Урок математики во 2-м классе "Нахождение числа по нескольким долям"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомиться с приемом нахождения числа по нескольким долям.
  • Развитие начальных приемов логического мышления.
  • Учить работать в паре.
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (логическая игра).

(на экране) – слайд 1 Квадрат, разделенный на 9 равных частей.

- Что вы видите на экране?

- Как называется данная фигура?

- Что вы можете о ней сказать?

- На сколько частей она разделена?

- Предлагаю вам начать наш урок с логической игры. Работать вы будете в парах. Повторим правила работы в парах.

Задание: На ваших партах наборы геометрических фигур и такой же квадрат как на экране. Разложите фигуры так, чтобы в каждом ряду и столбце они не повторялись. (В набор входят: ромб – 3шт., круг – 3 шт., четверть круга – 2 шт.)

(2 человека выполняют задание у доски)

- На выполнение задания отводится 3 минуты.

- Закончите работу. Возникли ли затруднения? В чем они заключались?

- Какая часть квадрата осталась пустая?

- Какой фигуры вам не хватило?

- Давайте посмотрим, как получилась эта фигура, и дадим ей название.

(на экране) – слайд 2 круг / круг, разделенный на 4 равные части (доли) / круг с выделенной четвертью

- Назовите фигуру.

- Дополните квадрат (на партах дорисовать фигуру простым карандашом)

Слайд 3(заполненный квадрат – решение логической задачи)

- У кого фигуры расположены по-другому? Соблюдается ли при этом принцип расположения фигур без повторения в строке и столбце?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: - Данное задание можно выполнить разными способами.

-Какой фигуры нам не хватило для выполнения задания? Как мы ее получили?

- Чему мы учились на предыдущих уроках?

III. Физ. минутка.

IV. Проверка домашнего задания.

Работа по учебнику: с. 61, №7 Слайд 4 – рисунок дом.задания на экране.

- Какая часть каждой фигуры закрашена? А теперь дополнительно ответьте, какая часть каждой фигуры не закрашена?

Работа с кассами.

-На части (доли) можно разбить не только геометрические фигуры, но и числа.

- Чему равна треть числа 18?

- Чему равны две пятых числа 15?

- Чему равны две седьмых числа 21?

(с подробным объяснением)

V. Физ. Минутка.

VI. Новый материал.

  1. Постановка проблемы.

(на экране- слайд 5) рисунок к задаче про вишни (кружка и рядом 2 пары ягод)

- Что известно? (достали 4 вишни по 2, 2 раза, это две трети всех ягод)

- Известно целое или часть всех ягод?

- Каким еще словом мы можем заменить слово «часть»? (доля)

- Сколько долей ягод достали из кружки?

- Что нужной найти?

- Нужно узнать целое или часть всех ягод?

-Умеем и мы находить целое, если известны несколько частей?

- Чему мы должны сегодня научиться?

(на экране- слайд 6)

Тема урока: Нахождение целого числа по нескольким долям.

  1. Поиск решения. (на экране – слайд 5, рисунок к задаче про вишни)

Выслушиваются предложения детей, как узнать, сколько вишен было в кружке.

  1. Знакомство со способом решения (работа с учебником).

- Как поступить, если мы сами не можем найти способ решения?

- Обратимся к учебнику, стр. 63, задача 2.

- Прочитайте задачу. Прочитайте ход решения.

- Что узнали сначала? ( Одну треть = одну часть = одну долю)

- Что узнали затем?

  1. Применение правила к решению задачи.

- Что сказано про 4 вишни, которые достали из кружки? (две трети или две доли)

- Что узнаем сначала? (одну долю)

- Запишите. (4 : 2 = 2)

- Сколько всего таких частей? (три)

- Как узнать, сколько всего вишен было?

- Запишите. (2 * 3 = 6)

(на экране – слайд 7) рисунок с решением задачи

  1. Вывод:

- Как же мы нашли целое число по известным нескольким долям?

- Что узнали сначала?

- Что узнали потом?

Физ. Минутка.

VII. Закрепление изученного.

- Попробуем применить полученные знания для решения еще одной задачи

(на экране – слайд 8, рисунок к задаче про тюльпаны) С грядки срезали 6 тюльпанов. Это три четвертых части (доли) всех цветов. Сколько тюльпанов было на грядке?

- Что известно в задаче?

- Сколько частей составляют 6 тюльпанов? (3 части или 3 доли)

- Что можно узнать сначала? (сколько тюльпанов составляют одну долю)

- Запишите. ( 6 : 3 = 2)

- Сколько всего таких частей? (4)

Как узнать, сколько всего цветов на грядке?

- Запишите. (2 * 4 = 8)

(на экране – слайд 9, рисунок с решением задачи про тюльпаны)

VIII. Итог урока.

(на экране – слайд 10) Тема урока.

- Чему учились?

- Что нужно сделать сначала?

- Что нужно сделать потом?

Приложение