С переходом Российского
государства к экономике рыночного типа
возникает необходимость подготовки
конкурентоспособной личности, то есть
человека, способного критически и
творчески мыслить, вырабатывать убеждения
и защищать их. Независимо от избранной им
профессии уверенно вступать в социальные
отношения, грамотно вести хозяйство,
добиваясь высоких результатов при
минимальных затратах времени и средств,
способного к самосовершенствованию,
самоизменению, активной адаптации на рынке
труда.
В решении данной проблемы особая роль
отводится образовательным учреждениям
различного типа, в том числе учреждениям
дополнительного образования детей, их
взаимодействию. Основной целью такого
взаимодействия является создание единого
образовательного пространства,
формируемого на основе гармоничной
взаимосвязи образовательных стандартов с
возможностями дополнительного образования
и предназначенного для разностороннего
развития личности каждого ребенка в
доступных ему видах деятельности, для
постепенного появления у него потребности
и способности к творческому саморазвитию.
Образование как целостная система предполагает две цели - социализацию и индивидуализацию. Для эффективной и успешной реализации каждой из них необходимо, с одной стороны, иметь две автономные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы. А с другой стороны, интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство. Этими двумя автономными сферами являются основное и дополнительное образование как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность. Здесь главным процессом является развитие ребёнка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка. В центр должен быть поставлен ребёнок с его возможностями и потребностями в самоосуществлении ОБРАЗА человека, причём обладающего огромным ресурсным потенциалом, который он наследует как «правопреемник» культуры. Для этого необходимо найти единственную смысловую основу для объединения дополнительного и основного образования, необходимо затем выявить их специфику, чтобы понять, в чём смысл их «существования порознь» и в то же время почему они являются частью единого.
В нижеследующей таблице приведены главные направления основного и дополнительного образования.
Основное образование |
Дополнительное образование |
ОРИЕНТИРОВАНО НА:
Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности |
Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей |
Усвоение предметных знаний и способов их употребления |
Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств обучения |
Освоение возрастно- нормативного пространства |
Построение пространства саморазвития |
Социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности |
Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности |
Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития |
Половозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития |
Общечеловеческий опыт познания |
Личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка |
Адаптирующее и корректирующее образование |
Развивающее и реабилитирующее образование |
Используя принцип вариативности, педагог сможет определить, в чём смысл и специфика целей, которые ставит перед собой дополнительное образование, как, используя культурный опыт (предметный, духовный), создать условия, при которых возможно организовать процесс, связанный с индивидуальным развитием ребёнка. Для развития полноценного образования ребёнка необходимо создать условия , при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией Время, которое ребёнок проводит в стенах школы, - это его образовательный ресурс, который может быть использован для решения задач социализации; свободное время- время для себя - может стать ресурсом индивидуального развития, если дополнительное образование выступит условием, при котором данный ресурс может превратиться в личностный потенциал.
В сфере дополнительного образования «предметность», нормы переходят из разряда необходимого в вариативный в зависимости от возможности, желания, направленности интересов ребёнка. Если на уроках ребёнок должен осваивать «правильные образцы», которые ведут к эффективной и оптимальной деятельности, то когда ребёнок осваивает предмет само – деятельно, он сам выбирает, оценивает и находит критерии эффективности и оптимальности. В самодеятельности ребёнок всегда исследователь, а в обучении – всегда ученик.
Переход от ученичества к самодеятельности и обратно создаёт уникальную образовательную ситуацию для ребёнка, где он во всей полноте может реализовать свой культурно – личностный потенциал. То есть получает возможность знакомиться и усваивать культурные образцы, следуя взрослому- педагогу, а педагог дополнительного образования не только этому не воспрепятствует, а наоборот, поможет ребёнку развернуть процесс исследования собственных интересов, способов их проявления и эффективности. Полноценное развитие базовых способностей растущего человека может быть обеспечено взаимодополняемостью основного и дополнительного образования. Именно такая задача стоит перед образованием в условиях современного социума. Основой для возникновения взаимодополняемости является конкретный ребёнок, который ставит перед педагогикой проблему полноты развития и его многообразных способностей.
Формирование конкурентоспособной личности в УДО будет эффективным, если:
-
УДО является конкурентоспособным образовательным учреждением;
разработана и апробирована педагогическая технология формирования конкурентоспособной личности; -
для организации жизнедеятельности ребёнка создан комплекс педагогических условий, включающий образовательно-развивающие, организационно-педагогические и социально-психологические;
-
поликультурная среда УДО выступает воспитательным пространством для проявления социально-активных качеств личности.
Для того, чтобы дополнительное образование могло осуществлять формирование конкурентоспособной личности необходимо учитывать ряд принципов в разработке дополнительных образовательных программ, основными из которых являются:
-
- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
-
- формирование у школьников целостного и эмоционально - образного восприятия мира;
-
- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
-
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;
-
- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историка - культурологического компонента;
-
- реализация урочной и внеурочной деятельности.
В детских музыкальных школах и детских школах искусств системы образования процесс формирования конкурентоспособной личности осуществляется на протяжении всех лет обучения ребёнка в данном УДО. Обновление содержания музыкального образования, внедрение в обучение новых педагогических технологий с их ориентацией на развитие ребёнка, на осмысление им своей деятельности направлено, в конечном результате, на личностно-ориентированное обучение конкурентоспособной личности. Искусство, в частности музыкальное, должно осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства. Деятельность, как самого педагога, так и детей, должна стать полноценной художественной деятельностью. Если ребёнок воспроизводит сам процесс рождения музыки, постигает художественный смысл произведений как свой собственный, умело выявляет в них музыкальные выразительные средства для раскрытия художественного замысла – это и есть проникновение в мир музыки при помощи языка, на котором говорит само искусство. При этом ребёнок проникает в саму природу музыкального искусства, ставя себя в позицию композитора, в позицию исполнителя, в позицию слушателя.
Таким образом, художественная деятельность педагога и ученика, основанная на сотрудничестве, соучастии, сотворчестве, - неотъемлемое условие для достойного воспитания современного ребёнка как конкурентоспособной личности.