Занятие по программе "Разговор о правильном питании" на тему "Пища в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Сформировать представления о дикорастущих растениях, произрастающих в данной местности.
  • Знакомство с рецептами приготовления блюд из дикорастущих растений.
  • Развивать умения находить эти растения в природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: доска, карточки, компьютер, рабочая тетрадь "Две недели в лагере".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

У:- Сегодня мы отправимся на прогулку. А вот куда: отгадайте:

Кто как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод, зной -
Скинет с плеч её долой. (лес)

/Слайд 1/

- Правильно, мы отправимся в лес, где познакомимся с растениями, из которых можно приготовить различные блюда. А как нужно вести себя в лесу ? (повторяем правила поведения в лесу)

3. Объяснение нового материала.

- Молодцы! Итак, в путь! Как хорошо и красиво в нашем лесу. А это что за растение?

Он жёлтым цветком распускается,
А после цветения сдувается. (одуванчик)

/Cлайд 2/

- Верно. Оказывается из одуванчиков можно приготовить салат, из его цветов сварить вкусное варенье. А это что за растение? Отгадайте:

Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что за диво?
Это же : (крапива)

/Cлайд 3/

- Ребята, а что можно приготовить из крапивы? ( щи)

- Верно, только для этого годится молодая крапива. Кладут её в щи вместо капусты, а чтобы она не жглась- её обдают кипятком, и только после этого её можно резать.

- Какое ещё растение используют для приготовления зелёных щей? (щавель) Если дети не назовут щавель, то можно загадать загадку.

Он растенье луговое,
Лист по вкусу- кисловат.
Всё равно его попробуй-
Витамином он богат.

- А ещё крапиву и щавель используют для начинки в пирожки.

- Ребята, а что это в траве виднеется? Отгадайте:

И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (грибы)

/Cлайд 4/

Выступление подготовленного ученика о грибах.

Многие ходили в лес, и собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и весёлые Лисички, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И конечно, обращали внимание на Мухомора с ярко раскрашенными шляпками.

Всё это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия (показывает на слайде). Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы.

Многие грибы очень "дружат" с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

- Что вы должны помнить при сборе грибов? Повторяем правила сбора грибов(правила можно заранее написать на доске).

Памятка "Как собирать грибы".

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, они нужны лесу.

- Расскажите, как люди используют грибы в пищу?.

- Да, их сушат, солят, маринуют, из грибов варят суп, делают салаты, тушат, жарят. Даже икру и паштет делают из грибов!

- Откройте тетрадь на стр. 43 задание 1. Раскрасьте гриб, и вы узнаете, какие питательные вещества в них содержатся.

- А какие ягоды растут в нашем лесу? Верно, и сегодня они пришли к нам в гости. Выходят дети в шапочках ягод, загадывают загадки.

1)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

2)

Растёт в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто не пройдёт
Всяк поклон отдаёт. (земляника)

3)

Красный горошек, на нём
Чёрная крышка (шиповник).

4)

Вид у ягоды хорош, но сорви её поди-ка.
Вся в колючках, будто ёж, потому и : (ежевика).

- Из этих ягод можно приготовить компоты, морсы, варенье /слайд 5/ .

/Cлайд 5/

Их сушат, замораживают, ведь лесные ягоды очень полезны, в них много витаминов и минеральных веществ.

- Оказывается, и в лесу можно найти пищу. Только надо много знать и быть очень внимательным и осторожным.

4. Закрепление изученного.

- А теперь для вас задание. Составьте примерное меню обеда используя лесные растения. ( раздаю чистые карточки, после выполнения проверяю, обсуждаем, и разыгрывается лотерея- чей обед будем готовить в походе)

5. Итог занятия.

- Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы много узнали полезного и интересного.

Д/з: узнать у родителей из каких дикорастущих растений можно ещё приготовить пищу.