Программное содержание:
1. Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10.
2. Закрепить представления детей о месте числа в числовом ряду.
3. Продолжать формировать знания детей о знаках "< "и"> ", упражняя в сравнении чисел в пределах десяти.
4. Совершенствовать навык сравнения по количеству на основе счета, закрепить понимание и правильное употребление понятий: больше, меньше, поровну.
5. Закрепить знания детей о четырехугольниках и умение использовать в речи геометрические термины: сторона, угол, точка, линия.
6. Развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность.
7. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
8. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
9. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь.
Материал для занятия:
- Корабль с мачтой и флажками, якорь, шары 10 штук (5 больших, 5 маленьких). Таблицы для игр "Цифры заблудились", "Поставь знаки "> " и "< ".
- Математические палочки, 2 набора игры "Танграм", цветы-загадки (7 шт.), матросская форма для юнги.
- Записи на магнитофоне: "Шум моря", голоса волшебников.
Ход занятия
Капитан (воспитатель): Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране "Математика". Вы хотите там побывать? (Ответы детей). Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели - волшебники. Им очень нравится загадывать гостям загадки, задавать вопросы. Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным. Но на чем мы отправимся в путь? (На мольберте лист бумаги с точками).
Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, последнюю точку соединим с цифрами 3 и 4, а цифру 1 с 3.
(Дети выполняют задание)
Что же у нас получилось? (Ответы детей).
На этом корабле мы с вами и поплывем в страну "Математика".
(У мачты с флажками встает ребенок, на нем бескозырка, матросский воротник).
Капитан: Матрос Никита Жаров, поднять флажки!
Никита: Есть поднять флажки! Товарищ капитан, корабль к отплытию готов/
Капитан: Разрешаю принять гостей на борт корабля. /Дети садятся на корабль/. Поднять якорь!
Никита: Есть поднять якорь!
Капитан: Песню запевай! /Дети исполняют припев песни/.
Капитан: Дети, посмотрите, земля. Приглашаю к берегу. Спустить якорь.
Никита: Есть спустить якорь!
Капитан: Мы приплыли на остров "Разгадайки"/Дети выходят из корабля /. Посмотрите, здесь очень красиво.
/Голос волшебника в магнитофонной записи/
- Здравствуйте, дети! Я волшебник, хозяин острова "Разгадайка". Добро пожаловать на мой остров!
(Дети осматривают остров, находят цветы, на которых написаны загадки.)
Капитан читает загадки, а дети отгадывают.
1. Танцует крошка, а всего одна ножка. (Юла)
2. Два брата, через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
3. На четырех ногах стою. Ходить же вовсе не могу. На мне ты станешь отдыхать, когда устанешь ты гулять. (Стул)
4. Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка)
5. Нас 7 братьев, летами все равны, а именами разные. (Дни недели)
Капитан: Дети, назовите всех этих братцев по порядку. (ответы детей).
Молодцы, ребята, с загадками вы справились. А теперь ответьте на вопросы волшебника острова. (Дети садятся на полянку).
1.Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у совы?
3. Сколько огней у светофора?
4. Сколько времен года?
5. Сколько цветов у радуги?
6. Сколько пальцев у перчатки? (Ответы детей).
Капитан: Молодцы, правильно ответили на все вопросы волшебника острова "Разгадайка".
А теперь отправимся дальше (Дети садятся на корабль, звучит "шум волн").
Капитан: Мы подплываем к острову "Геометрический". (Выходяn из корабля).
Голос хозяйки острова: Здравствуйте, ребята! С вами говорит хозяйка острова "Геометрический". Попасть на мой остров вы сможете, если выполните задания:
1. Какие вы видите здесь фигуры? (Капитан открывает конверт №1 с заданиями, вытаскивает лист, на котором изображены фигуры).
Сколько фигур?
2. Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить четырехугольник?
(Ответь детей - четыре).
Возьмите палочки и выложите четырехугольник? (Дети выкладывают разные четырехугольники)
Капитан: Дети, что вы выложили из палочек? (ответы детей - четырехугольники).
А какие четырехугольники вы выложили? (ответы детей: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник).
Капитан: А почему эти фигуры можно назвать четырехугольниками? (Ответь детей: все эти фигуры имеют по 4 угла).
Голос хозяйки острова: Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили мои задания. Добро пожаловать на мой остров "Геометрический". Дети, вы должны мне помочь. Мои друзья попали в беду, они ждут помощи. Возьмите пакет № 2 вскройте его, и вы узнаете, что вам надо сделать.
1 задание
Я веселая лиса
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняжка так вертелась
Что на части разлетелась.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вышел спор:
Получился - Мухомор!
