Программное содержание:
- учить выполнять задания по инструкции;
- учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;
- закреплять знания характерных примет времен года;
- совершенствовать умения выделять объект из группы по одному, двум признакам;
- закреплять понимание того, что на людях лежит ответственность сохранения богатства и красоты природы;
- воспитывать любознательность.
Предварительная работа:
- проведение дидактических игр « От какого дерева листочек», «Определи по описанию», « Что лишнее», « Кто где живёт», «Да или нет»;
- организация наблюдений за сезонными изменениями в природе, работа с календарём наблюдений в природе, экскурсии в парк;
- рассматривание плакатов, рассказывающих о правилах поведения в природе, решение проблемных ситуаций «Как надо поступить?», «Что бы сделал ты?»
Оборудование:
- 5 столов – парт;
- 5 наборов сигнальных карточек с цифрами от 1 до 4;
- 4 магнитных доски, картина с изображением животных, грибов, времён года, деревьев, листочков клёна;
- плакат правил поведения в природе;
- 40 звёздочек;
- песочные часы для хронометража.
Технические средства: магнитофон с аудиозаписью.
Ход игры
Ведущая: Добрый день, интеллектуальная игра «Звёздный час» приветствует участников и гостей. Сегодня тема нашей игры «Люби и берега природу». Дети смогут показать свои знания в области природного окружения. И как всегда сегодня победителей и самых активных участников ждут подарки и утешительные призы.
Представляю участников:
- Ганжа Катя - Увлекается шитьём, собирает вкладыши, любит гулять. Мечтает завести собаку.
- Комлев Никита - Увлекается спортом (гантели), собирает значки. Мечтает стать волшебником.
- Пивоваров Лавруша - Очень любит лепить, собирает картинки из журналов, мечтает о том, чтобы его мама никогда не болела.
- Мазурина Ира - Увлекается рисованием. Ухаживает на даче за домашними животными. Мечтает иметь собственную квартиру. Хочет быть принцессой.
- Бессонова Ира - Любит рисовать, помогает маме. Хочет чтобы всё кругом было красиво.
Напоминаю правила игры: На заданные вопросы отвечают только участники игры при помощи оригинальных карт. А зрителям-болельщикам будут отдельно вопросы. Игроки за каждый правильный ответ получают по 5 баллов.
Внимание!
- Перед вами картины, объединенные одной темой: «Времена года», отражающие зиму, весну, осень и лето. Картины под какими номерами надо переставить, чтобы исправить ошибку?
Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
- Перед вами рисунки с изображением грибов. Определите, какой гриб несъедобный?
Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
- Перед вами на столе листок дерева. Определите, какому из изображенных деревьев он принадлежит?
Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
Физминутка для участников и зрителей.
А сейчас для болельщиков наших игроков загадки: правильный ответ отмечается звёздочкой.1. Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
(Болото)2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь).3. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
(Белка)4. Мы виделиодетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)5. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной.
А зовут меня...
(Луной).6. Доброе, хорошее,
На людей глядит.
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)Ведущая предоставляет слово жюри. Промежуточный итог: кто набрал на данном этапе большее количество звёздочек и лидирует в игре. Выразить поддержку тем участникам игры у кого низкие результаты.
Продолжаем нашу игру. - На картинках перед вами изображены: лось, лягушка, медведь, черепаха. Определите, чей голос звучит?
Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
- Перед вами плакаты, напоминающие нам о правилах поведения в лесу, в природе. А теперь послушайте ситуацию.
Во время прогулки по лесу мальчики увидели очень много интересного. Миша с Юрой нашли земляничную поляну, они с удовольствием лакомились ягодами и позвали к себе Сашу, но Саша задержался в нескольких метрах от ребят, и чем-то увлекся.
Подойдя к нему ребята заметили, что он бьёт руками муравьев, бегущих по его ногам, а рядом с ним разрушенный муравейник.
Какое правило напомнили Саше его друзья?Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
- Вы видите плакаты с изображением диких животных; заяц, лиса, лось, овца. Определите, какое животное не принадлежит к этой группе?
Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
- Какое из изображенных на картинках растений занесено в «Красную книгу»
Выявление участника или участников быстрее всех справившихся с заданием пока не закончилось отведённое время (песочные часы), вручение звёздочек.
Ведущая: Пришла пора подвести итог сегодняшнего состязания эрудитов. Пока жюри подсчитывает результаты давайте вспомним известные вам приметы, связанные с временами года. За каждый ответ болельщики получают звёздочки.В зимний холод всякий молод.
Зиме и лету перемены нету.
Что летом ногой пихнешь,
то зимой рукой возьмешь.
Зимний денёк воробьиный скок.
Весна красна цветами, а осень - пирогами.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.
Вода на лугу - сено в стогу.
Летний день - сад кормит.
Летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь.
Умножил Бог лето мухами, а зиму морозами.
Лето идёт вприпрыжку, а зима - вразвалочку.
В летнюю пору заря с зарей сходится.
Осенью и у воробья пир.
Осень всех наградила, всё загубила.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.Ведущая предоставляет слово жюри для оглашения общих результатов игры и поощрения каждого участника с выделением абсолютного победителя (если таковой определился) и остальных с позитивной формулировкой. Также отмечаются победители среди зрителей, а всем остальным вручаются утешительные призы (могут быть сладости, призы-самоделки или другие варианты).
Рефлексия: что понравилось больше всего, кто хотел бы поучаствовать в игре следующий раз, вы бы справились с заданиями.