Приемы педагогического воздействия в корректировке поведения воспитанников

Разделы: Администрирование школы


В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует различные приёмы педагогического воздействия.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

  1. Ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
  2. Направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
  3. Использующие поощрения и наказания.

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

  1. Формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
  2. Организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
  3. Оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

При выборе приёмов выпрямления личности сложились две противоположные тактики. ПЕРВАЯ – более распространённая, характеризуется тем, что трудного воспитанника считают плохим, неисправимым. К нему относятся недоброжелательно, с неприязнью, постоянно фиксируют его проступки, осуждают и наказывают. Положительные черты личности при этом не выявляются. Вследствие чего у воспитанника возникает ожесточение, озлобление, желание отомстить. Такой подход можно назвать тактикой равнодушного фиксирования проступков и осуждения воспитанника.

ВТОРАЯ тактика – заключается в том, что считается у каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Но ребёнок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправления ошибок, он нуждается в помощи воспитателя. Следовательно, для выпрямления личности необходимо организовать правильное поведение воспитанника, привлекать его к совершению хороших, ценных поступков, поощрять их.

Наше единственное средство в воспитании это собственные поступки и слово. СЛОВО – тончайшее прикосновение к сердцу. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность, рассеять сомнения и одухотворить.

Требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).

ПРИУЧЕНИЕ как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.

Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.

ПРИМЕР как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

ПООЩРЕНИЕ как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

Поощрение – один из методов воспитания, а так же приём, содействующий корректированию поведения. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желание вести себя ещё лучше. Поощрение требует соблюдения определённых условий оно должно быть справедливым, при поощрении нужно соблюдать меру.

Особенно нуждаются в поощрении те воспитанники, которым трудно самостоятельно войти в колею правильного поведения. Они переживают из-за отсутствия к себе уважения, частых замечаний и взысканий. Поощрение вызывает сильный отклик: появляется подъём, вера в собственные силы.

Следующий приём это авансирование личности. Это означает высказывание положительного мнения о личности, хотя этого в настоящее время в полную меру он ещё не заслуживает. Воспитатель, авансируя воспитанника, выражает уверенность в том, что он изменится к лучшему.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

НАКАЗАНИЕ как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

ПРОЩЕНИЕ – в толковом словаре оно означает помилование, отмену наказания за какую-то вину.

Прощение как прием педагогического воздействия означает, что воспитатель в определенной ситуации не обращается к наказанию, несмотря на совершенный поступок. Нужно, чтобы воспитанника если простили, то ни кто не вправе упрекать за прошлые поступки.

УБЕЖДЕНИЕ – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Убеждение является наиболее распространенным методом. Убедить можно и делом, и словом. Большое сходство с убеждением имеет прием внушения. Но прием внушения правильности или ошибочности поступка воспитатель ненавязчиво высказывает свое мнение. Воспитанник, вникая в слова воспитателя, сам критически начинает оценивать свой поступок, стараясь исправить свое поведение.

Следующий прием, способствующий повышению успеваемости воспитанника это ОРГАНИЗАЦИЯ УСПЕХА В УЧЕНИИ. Успех воодушевляет и окрыляет человека, усиливает интерес к учебе. Непосильные трудности разочаровывают человека, снижает интерес к делу и даже вызывает к нему равнодушие и неприязнь. Воспитатель, учитывая это, оказывает отстающему помощь. Прием организации успеха в учении особенно полезен для учеников, которые временно не в состоянии самостоятельно справиться с заданиями. Порой ребенок приходит из школы и говорит: «Как бы я не отвечал, все равно выше тройки не поставят». У них теряется интерес к учебе.

Внимательно наблюдая за учебой, воспитатель может своевременно придти на помощь, таким образом, порождая у ребят чувство собственного достоинства и предотвращая появлению больших пробелов в знаниях.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Воспитатель, зная склонности ученика, вовлекает его в интересную деятельность, благодаря которой развиваются хорошие стремления. Вовлечение воспитанника в интересную деятельность отвлекает его от безделья и скуки. Нередко воспитанник при постоянных наказаниях и осуждениях теряет веру в собственные силы. Энергия ребенка идет на негативные поступки. Он стремится проявить себя в озорных поступках. И часто интересная деятельность развивает лучшие качества. Ребенок смотрит на себя и видит, что он вовсе не лишен способностей.

Замкнутые и пассивные дети в процессе интересной работы становятся более общительными и энергичными. Неусидчивые, не умеющие доводить дело до конца незаметно преодолевает этот недостаток. Например, Сергеев Коля очень подвижный ребенок и его посещение в конькобежную секцию идет ему на пользу. Его энергия идет в полезное русло, а не на плохие поступки. И хочется заметить, что у Коли есть хорошие результаты: несколько грамот с призовыми местами, денежная премия, книги.

Но не всегда эти вышеперечисленные приемы бывают эффективными. Иногда когда личность воспитанника развивается по нисходящей линии необходимо применять более жесткие приемы.

Например, предупреждение. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ целесообразно использовать лишь изредка. В противном случае теряется новизна и эффект педагогического воздействия. При предупреждении, важно знать, что может затронуть воспитанника: оказаться в центре внимания, вызов директора, возможность быть отстраненным от соревнования или что-то другое. Ребенок должен знать, что действительно ли после предупреждений последует соответствующие неприятности. Если слова воспитателя не соответствуют действительности, ученик перестает реагировать на них, а иногда в душе посмеивается над пустыми угрозами.

И последний прием, на котором я хотела бы остановиться это ОСУЖДЕНИЕ. Осуждение должно быть справедливым, тогда оно воспринимается ребенком как должное. Оно может быть различной силы. Если ребёнок легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме. Если ребёнок груб, самоуверен, беспечен, то осуждение может быть более строгим.

Сила воздействия осуждения во многом зависит от того, кем оно выражено. Например, действенно осуждение со стороны директора или глубокоуважаемого воспитателя, учителя.

Последние два приёма: осуждение и предупреждение нужно делать так, чтобы человек не ощетинился, не замкнулся, а остался перед вами с открытым сердцем.

Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Литература:

  1. В.А.Караковский «Стать человеком» М.,Новая школа, 1993 г
  2. Э.Ш.Натанзон «Трудный школьник и педагогический коллектив» М., Просвещение, 1984 г.
  3. Журнал «Открытая школа» №2, 1998 г.