 2 2 3 6 8
9 Новиков Ваня 1 1 1 1 1 1 3 3
10 Парникова Надя 1 2 1 1 1 2 3 5
11 Протопопов Ваня 1 2 1 1 2 2 4 5
12 Сивцев Мичил 2 1 1 1 1 1 4 3
13 Соловьева Уйгулаана 3 3 2 2 3 3 8 8
14 Федорова Айта 3 3 3 2 3 3 9 8
15 Фомин Сережа 1 1 1 1 1 1 3 3
16 Пахомов Антон   3   2   3   8
17 Иванова Лия   1   1   1   3
18 Маркова Уля   2   1   1   4
  Вывод: Н -7

С -5

В - 3

Н -7

С - 5

В - 6

Н -8

С - 5

В - 2

Н -11

С -7

В -0

Н - 7

С -5

В -3

Н - 8

С - 3

В -7

Н (3,4) - 8

С (5,6,7)- 4

В (8,9) - 3

Н (3,4) - 9

С(5,6,7)- 3

В (8,9) - 6

Приложение 3. Предметные результаты УУД:

Фамилия имя учащегося Освоение базовых понятий Знание языковых единиц Употребление языковых единиц в речевой практике Знание основных особенностей русского языка Умение пользоваться различными видами словарей Чтение и понимание общего содержания текстов Итого
6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл 6 кл 7 кл
1 Атласов Степа 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 10 12
2 Гаврильев Антон 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 9 10
3 Гаврильева Дайаана 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 17 18
4 Данилов Ваня 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 18 18
5 Ильин Павел 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3 16 18
6 Константинов Кэскил 2 2 2 2 2 1 2 2 3 3 3 2 14 12
7 Кривошапкин Коля 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 7 8
8 Лугинова Уйгулаана 3 3 2 3 2 3 2 3 3 3 2 3 15 18
9 Новиков Ваня 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 7 7
10 Парникова Надя 2 2 2 2 1 2 2 2 3 3 1 2 11 13
11 Протопопов Ваня 2 2 2 2 1 2 2 2 3 3 2 2 12 13
12 Сивцев Мичил 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 11 9
13 Соловьева Уйгулаана 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 18 18
14 Федорова Айта 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 18 18
15 Фомин Сережа 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 6 10
16 Пахомов Антон   3   3   3   3   3   3   18
17 Иванова Лия   1   1   1   1   2   2   8
18 Маркова Уля   2   2   1   2   2   2   11
  Вывод: Н -3

С -6

В - 6

Н -3

С - 8

В - 7

Н -6

С - 4

В - 5

Н -5

С -6

В -7

Н - 7

С -5

В -3

Н -7

С - 4

В -7

Н - 4

С -7

В -4

Н - 5

С - 6

В -7

Н - 1

С -5

В -9

Н - 0

С - 8

В -10

Н -4

С -5

В -6

Н -2

С - 9

В -7

Н (6,7,8,9) - 4

С (10,11,12.13)- 4

В (14,15,16,17,18) - 7

Н (6,7,8,9) - 4

С(10,11,12.13)- 7

В (14,15,16,17,18) - 7

Использованная литература:

  1. Н.Д.Бондаренко и Н.Ф.Лапшина "О региональной системе оценки качества образования в Краснодарском крае"// Стандарты и мониторинг в образовании. №4, 2009
  2. Примерны программы основного общего образования. Русский язык.- М.: Просвещение.2009
  3. Г.В Репкина, А.П.Заика Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Томск,: Пеленг, 1992.