Коррекционно-развивающее занятие по развитию навыков общения "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: закрепить у детей умение контактировать и взаимодействовать с людьми, формировать практические навыки общения.

Задачи:

  • познакомить с формами выражения просьбы, приветствия, этикетными выражениями прощания, благодарности, утешения т.п.;
  • дать представление о возможности разрешения конфликтных ситуаций средствами этикета;
  • учить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывать способность управлять своим внутренним миром, учить снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т.п.;
  • закрепить знания о качествах личности человека, и отношение к ним;
  • развитие творческого потенциала, диалогической речи;
  • воспитывать доброжелательность;
  • коррекция межличностных отношений между детьми.

Ход

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете ключ, который открывает все «замки» в душах людей?

Правильно улыбка. Улыбка искренняя доброжелательная придает силу, бодрость, радость. Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу подарите ему улыбку. (Ребята стоят в кругу и дарят друг другу улыбку.)

Воспитатель:

- Наше занятие называется « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Сегодня мы будем учиться общаться, быть вежливыми.

- Вы, наверное, все хотите, чтобы ваши друзья, знакомые и даже незнакомые люди относились к вам внимательно, по доброму, любили вас и уважали. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. Только у такого человека есть верные и надежные друзья. Быть внимательным не так уж трудно.

- Ребята попробуйте объяснить значение слов:

Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Этикет- это правила хорошего тона, хорошего правильного поведения в школе, дома, на улице, в театре, в общественном транспорте.

Комплимент - лесные слова, похвала.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Конфликт - это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми и группами людей.

Воспитатель:

-Каждый день вы встречаете множество людей на улице, в школе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.

Ребята:

- С одним только поздороваешься.

- С другим поговоришь.

- С третьим ответишь на вопрос.

- К кому-то сам обратишься с просьбой.

Воспитатель:

- Человек постоянно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. И у всех бывает различное настроение. Посмотрите на эти лица. Какие чувства они выражают?

(На доске вывешены фотографии детей, выражающие разные эмоции. Дети по очереди называют эмоцию и размещают название эмоции под соответствующей фотографией).

- Так от чего зависит наше настроение?

Ребята:

- От участия детей.

- Добрых слов людей, с которыми мы встречаемся.

Воспитатель:

- Ведь не зря говорят « Доброе слово и кошке приятно».

- Какие еще пословицы вы знаете о добром слове.

Ребята:

- Сердечное слово до сердца доходит! Малое слово большую обиду творит.

- Хорошее слово - половина счастья.

- Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

Воспитатель:

- Хорошее слово это хорошее настроение, а хорошее настроение это здоровье. Ваш жизненный опыт еще мал и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступить, чтобы не было конфликтов. Сейчас вы убедитесь, как порой бывает нелегко найти выход из трудной ситуации.

Басня « Птичий двор» (инсценировка)

Утка курице сказала:

- « Вы яиц несете мало, все индюшки говорят, что на праздник вас съедят».

- « Косолапка! Дармоедка!- раскудахталась наседка. Гусь сказал, что вы не утка, что у вас катар желудка, что ваш селезень дурак, только знает:- Кряк да кряк!»

- « Кряк - послышалось в канаве. Гусь бранить меня не вправе, и за это начинен будет яблоками он. До гуся я доберусь».

- « Ого - го» ответил гусь.

- « Ах, скандал, скандал, скандал! - сам индюк забормотал». Растолкал гуся вокруг и гусыню клюнул вдруг. Прибежал на крик петух, полетел из утки пух. И послышалось в кустах «Га - га - га! Ку-дах - тах - тах!» Эту драку до сих пор вспоминает птичий двор. Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!

Воспитатель:

-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами?

Ребята:

- гнев;

- обиду;

- раздражение;

- страх;

- злость.

Воспитатель:

- Судя по вашим ответам, вы испытываете отрицательные эмоции. А можно ли избежать конфликта? Каким образом?

Ребята:

- Можно. Надо поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоишься подойти к нему и спокойно поговорить, возможно был прав он, а не я.

Воспитатель:

- Иными словами надо было не злиться и кричать (а то и кидаться в драку), а сохранять спокойствие. Что это значит сохранять спокойствие?

Ребята:

- Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.

- Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.

- Говорить тихо, не оскорблять.

- Дать другому человеку шанс отступить.

- Сдерживать себя, например лучше уйти, извинившись при этом.

- Идти на компромисс.

- По возможности использовать юмор.

Воспитатель:

- Всем хочется стать чуточку лучше, это я знаю по себе. А ведь существует много возможностей научиться жить бесконфликтно, то есть мирно, дружно. Один из способов - это умение делать комплименты. Давайте и мы попробуем говорить друг другу комплименты, приятные слова.

Игра «В кругу симпатий»

(Ребята встают в круг, мяч у водящего в кругу).

Ребята:

- Соня, ты сегодня выглядишь замечательно. Тебе очень идет этот наряд и прическа, все к лицу!