Помогите! Помогите!
Из частей меня сложите.
2 задание
Я веселый белый гусь
Ничего я не боюсь!
Но вчера упал я с кочки,
Разлетелся на кусочки.
Собирал меня енот -
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из частей меня сложите.
(Дети делятся на две команды и складывают изображение лисы и гуся из деталей игры "Танграм").
Капитан: Молодцы, что не ленились. Хорошо вы потрудились!
Игра "Лиса и гусь"
Капитан:
Прочь прогоним лень и грусть С нами здесь лиса и гусь. Шею тянет, тянет гусь. Дети: Гусь, тебя я не боюсь! |
Дети наклоняются, вытягивают шею,
руки за спиной |
А лиса хвостом виляет, След лисичка заметает. Мы по следу все пойдем Под пеньком лису найдем. |
Повороты туловища направо и налево. Шагают друг за другом |
Лиса ловит детей, а они убегают от лисы.
Капитан: Вот и кончилась игра, на корабль нам пора.
Голос хозяйки острова: Спасибо вам за помощь, друзья! До свидания! Попутного вам ветра!
Капитан: Дети, впереди у нас еще один остров "Удивительных чисел". На этом острове живут незнайка и Ириска. Они всегда спорят. Смотрите. А вот и они. Опять что-то не поделили.
(Незнайка и Ириска прогуливаются по острову с шарами и спорят).
Ириска: Правда, Незнайка, у нас красивые шары?
Незнайка: Правда. Очень красивые, да только у меня их больше, а у тебя, Ириска - меньше.
Ириска: Да нет же, не меньше, а столько же.
Незнайка: Ну да, у тебя вот (показывает на шары Ириски) меньшего размера, а у меня во-о-о-от сколько (показывает на свои шары).
Ириска: Нет, у нас шаров поровну!
Незнайка: (увидел корабль) Ириска, смотри, к нам ребята в гости приплыли. Сейчас они решат наш спор. (Дети выходят из корабля и здороваются с героями).
Капитан: Незнайка, о чем ваш спор?
Незнайка: Я говорю, что шаров у меня больше, а у Ириски меньше.
Ириска: (сердится, топает ногами) Нет, нет, нет!
Капитан: Дети, прав ли Незнайка? Как узнать, поровну ли у них шаров? (Ответы детей - надо посчитать шары у каждого).
Капитан: Давайте посчитаем! Незнайка поднимает вверх по одному шару, а дети считают: 1,2,3,4,5.
Ириска проделывают то же, дети считают: 1,2,3,4,5.
Капитан: Дети, что мы можем сказать о количестве шаров у Незнайки и у Ириски (Ответы детей: шаров у Незнайки и Ириски поровну;
у Незнайки и Ириски по 5 шаров; шаров у Незнайки столько же, сколько у Ириски)
Капитан: А почему Незнайка думал, что у него шаров больше, чем у Ириски?
Дети: Потому что у Незнайки шары большего размера.
Незнайка: Спасибо, ребята! Вы правильно посчитали и я все понял.
Ириска: Ребята, а вы поможете нам еще. Найдите ошибку в ряде чисел 1 2 3 5 6 4 7 9 8 10. (Дети исправляют ошибку)
Капитан: Кто хочет посчитать обратно, от 10 до 1 (дети считают несколько раз по одному ребенку).
Капитан: Молодцы, ребята, а теперь давайте покажем Ириске и Незнайке, что вы еще знаете. Сравните числа и расставьте правильно знаки ">" и "<".
Дети расставляют знаки "< " и "> " между числами.
Ириска и Незнайка: Молодцы, ребята, мы тоже будем стараться и всему этому научимся.
Капитан: Пришло время прощаться с Незнайкой и Ириской и со страной Математикой (Незнайка и Ириска уходят, прощаясь).
Капитан: Дети, интересно вам было в стране "Математике"? А на каком острове вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Давайте подарим стране "Математике" веселую песенку.
(Дети исполняют песню "Математика - наука интересная")
Капитан: Пора нам в обратный путь. (Дети садятся на корабль, звучит шум моря - в записи).
Капитан:
"Сколько чудесного можно узнать,
Если уметь вычитать, умножать,
Складывать, сравнивать, строить, делить.
Всем с математикой нужно дружить.
Знаю, что это наука сложна,
Но в жизни вам, дети, поможет она!"
Капитан: Вот мы, дети, снова в детском саду. (Дети выходят из корабля).
Наше путешествие закончено. Вы были внимательными, активными справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что это путешествие запомнится вам и вы будете с нетерпением ждать новых приключений. А сейчас пришло время вернуться в группу.