Биография одного слова

Разделы: Русский язык


В газете “Русский язык”(№ 22, 2008 г.) я прочитала фрагмент урока “Биография одного слова”. Очень заинтересовалась работой своих коллег, решила подобную работу организовать в своем классе. Ребята исследовали слова по плану, предложенному авторами статьи. Тему взяли серьезную: исследовали биографию слова “Родина”.

Цели урока:

  • Повторение на уроке различных видов языкового анализа.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Воспитание патриотизма, речевой культуры, эстетического вкуса.

Ход урока

Учитель:

Свысока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет.
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.
Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадет.
Хороша! – и берут завидки.
Через черный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки.
А Россия не пропадет.
Мир, как бомба, во зле взорвется,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасется
И врагу подставит плечо.
Н. Рачков.

Учитель:

- О чем это стихотворение?

- О России, о Родине.

Учитель:

- А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова “Родина”? Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова. Мы будем работать по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.

5. Слово родина во фразеологических оборотах.

6. Слово родина в текстах художественной литературы.

Определить лексическое значение слова родина.

Отечество, родная страна.

Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.

Определить этимологическое значение слова.

Что такое этимология? Каким словарем мы будем пользоваться?

Ученики:

- Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная. Мы будем пользоваться этимологическим словарем.

Родина – (общеслав). Суффиксальное производное от “род”. Исходное значение – “семья”, далее – “место рождения” ( еще у Пушкина) и “ отчизна, отечество” ( с Державина).

 Учитель:

- Подберите однокоренные слова.

Ученики:

- Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич, безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.(ученики записывают в тетрадь).

Учитель:

- Подберите синонимы и антонимы к слову родина.

Ученики:

- Родная страна(или земля);отечество, отчизна.

Отчий край, край отцов(высок);родная сторона(или сторонка) (народно-поэтич.); родные палестины.

Слово родина во фразеологических оборотах.

Учитель:

- Что такое фразеологический оборот?

Ученики:

- Это устойчивое сочетание слов.

Учитель:

- Пользуясь фразеологическим словарем, найдите фразеологические обороты со словом “ родина” или с родственными словами.

Ученики:

- Фразеологизмов со словом родина на обнаружено.Есть только с родственными словами.

Родиться в сорочке(рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.

Син. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья: если младенец родился в плодной облочке – “ в сорочке”( “в рубашке”) – это значит, у него будет счастливая жизнь.

Слово родина в текстах художественной литературы.

Учитель:

- Творчество многих поэтов и писателей связано с темой родины. Нам даже не хватит времени, чтобы их перечислить, поэтому мы остановимся только на некоторых. Начнем с устного народного творчества.

Пословицы и поговорки о родине.( работаем с интерактивной доской.)Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.

  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Выйду на путь – слезки текут; вспомню своих – и тошно по них.
  • На родной стороне и камушек знаком.
  • Дома все споро, а вчуже житье хуже.
  • Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Учитель:

- Выпишите понравившуюся пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

- Теперь перейдем к художественной литературе. Я вам предлагаю отрывок из произведения Ф. А. Абрамова “ Родное гнездо”.

Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.

Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.

Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь.

Беседа.

Что такое хутор, чем он отличается от большого села? ( хутор – небольшое селение.)

Можно ли назвать любящими сыновей Степана Григорьевича? О чем они позаботились?

Почему страдал старик? Какие чувства он испытывал? Что было предметом его переживаний?

Составьте план текста.

Языковой анализ текста.

Какие слова и словосочетания в первом предложении образуют антонимическую пару?

Найдите предложения с однородными членами во втором и третьем абзацах текста. Чем они отличаются?

Как выдумаете, почему объекты, которые оказались в центре села, даны в виде сухого перечня – нераспространенные однородные члены?

Какие слова в тексте объединены понятием родины? (родной дом, отцом, печь, село,хуторе, район, дорога…).

Учитель:

- Для Абрамова понятие Родины связано со многими словами и выражениями, этот писатель не одинок в своей любви к Родине. Трепетные слова, связанные с этим понятием, находим у Лермонтова, Есенина, Блока, Толстого и Рачкова, чьи слова сегодня служат эпиграфом к нашему уроку. Посмотрите, сколько раз повторяется в этом стихотворении слово Россия.(6 раз).

- Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).

- Запишите эти слова. Родина – это…

Учитель:

- Мы сегодня много работали над лексическим понятием слова родина, искали его в пословицах и поговорках, во фразеологических оборотах, составляли с ним ряды синонимов и антонимов. Последнее задание, с которым я хочу обратиться к вам, связано с удивительной картиной Абакумова “ Рай земной”.

- Скажите, в прямом или переносном значении по отношению к понятию Родина звучит название картины “Рай земной”.

- Что за рай изобразил художник?

- А какой ваш отчий дом?

- Родина для каждого человека – это…. (см. однокоренные слова).

Домашнее задание: написать мини-сочинение “Я люблю свою Родину, потому что...”