- Спасибо, Миша, ты очень добр ко мне. Я, верно, не оправдываю таких комплиментов, но мне это очень приятно слышать от тебя.

- Сережа, ты у нас такой добрый, отзывчивый мальчик, всегда готов прийти на помощь, выручить товарища.

- Спасибо, Наташа, за добрые слова. Мне это ничего не стоит, приятно помочь людям. А тебе, Наташа, спасибо за внимание.

- А я хочу сказать комплименты нашим девочкам. Спасибо, девочки, что вы так вкусно кормили нас в свое дежурство по маленькой кухне. Мы бы так не смогли.

- Ну, что вы, мальчики не стоит благодарности, это женская работа, мы всегда готовы научить вас вкусно готовить.

Игра « Ласковушки»

(Ребята стоят в кругу называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами).

Воспитатель:

- Умение высказать свое расположение к собеседнику - это еще не все. Вам надо уметь поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Это особенно важно, когда вы говорите по телефону. Давайте послушаем отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон».

- Алло?

- Алло.

- Слышно?

- Слышно.

- Хорошо?

- Хорошо.

- И у меня хорошо. Давай разговаривать?

- Давай. А о чем разговаривать?

- Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?

- Правда.

- Ну!

- Что, ну?

- Чего же ты не разговариваешь?

- А, ты, почему не разговариваешь.

- Давай, вот что подумаем, а когда придумаем, тогда и позвоним

- Ладно?

- Ладно.

- И так ребята, как вы оцениваете разговор мальчиков по телефону?

Ребята:

- Они говорят просто так, ни о чем.

- Если бы они говорили так по настоящему телефону, то надолго заняли бы линию, а может быть, кому то надо в это время срочно позвонить.

- Кроме этого, разговор по телефону стоит денег 1 минута - ... Поговорил 10 минут- …, а у нас в школе 120 детей вот
уже … рублей.

Воспитатель:

- Это пример как не надо говорить по телефону. А как надо?

Ребята:

- Прежде всего, надо помнить три чудодейственных слова: «извините», « пожалуйста», « спасибо».

Воспитатель:

- Правильно, эти слова особенно полезны и необходимы при телефонных разговорах. И так Настя звонит по телефону Наташе своей подруге домой. Трубку берет бабушка.

Телефонный разговор

- Алло?

- Здравствуйте, Мария Петровна, это Настя. Извините за беспокойство, но если можно пригласите, пожалуйста, Наташу к телефону.

- Здравствуй, Наташа. Нам завтра надо подготовить классный час и сходить в библиотеку в 16.00.

- Конечно, я сейчас отпрошусь у бабушки и обязательно приду.

- Хорошо, пока.

Воспитатель:

- И так, девочки коротко сообщили друг другу о главном. Настя пригласила Наташу в библиотеку, Наташа дала свое согласие.

А обо всем остальном, они поговорят при встрече.

Воспитатель:

- Каждый человек состоит из достоинств и недостатков, у него есть положительные и отрицательные качества. Идеальных людей не бывает. Но нам больше нравятся положительные качества.

Практическое задание:

- Возьмите, пожалуйста, листы- карты, где написаны положительные и отрицательные качества личности человека. Напротив положительного качества поставьте знак +, а напротив отрицательного знак -.

- И так, какими же качествами должен обладать человек, которому можно всегда и во всем довериться.

( Дети называют положительные качества личности человека).

Воспитатель:

- В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

- Сейчас мы составим «Дерево вежливости», которое будет вам хорошим помощником в общении друг с другом.

( К доске прикреплен лист ватмана с нарисованным стволом дерева без листьев. Отдельно у педагога зеленые листья с напечатанными словами вежливости. Дети выбирают листья - слова и размещают на дереве).

- Выберите слова - приветствия.

( Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, приветствую вас, привет, салют).

- Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь с вами встретить тебя.

( До свидания, надеюсь увидеть вас еще, до завтра, доброго вам пути, всего хорошего, всегда рада вас видеть, приятно было познакомиться).

- Как принято извиняться в культурном обществе?

( Приношу вам свои глубокие извинения, позвольте мне извиниться, не могу не принести вам свои глубокие извинения, простите пожалуйста).

- Выберите слова выражающие просьбу.

( Вы не можете мне сказать, не могли бы вы мне, скажите, пожалуйста, разрешите попросить вас, будьте добры).

- Какими слова лучше начать знакомство.

( Разрешите представить вам, разрешите познакомить вас, познакомьтесь, как тебя зовут, позвольте познакомиться, вы знакомы).

- Слова благодарности.

( Спасибо, благодарю вас, слова благодарности, заранее благодарна, очень признателен вам, примите мою благодарность).

- Найдите слова утешения и ободрения.

( Не огорчайтесь, это поправимо, нет повода для беспокойства, нет ничего плохого в том, что произошло, все будет хорошо, не расстраивайтесь, успокойтесь все уладиться).

Воспитатель:

- В заключении хочу вам сказать, чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни вас окружают ваши близкие, друзья, товарищи. И вы должны себя вести так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. « Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость».