Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Одно из направлений: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ( экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Общие задачи по данному направлению:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности.
Обязанность беречь, сохранять ее богатства стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. И успех в решении целей экологического образования во многом зависит именно от первого этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности человека.
Изучив литературу, имея опыт работы учителя, проводя уроки и внеклассные мероприятия мы вышли на идею необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.
Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и не живой Природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет. Главной задачей экологического образования является формирование у младшего школьника экологического сознания, т.е. такого сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.
Анализ учебной программы « Школа 2100» позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе, как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.
Программа « Школа 2100» дает возможность осуществлять связь уроков ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено и на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.
Интегрированное обучение в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Как же используются эти приемы и методы в процессе обучения учащихся начальных классов математике, русскому языку, природоведению и чтению?
Например, на уроках математики мы используем задачи, содержащие экологическую информацию. Основной целью задач по экологии является объединение собственно математического содержания с проблемами экологии и защиты окружающей среды.
Для того чтобы, выросла сосна, способная дать семена, требуется 100 лет, а для того чтобы спилить такую сосну, достаточно 5 минут. Во сколько раз быстрее можно уничтожить дерево, чем вырастить его?
Слой плодородной почвы толщиной 1 сантиметр образуется за 400 лет. Сколько лет должно пройти, чтобы его толщина достигла 20 сантиметров?
Резиновые покрышки колес автомобиля истираются, и ежегодно каждый автомобиль рассеивает в воздух 10 килограммов резиновой пыли. Сколько автомобилей способны произвести 500 тонн такой пыли за год?
Класс, в котором 23 ученика, решил помочь птицам пережить зиму. Каждый ученик принес корм для птиц. 5 учеников, зная, что синицы любят кусочки сала, принесли солонину. Остальные принесли накрошенный хлеб. Сколько человек принесли накрошенный хлеб?
Эти задачи способствуют формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экологической пользе. Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповеднике, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.
Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц). Мы предлагаем учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.
Для осуществления экологического образования на уроках русского языка большую роль может играть работа с текстами и заданиями экологической направленности.
Воробьи и розы.
В саду были кусты роз. Летом кусты роз покрывались душистыми цветами.
Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Яд не помогал против вредителей.
Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел вредителя. Бросил клич. Слетелись в сад другие воробьи.
Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых роз.
Анализ текста.
- Что за беда пришла в сад?
- Почему воробьи названы санитарами?
- Какую помощь они оказали хозяевам сада?
- Почему воробьи слетелись на кусты?
- Кто назван разведчиком и почему?
- Как вы понимаете выражение – « бросил клич»?
- Подумайте, можно ли сказать, что между ними существует равновесие? Если да, то такое?
- Если по вине людей идет уничтожение любых птиц, это оборачивается бедой против самих людей?
Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов. Проекты могут быть индивидуальными или выполняться малыми группами (2–5 чел.) По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течении более длительного времени.
Во 2 классе мы предлагаем следующие темы проектов: «Растения в моем доме», «Животные в моем доме». Данные проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся дома. Все шаги по реализации проекта контролируются преподавателем (консультации, беседы) результатом проекта является доклад или сообщение, представленное на уроке по данной теме.
В 3 классе предлагаемые темы проектов: «Влияние состава воды на здоровье человека», «Способы очистки воды», «Варианты отдыха на воде». Проекты исследовательские, краткосрочные. Реализация проекта осуществляется под постоянным контролем учителя. Результатом проекта является доклад или сообщение.
На уроке по теме: «Это зависит от тебя» предлагается выполнить проект по теме: «Куда поехать отдыхать летом в Мурманской области?» Проект выполняется по выбору, учитывая индивидуальную заинтересованность учащихся. Проект выполняется индивидуально, результат работы ребята представляют на уроке по указанной выше теме, в форме выбранной самостоятельно (сочинение, книжка-малышка, туристическая карта и т. д.)
Осуществляя межпредметную связь с уроками изобразительного искусства и трудового обучения, мы создали свою «Красную книгу», для которой дети рисовали исчезающие виды животных и растений, и писали для них тексты-комментарии. На рисовании дети придумали знаки, призывающие к бережному отношению к природе, рисовали понравившихся им птиц, а на уроках труда делали для них кормушки из подручного материала.
Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды. Мы постоянно сотрудничаем с Лапландским государственным природным биосферным заповедником. Вот и в этом году у нас составлена совместная программа по экологическому воспитанию учащихся. Разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников. На занятиях дети знакомятся с Лапландским заповедником, с животным и растительным миром, с птицами, насекомыми. Занятия проходят в виде игр . В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. Совместно с Лапландским заповедником проведены такие мероприятия – праздник « Веселое путешествие в Страну природы и здоровья», « Цветы – радость жизни» ( игровая программа), « В веселом мире насекомых» ( игра-размышление), «Веселый мир природы» ( беседа-диалог), « Веселье на полянке» ( игровой практикум- заочная прогулка по лесу), День земли, День воды, праздник Осени, « Мы – друзья природы» , « Фестиваль цветов», « Что? Где? Когда?»( посвященный международному дню защиты животных), биологическая викторина « Три клада у природы есть…» , праздник –игра « В гостях у Берендея..» , « В гостях у лесничего» и другие.
Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Очень важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию.
Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удается помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.
Приложение