Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Современные условия характеризуются гумманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания обучающихся. Поэтому, совместная деятельность детских объединений через игру «Растем в делах» имеет положительное значение.
Игры – это одно из тех явлений жизни, которые знакомы всем, они так многообразны и интересны. Игра может стать отличным организатором активной жизни обучающихся ДДТ.
Во время игры предлагаем шагать по маршрутам «Творчества», путешествовать в «Долину мечты». Главное знать – чему мы научимся за время этой игры.
«Растем в делах» - своеобразные смотры деятельности детских объединений. В основу этой игры положено главное правило «Сами придумываем, сами делаем, сами ставим себе оценку». Игра увлекла многих ребят и взрослых. По опыту проведения совместной деятельности ясно – они привлекают внимание не только детей и подростков, но и взрослых (родители, педагоги) – им ведь тоже иногда бывает скучно работать по старинке. А сам дух соперничества, азарт помогает сделать дела зажигательными, дают начало настоящей активной работе в детских объединениях, поможет всем стать по-настоящему дружными. Задача педагогов состоит в том, чтобы подсказать ребятам новые, интересные формы работы для развития детского коллектива. В этом помогает наша игра, рассчитанная на несколько лет.
«Растем в делах» - это единая воспитательная система работы с объединениями.
«Растем в делах» - это поиск и пропаганда новых интересных дел.
«Растем в делах» - это начало дружбы в объединениях, группах, сплоченности, боевитости, оперативности.
«Растем в делах» - это увлеченность, творчество, возможность проявить в себя в трудных, но интересных и полезных делах.
Очень важно, что в нашей игре есть место сюрпризам и веселым розыгрышам. Она помогает нам учиться жить интересной жизнью в своем объединении, в ДДТ, и находить вокруг себя интересные, полезные дела. Игра учит общению друг с другом во время подготовки дел, умению планировать свою жизнь. Игра «Растем в делах» проходит в течении учебного года (сентябрь - май). Участвуют в игре детские объединения, секции, студии ДДТ. Основная формула игры – увлечение + развлечение. Совместная деятельность игры «Растем в делах» проходит через мероприятие и ориентирует детей на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, Земля, взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развитие личности и образуют своеобразную основу воспитания.
Игру «Растем в делах» организует и ведет методист ДДТ. Перед началом игры рекомендуем провести анкету по выявлению интереса детей, в какой форме организация мероприятия (всем коллективом, индивидуально, совместно с родителями), они хотели бы участвовать.
Методистом разрабатывается карта путешествия «В долину мечты», экран проведения игры «Растем в делах» для всех детских объединений ДДТ и маршрутные листы для каждого детского объединения.
Для организации и проведения мероприятий используются сочетания индивидуальных и командных состязаний, соревнований, в которых раскрывается творческий потенциал и рост каждого участника, возможность самореализации и саморазвития.
На первом этапе проведения игры используются мероприятия, в которых принимает участие весь коллектив или мини группа. Общая цель коллективных мероприятий – развитие у детей интереса к общественной жизни, умение общаться в коллективе. Такие мероприятия способствуют развитию творческих способностей каждого ребенка, сплочения коллектива через сотрудничество и сотворчество. Мероприятия должны быть особенно зрелищными, тщательно продуманными, должны быть пронизаны соревновательным азартом и доброжелательным юмором. На этом этапе обучающиеся делятся на инициативные группы, группы по интересам. Каждая группа планирует подготовку и участие в мероприятиях своего детского объединения. Например, рисуют плакаты, придумывают и готовят костюмы, придумывают свое выступление. На втором этапе игры, учитывая возросшие возможности детей, свойственную им любознательность, интерес ко всему новому, необычному в нашей игре планируются мероприятия с индивидуальным участием детей. Так как личность ребенка – индивидуальна, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от других детей. Индивидуальное участие детей нацелены в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.
Очень важным условием эффективности индивидуального участия является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка. В мероприятиях с индивидуальным участием детей важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Все мероприятия в этой игре носят познавательно-развлекательный характер.
Игра «Растем в делах» прошла апробацию на детских объединениях Полысаевского Дома детского творчества. Педагогами и детьми была положительная оценка игре «Растем в делах». Предложено на следующий год создать инициативный детский центр для обновления банка идей, выпуска общей газеты.
Правила игры «Растем в делах»
Каждая группа составляет свой маршрутный лист, который состоит из трех блоков.
1 блок Воспитательные мероприятия детских объединений.
2 блок Общие мероприятия.
3 блок Мероприятия, выбранные группой по интересам.
