Задачи урока:
- Познакомиться с приемом нахождения числа по нескольким долям.
- Развитие начальных приемов логического мышления.
- Учить работать в паре.
II. Актуализация знаний (логическая игра).
(на экране) – слайд 1 Квадрат, разделенный на 9 равных частей.
- Что вы видите на экране?
- Как называется данная фигура?
- Что вы можете о ней сказать?
- На сколько частей она разделена?
- Предлагаю вам начать наш урок с логической игры. Работать вы будете в парах. Повторим правила работы в парах.
Задание: На ваших партах наборы геометрических фигур и такой же квадрат как на экране. Разложите фигуры так, чтобы в каждом ряду и столбце они не повторялись. (В набор входят: ромб – 3шт., круг – 3 шт., четверть круга – 2 шт.)
(2 человека выполняют задание у доски)
- На выполнение задания отводится 3 минуты.
- Закончите работу. Возникли ли затруднения? В чем они заключались?
- Какая часть квадрата осталась пустая?
- Какой фигуры вам не хватило?
- Давайте посмотрим, как получилась эта фигура, и дадим ей название.
(на экране) – слайд 2 круг / круг, разделенный на 4 равные части (доли) / круг с выделенной четвертью
- Назовите фигуру.
- Дополните квадрат (на партах дорисовать фигуру простым карандашом)
Слайд 3(заполненный квадрат – решение логической задачи)
- У кого фигуры расположены по-другому? Соблюдается ли при этом принцип расположения фигур без повторения в строке и столбце?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Данное задание можно выполнить разными способами.
-Какой фигуры нам не хватило для выполнения задания? Как мы ее получили?
- Чему мы учились на предыдущих уроках?
III. Физ. минутка.IV. Проверка домашнего задания.
Работа по учебнику: с. 61, №7 Слайд 4 – рисунок дом.задания на экране.
- Какая часть каждой фигуры закрашена? А теперь дополнительно ответьте, какая часть каждой фигуры не закрашена?
Работа с кассами.
-На части (доли) можно разбить не только геометрические фигуры, но и числа.
- Чему равна треть числа 18?
- Чему равны две пятых числа 15?
- Чему равны две седьмых числа 21?
(с подробным объяснением)
V. Физ. Минутка.VI. Новый материал.
- Постановка проблемы.
(на экране- слайд 5) рисунок к задаче про вишни (кружка и рядом 2 пары ягод)
- Что известно? (достали 4 вишни по 2, 2 раза, это две трети всех ягод)
- Известно целое или часть всех ягод?
- Каким еще словом мы можем заменить слово «часть»? (доля)
- Сколько долей ягод достали из кружки?
- Что нужной найти?
- Нужно узнать целое или часть всех ягод?
-Умеем и мы находить целое, если известны несколько частей?
- Чему мы должны сегодня научиться?
(на экране- слайд 6)
Тема урока: Нахождение целого числа по нескольким долям.
- Поиск решения. (на экране – слайд 5, рисунок к задаче про вишни)
Выслушиваются предложения детей, как узнать, сколько вишен было в кружке.
- Знакомство со способом решения (работа с учебником).
- Как поступить, если мы сами не можем найти способ решения?
- Обратимся к учебнику, стр. 63, задача 2.
- Прочитайте задачу. Прочитайте ход решения.
- Что узнали сначала? ( Одну треть = одну часть = одну долю)
- Что узнали затем?
-
Применение правила к решению задачи.
- Что сказано про 4 вишни, которые достали из кружки? (две трети или две доли)
- Что узнаем сначала? (одну долю)
- Запишите. (4 : 2 = 2)
- Сколько всего таких частей? (три)
- Как узнать, сколько всего вишен было?
- Запишите. (2 * 3 = 6)
(на экране – слайд 7) рисунок с решением задачи
- Вывод:
- Как же мы нашли целое число по известным нескольким долям?
- Что узнали сначала?
- Что узнали потом?
Физ. Минутка.
VII. Закрепление изученного.
- Попробуем применить полученные знания для решения еще одной задачи
(на экране – слайд 8, рисунок к задаче про тюльпаны) С грядки срезали 6 тюльпанов. Это три четвертых части (доли) всех цветов. Сколько тюльпанов было на грядке?
- Что известно в задаче?
- Сколько частей составляют 6 тюльпанов? (3 части или 3 доли)
- Что можно узнать сначала? (сколько тюльпанов составляют одну долю)
- Запишите. ( 6 : 3 = 2)
- Сколько всего таких частей? (4)
Как узнать, сколько всего цветов на грядке?
- Запишите. (2 * 4 = 8)
(на экране – слайд 9, рисунок с решением задачи про тюльпаны)
VIII. Итог урока.
(на экране – слайд 10) Тема урока.
- Чему учились?
- Что нужно сделать сначала?
- Что нужно сделать потом?