В первый блок руководитель вписывает свои воспитательные мероприятия и проводит их. В игре есть несколько общих мероприятий, которые включены во второй блок и посвященные календарным датам, проводят их педагоги-организаторы.
Таких мероприятий пять:
- Конкурсная программа ко дню матери «Дочки – матери» - ноябрь.
- Театрализованное представление «Новогодний переполох» - декабрь.
- Концерт детских объединений эстетического воспитания «Рождественские встречи» - январь.
- Литературная гостиная ко дню рождения К.И. Чуковского «У нас в гостях Чуковский» - апрель.
- Конкурсная программа к дню защиты детей «Мы все являемся частью Вселенной» - июнь.
До начала игры создан банк интересных дел, в который включены мероприятия по интересам: знания, культура, мир, Земля, человек, семья, труд, Отечество. Каждое детское объединение выбирает по своему интересу мероприятие из банка интересных дел в третий блок, поэтому этот блок у всех детских объединений разный. Мероприятия третьего блока организуют и проводят методисты.
Система самооценки и отметка участия в мероприятии
Красный – отлично
Желтый – хорошо
Зеленый – можно лучше
Синий – приняли участие
После проведения мероприятия каждая группа получает цветовую отметку в маршрутных листах за участие в общих мероприятиях и мероприятиях по интересам. Мероприятия первого блока дети и руководители оценивают сами.
В конце года группы-победители награждаются дипломами по номинациям:
- самый активный коллектив;
- самый творческий коллектив;
- самый дружный коллектив;
- самый инициативный коллектив.
Банк интересных дел
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1 | Знания. | |
1.1 | КВН «Мои любимый город» к 20-летию г. Полысаево. | Октябрь |
1.2 | Развлекательно- познавательная игра «Счастливый случай» по теме: «Курение, алкоголь или здоровье – выбирайте сами». | Ноябрь |
1.3 | Звездный час по сказкам А.С. Пушкина. | Январь |
1.4 | Развлекательно-познавательная игра «Проще простого». | Февраль |
2 | Культура. | |
2.1 | Кафе «Встреча», посвященное дню Святого Валентина. |
Февраль |
2.2 | Конкурсная программа «На балу у Золушки» | Март |
2.3 | Конкурсная программа «Турнир вежливости» | Апрель |
2.4 | Праздник Терпсихоры. | Май |
3 |
Мир, Земля, Человек. |
|
3.1 | Спортивно-развлекательная игра «Зов джунглей» |
Сентябрь |
3.2 | Поле чудес по теме: «Животный мир Кузбасса» | Октябрь |
3.3 | Конкурсная программа «Путешествие капитана Врунгеля» | Ноябрь |
3.4 | Развлекательно-познавательная игра «Смак» | Декабрь |
4. |
Семья. |
|
4.1. | Конкурс рисунков «Моя семья» |
Сентябрь |
4.2. | Конкурсная программа к 8 марта «Секреты бабушкиного сундука». | Март |
4.3. | Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья». | Апрель |
4.4. | День открытых дверей. | Май |
5. |
Труд |
|
5.1. | Конкурс эскизов декораций к спектаклю «Муха-Цокотуха». |
Октябрь |
5.2. | Конкурс праздничных сувениров. | Декабрь |
5.3. | Ярмарка детских поделок. | Апрель |
6. |
Отечество. |
|
6.1. | Поле чудес, посвященное дню ракетных войск и артиллерии. |
Ноябрь |
6.2. | Конкурс, посвященный дню защитника отечества «Турнир рыцарей» | Февраль |
6.3. | Счастливый случай, посвященный 75-летию со дня рождения Ю.Гагарина. | Март |
6.4. | Звездный час, посвященный 65-летию Великой Победы. | Май |
6.5. | Конкурс рисунков, посвященный 300 – летию Полтавской битве. | Май |
Карта – путешествие в долину мечты
Экран игры «Растем в делах»
Название детских объединений |
Общие мероприятия |
Мероприятия по интересам |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
||
Количество детей |
||
Количество мероприятий |
Условные обозначения
Красный – отлично
Желтый – хорошо
Зеленый – можно лучше
Синий – приняли участие
Маршрутный лист
1 блок: Испытательные мероприятия 1. 2. 3. |
Отметка
|
2 блок: Общие мероприятия 1. 2. 3. |
Отметка
|
3 блок: Мероприятия по интересам 1. 2. 3. |
Отметка |
Условные обозначения:
Красный – отлично
Желтый – хорошо
Зеленый – можно лучше
Синий – приняли участие